Пламенный привет абитуриентам от парламента

Оксана Онищенко 29 января, 00:00
абитуриент

Читайте также

 

Верховная Рада проголосовала изменения в Закон "О высшем образовании", которые позволяют некоторым категориям абитуриентов поступать по отдельному конкурсу на основе экзаменов, а не ВНО. И эти изменения уже внесены в текст Закона. 

Несмотря на лозунги о равном доступе к образованию, в каждую вступительную кампании у нас есть льготники, имеющие преференции при поступлении. Их зачисляют на специально выделенные места по отдельному конкурсу вне общей конкурентной борьбы. 

Льготы для поступающих всегда критиковали и эксперты, и общественность (см. "Нужны ли льготы при поступлении?" ZN.UA от 9 августа 2013 г.). Такого принципа нет и в европейской практике. Наталья Радиш, юрист гражданской сети "Опора", отмечает: "В высших учебных заведениях Европы и США, где предусмотрено государственное финансирование обучения, нет ни внеконкурсного поступления, ни льгот. Основной критерий отбора абитуриентов — тесты. Поддержка социально уязвимых категорий студентов происходит не на этапе зачисления в вуз, а на этапе обучения. Например, в США государство покрывает затраты учебных заведений на специальное оборудование, сурдопереводчиков, транспорт для студентов-инвалидов и т.п.".

Наконец в нынешнем году правительство отважилось избавиться от вредного рудимента. В правительственном проекте закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" предложили внести в Закон "О высшем образовании" правку, которая бы определяла, что поступление возможно лишь на конкурсной основе. "Несмотря на то, что это звучит непопулярно, хочу напомнить всем норму ст. 53 Конституции, которая прямым текстом говорит, что граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе, — выступила на заседании комитета по вопросам науки и образования первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун. — Годами эту прямую норму Конституции игнорировали. Устанавливали право на внеконкурсное поступление для отдельных категорий в зависимости от социальных условий. В некоторых случаях просто политически предоставлялось право поступать вне конкурса, как, например, относительно детей шахтеров. Вот почему эту позицию министерство как раз очень поддерживает (отмену внеконкурсного поступления. — О.О.), вместе с тем мы считаем, что необходимо обеспечить возможность финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей во время учебы в университете".

Оспаривать нормы Конституции, конечно, никто не стал, — формулировку, предложенную правительством, парламентарии оставили в тексте проголосованного закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (№911-VIII). "Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе", записано теперь в ст. 44 Закона "О высшем образовании". 

И все было бы хорошо, если бы  эту фразу не дополнили целым абзацем, который на самом деле говорит о другом: "Участвовать в конкурсе по результатам вступительных экзаменов (то есть без ВНО!О.О.) по конкурсным предметам в высшем учебном заведении в пределах установленных квот приема в высшие учебные заведения Украины имеют право лица (по их выбору) с заболеваними, которые могут быть препятствием для прохождения внешнего независимого оценивания, дети-сироты и лица, законом признанные участниками боевых действий и защищавшие независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимавшие участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения". В этом скромном абзаце ну просто множество идей. И далеко не все они радуют. Зато вызывают много вопросов. 

Первый. В одной и той же статье закона теперь одновременно отрицается и вводится внеконкурсное поступление? Ведь в каждом вузе от всех выделенных мест госзаказа "отрежут" какое-то количество мест для льготников (квоту), и вокруг них вне общего конкурса развернется конкурентная борьба среди имеющих льготы. 

"Я согласна, что создание разного внеконкурсного поступления приводит к тому, что мы нарушаем статью Конституции о равном доступе к высшему образованию по конкурсу, — сказала при обсуждении правок в Закон "О высшем образовании" Лилия Гриневич. — Но это не означает, что у нас могут быть льготные категории, у которых неравные условия подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, и которые не могут туда проходить также по конкурсу, но в других обстоятельствах… Это не нарушает их поступления по конкурсу, — человек, сдающий вступительные экзамены, в пределах определенной выделенной квоты пройдет конкурс (например, на пять мест 15 человек), в котором выберут пять самых лучших. Это будет и конкурсное поступление, но также будут учитываться все условия различных жизненных ситуаций, которые не зависят от этих людей, однако не будут закрывать им доступ к высшему образованию".

Нельзя согласиться с этим аргументом. В Конституции установлено общее для всех правило. Если кто-то получает исключение из него, это уже нарушение права других людей, не имеющих такого исключения. Независимо от того, соревнуются льготники между собой за эти места или нет. В этом случае внеконкурсники займут места тех, кто мог поступить на основе конкурса. 

На самом деле такое внеконкурсное поступление невыгодно и льготникам. Ведь их судьба будет полностью в руках вуза: и результаты вступительных экзаменов, и определение, кто поступил, а кто нет, и даже апелляция относительно результатов.

Второй вопрос. Бесспорно, есть категории абитуриентов, нуждающихся в дополнительной поддержке от государства. Но если мы действительно хотим поддержать социально незащищенных, то не лучше ли помочь финансово? Чтобы социальные выплаты обеспечивали людям возможность не просто нормально питаться, одеваться, лечиться, иметь жилье, но и подтянуть свой уровень образования (пройти подготовительные курсы, нанять репетитора и т.п.). Льготникам придется учиться рядом с лучше подготовленными однокурсниками, а потом, получив диплом, быть конкурентоспособными на рынке труда. Как это можно сделать без нормального образования? 

Вариант "давайте просто разрешим им поступать без ВНО по отдельному конкурсу", конечно, экономнее, но можно ли считать это настоящей заботой? И еще один интересный момент: а кто и как побеспокоится о тех сиротах, военных, инвалидах, которые не пройдут этот "внеконкурсный конкурс"? 

Третий . Несмотря на сочувствие людям, имеющим заболевания, хочется поинтересоваться, не закладывает ли эта норма закона серьезные коррупционные риски в смысле получения справок. И еще. Если заболевание не позволяет абитуриенту сдавать ВНО, то как он будет сдавать вступительный экзамен, а потом экзамены на сессиях? 

Лилия Гриневич объясняет идею новой нормы Закона "О высшем образовании": "Например, дети с инвалидностью, которые не могут сдавать, по показателям своих заболеваний, внешнее независимое оценивание. Мы сегодня не смогли предложить для всего спектра инвалидностей различные способы прохождения внешнего независимого оценивания. Почему они должны быть отрезаны от высшего образования?". 

Вадим Карандий, директор Украинского центра оценивания качества образования, рассказывает об условиях, созданных организаторами тестирования для людей с инвалидностью: "Людям со слабым зрением разрешено пользоваться оптическими и оптико-электронными устройствами. Для этого они должны заранее (во время регистрации на тестирование) декларировать такую необходимость и представить справку от врача. Для людей с недостатками слуха возможен сурдоперевод. Для этого их всех направляют в аудитории, где есть сурдопереводчик. Если абитуриент нуждается в постоянном приеме лекарства и медицинском наблюдении, мы можем это обеспечить, ведь в каждом пункте тестирования есть медицинский пункт и медицинский работник. Абитуриентов с ограниченными возможностями передвижения мы берем на отдельный учет и организовываем тестирование так, чтобы они сдавали экзамены на самом низком этаже, в аудитории, куда удобнее всего добраться и при этом преодолевать меньше всего препятствий. Самая большая проблема с тестированием незрячих абитуриентов, — уже в течение нескольких лет мы апробируем возможность использовать шрифт Брайля при тестировании, но эта работа еще не закончена". 

"Есть техническая сложность, — говорит участник рабочей группы по разработке тестов для слепых детей Сергей Васин, президент ОО "Реаресурс" и директор учебно-информационного компьютерного центра Украинского общества слепых. — Например, задания с визуальными компонентами (графическими изображениями, фотографиями) сложно заменить заданием в приемлемой для слепых форме. Для разработки тестов нужны специалисты, оборудование, средства, наконец. Наш пилотный проект финансировал фонд "Відродження". Дальше развивать это дело должно государство". 

Но главная проблема детей с инвалидностью по зрению — не поступление. "В школах для слепых уровень образования не позволяет их выпускникам наравне с другими сдавать ВНО, — говорит Сергей Васин. — У них просто нет такого опыта. Поскольку не только тестов, а даже просто экзаменов в таких школах не проводят. Кроме того, у наших школ для слепых детей слабая материально-техническая база, плохое обеспечение учебной литературой".

"Если мы все одинаковые граждане, мы должны быть одинаковыми во всем, — подчеркивает Владимир Петровский, председатель ОО "Всеукраинский парламент трудоспособных инвалидов", инвалид первой группы по зрению. — Понятие "особые образовательные нужды", которое часто употребляют по отношению к инвалидам, бессмысленно, поскольку потребности, в том числе образовательные, у всех одинаковые — получить качественное образование, которое позволит потом иметь приличную работу и вообще найти свое место под солнцем. Разница лишь в возможностях. В интернатах для незрячих детей сегодня не обучают должным образом, скорее, просто присматривают, как няньки. А за качество обучения никто не отвечает. Тебе прочитали текст из учебника — радуйся. Хочешь знать больше и глубже — ищи репетиторов за дополнительную плату. В обычных школах есть система контроля знаний, в школах для детей с ограниченными возможностями такого нет. Значит, и стимулов учиться, и учить лучше — нет. Реального инклюзивного образования у нас тоже нет. Такая ситуация не позволяет детям с ограниченными возможностями чувствовать себя равными с другими студентами, даже если им удастся поступить в вуз по каким-то особым условиям. Более того, учитывая всю сложность, думаю, вузы постараются не взять на обучение абитуриентов с ограниченными возможностями — зачем им такой проблемный балласт (это же специальные учебники, пандусы, материально-техническая база). А вот если бы у такого абитуриента был сертификат ВНО — никуда бы не делись, вынуждены были бы принять. Быть может, к поступающим с ограниченными физическими возможностями можно было бы применить другие требования при поступлении — например, зачислять с 150 баллами вместо 180 у конкурентов. Но порог "сдал — не сдал ВНО" должны пройти все".

Кстати, по Условиям приема в высшие учебные заведения в 2016 г., социально уязвимые категории абитуриентов не оставались без внимания: лица, имеющие некоторые заболевания, и военные, которые мобилизовались после 30 ноября 2015-го или сейчас проходят военную службу, имели право при желании сдавать вступительные экзамены вместо ВНО. Но для участников АТО поступление это было не внеконкурсное, а на общих основаниях, только результаты экзаменов зачислялись как ВНО. 

Условия приема — это временный документ, их ежегодно утверждает Министерство образования к каждой вступительной кампании. Позже, когда система тестирования будет усовершенствована (завершена разработка тестов для людей с инвалидностью, разработаны тесты на способность к обучению, которые могут заменить вступительные экзамены для военных), норму о вступительных экзаменах можно было бы исключить из Условий. Но ее вместе с внеконкурсным поступлением ("квотами") внесли в Закон "О высшем образовании". Зачем?  Не потому ли, что  Условия поступления ежегодно проходят общественное обсуждение, после чего их утверждает Минобразования, а закон — это железобетонное решение, которое не смогут покачнуть ни предложения общественности, ни несговорчивость МОН?

Откуда же взялся тот злосчастный абзац о квотах и экзаменах в тексте закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины"? Судя по всему, из предложений комитета по вопросам науки и образования во время рассмотрения правительственного законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины". В протоколе комитетского решения  записано следующее: "Сохранить в действующей редакции ст. 44 Закона Украины "О высшем образовании" (т.е. оставить внеконкурсное поступление.О.О.) или часть третью ст. 44 в новой редакции дополнить такой нормой… (льготы для людей с инвалидностью, сирот и воинов АТО, приведенные в начале этой статьи.О.О.)".

Парламент проголосовал второй вариант. Свое решение комитет по вопросам науки и образования принял единодушно, как указано в протоколе. При этом на заседании отсутствовали В.Литвин и М.Поплавский, т.е. голосовали только депутаты от коалиции.

Вот так идея о равенстве при поступлении превратилась не просто в щелочку — в туннель в обход справедливого и прозрачного поступления и ВНО. 

Пикантная деталь: в тексте решения комитета отмечалось, что льготники будут поступать "по результатам вступительных экзаменов или внешнего независимого оценивания". А из текста проголосованного закона упоминание о ВНО вообще исчезло: "по результатам вступительных экзаменов", записано там. Это еще больше развяжет руки вузам во время "внеконкурсного конкурса". 

Попытки протянуть вступительные экзамены в Закон "О высшем образовании" были еще во времена Дмитрия Табачника. Дежавю? Хотя и не в таких масштабах. И это не первое посягательство на ВНО в постмайданном парламенте. Первый заместитель председателя комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский (БПП) уже вносил предложение учитывать сертификаты ВНО прошлых годов (см. "Упорство или упрямство?" ZN.UA от 13 марта 2015 г.), что нивелирует саму суть рейтингового балла независимого тестирования (и это тоже делал когда-то Дмитрий Табачник). К счастью, такое предложение не прошло, не в последнюю очередь благодаря активному сопротивлению общественности. 

Независимое тестирование вводится у нас уже почти восемь лет. Это одна из наиболее авторитетных и популярных в обществе реформ. Но и до сих пор не прекращаются попытки размыть ее. 

Традиционно удары приходятся на два направления — сужение действия ВНО и подрыв его авторитета. Свежим проявлением второго пути можно считать скандал вокруг УЦОКО по поводу возможного вмешательства в святая святых — результаты тестирования. Причем удар по ВНО будет нанесен в обоих случаях — и если вмешательство в защищенную базу данных Центра тестирования докажут, и если нет. 

Недавно ZN.UA обратилось в Генеральную прокуратуру с подробным запросом относительно результатов расследования. На подавляющее большинство вопросов ответов мы не получили, поскольку "Разглашение других данных досудебного расследования, согласно требованиям ст. 222 УПК Украины, сейчас невозможно". В полученной информации почти нет открытий: было несколько сотен случаев вмешательства в базу результатов тестирования, эти вмешательства совершили "служебные лица Украинского центра оценивания качества, вступив в преступный заговор с неустановленными лицами", и "подтверждены факты использования непосредственно абитуриентами для поступления в высшие учебные заведения сертификатов, сформированных на основании недостоверных сведений о результатах ВНО". Ну что ж, будем ждать обнародования убедительных доказательств и конкретных решений власти по ним.

Но что бы ни случилось, ВНО не отдадим. Ни при каких условиях. Хотя на этот раз мы, кажется, проворонили троянского коня — подарок от депутатов под елку (закон проголосовали 24 декабря 2015 г.). 

 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
6 комментариев
  • Oksana Mudrak 31 января, 09:12 Завдяки ЗНО в 2008-му моя дочка вступила на бюджет, тоді була шалена кількість пільговиків, але вони всі рвонули на Київ і ми досить спокійно вступили у Львів... декількома роками раніше майже всі розумні діти моїх знайомих вчились на контрактах. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Vera Tolok 30 января, 17:21 Дивуюся наївності віруючих у ЗНО як панацею. 1. Хабарники та хабародавці знайшли можливість складати ЗНО за межами вишів. Корупція просто переїхала тепер до рук Керівництва ЗНО (це реально класно, бо виші зняли з себе відповідальність за вступ і якість знань абітурієнтів. 2. Якість ЗНО (та якість знань абітурієнтів) кожен рік демонструє падіння рівня підготовки абітурієнтів. ПРО КВОТНІ ЗАРАХУВАННЯ: знаю історію одного шахтарського сина - дитина отримала вступ до університету лише завдяки рокам батька в шахті. Вчитися не хотів - вилетів на 2му курсі. Прийшов вчитися за контрактом. Занавєс (Соррі за русизм, але кращого слова не можу знайти). Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Миша Савин 30 января, 14:39 Вся справа в тому що діти депутатів і людей з грошима не можуть відповідати на тести в них бракує знаньТому їхні батьки видумують все щоб їхні бовдурі вступали до вишу,а дипломи друкуются для них.А ті хто згадує совок той теж йолдоп.Як можно зрівняти знання радянского інженера з сьогоднішнім, спочатку вивчи табличку множення не ділення а множення. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • VViktor 30 января, 14:31 За усі роки незалежності чинна влада від компартії нанесла освіті в Україні нищівний удар, завдаючи його поспіль рік за роком. Ліля Гриневич має свої мантри в становленні освіти, але вона недалеко пішла від філософа наукового комунізму Василя Кременя. Головне, що й досі вчителя й доценти з професорами займають найнижчу нішу в суспільстві з жебрацькою зарплатою і світять майже голими задами на міжнародних симпозіумах та конференціях. При цьому уся розумова елітна голота весь час пнеться «остепеніться». Конкурсний відбір вченими на вступних екзаменах дозволяє безпосередньо визначити здібності абітурієнта: здібний чи неук! 1.Чи можна неука навчити навчатись, а не зубрити довідники? 2.Ніяке ЗНО (особливо з величезними дірками для корупціонерів) досі не надало незалежного оцінювання здібностей абітурієнта до навчання? А це ж основне завдання освіти. 3.Спитайте справжніх вчених - чи їм завадив конкурс. коли вони поступали в університети та інститути? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Shestakova 30 января, 13:59 Мне нравится эта статья своим профессионализмом. Это многоголосая аналитическая статья. Четкая. В ней даются факты, ссылки, комментарии, цитаты из выступлений наших профильных депутатов, руководителя центра ЗНО и т.д. Но что самое ценное на фоне современной журналистики: расставлены смысловые акценты. С такой статьей легко работать: уже суммированы позиции, мнения, факты, документы и дана возможность их обдумать, найти свою позицию. Автор сумела уловить и передать основные тенденции вокруг ЗНО, вступительной кампании, а задача читателя - анализировать действительность, ее факты и события, самим дать оценку произошедшему. В этом плане текст статьи помогает разобраться, структурировать фактаж. Я согласна с выводами: ЗНО надо отстоять без всяких льгот и лазеек для коррупции и неофеодализма. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Светлана Хоришко 30 января, 11:23 Підтримую позицію автора. Замість справжнього піклування "відмазались" совковим законом.На мій погляд.депутатам дають якісь пігулки і вони втрачають глузд. Ответить Цитировать
Реклама
Последние новости
USD 25.77
EUR 27.74