"Ой чий то кінь стоїть"?

Поделиться
"Ой чий то кінь стоїть"?
Как власть проводит оптимизацию школ

Казалось бы, об оптимизации сельских школ сказано так много, что ничего нового уже не добавишь. Ошеломляющая статистика, многочисленные сообщения СМИ о борьбе сельских общин с местной властью, громкие заявления политиков, чиновников, общественных деятелей - такой шлейф тянется за реформой.

Как сообщила глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич, в ВР зарегистрировано несколько законопроектов и постановлений, связанных с запретом закрытия школ. Комитет также добился того, чтобы вопрос неаргументированной, необдуманной оптимизации школ был рассмотрен на парламентских слушаниях в конце октября.

Позиция власти проста: только забота о качественном и доступном образовании для сельских детей побуждает ее к модернизации (оптимизации, реорганизации, ликвидации) школ.

Во всем виновата демографическая ситуация и нехватка средств. Но давайте посмотрим на аргументы за оптимизацию с другой стороны.

Демографическая ситуация. Когда-то вследствие демографического кризиса в Украине закрывали детские сады. Однако рождаемость начала расти, и теперь имеем очереди в дошкольные учреждения и переполненные группы. Героические потуги возродить и ввести в эксплуатацию новые садики проблему до сих пор не сняли . Так же будет и со школами.

Экономия финансов. Парламентский комитет по вопросам науки и образования направил запросы во все облгосадминистрации относительно перспектив оптимизации (закрытия) школ в 2013 г. Несмотря на то, что три области (Винницкая, Ивано-Франковска и Тернопольская) вообще ничего не сообщили (просто не ответили или ответили, что пока не располагают нужной информацией), комитету удалось сделать интересные выводы. Согласно официальной информации, в течение года планируется закрыть 143 школы. Таким образом будет сэкономлено 44 млн 630 тыс. 700 грн. "В связи с этим у меня, по крайней мере, два вопроса, - акцентирует Лилия Гриневич. - Первый: такие ли это большие средства для областных бюджетов - несколько миллионов гривен экономии? И главный - куда пойдут эти 44 млн? Ради чего экономили на детях?"

Если уж власть решила затянуть пояса и начать экономить, то почему не на себе? Не будем напоминать, сколько миллионов тратит страна на содержание президента, сколько из государственной казны съедают прокуратура, СБУ и другие структуры. Возьмем значительно более скромные цифры - расходы на оплату труда и содержание чиновников облгосадминистраций, утвержденные правительством на 2013 г.: Волынская ОГА - 42,887 млн грн (на закрытии школ планирует сэкономить 1 млн 414 тыс.), Черновицкая - 37,7 млн (сэкономит 243 тыс. 700 грн), Закарпатская - 41,4 млн (317 тыс. 500 грн), Хмельницкая - 42,86 млн (4 млн 962 тыс.), Днепропетровская - 76,75 млн (9 млн 788 тыс.).

Качество и доступность образования. Лилия Гриневич подчеркивает: "На самом деле основная цель оптимизации должна заключаться не в экономии средств, а в том, чтобы ребенок мог учиться в лучших условиях. Потому что обеспечение доступного и качественного образования - это основная обязанность государства. Нужно четко видеть, что ребенок получит взамен в результате оптимизации. Если родители взвесят все преимущества и поймут, что трудности и риски, связанные с поездками в другую школу (а наши дороги - это всегда определенный риск), окупятся действительно более высоким качеством образования, они не будут протестовать. Но родители протестуют. Потому что видят, какую цену платят их дети, и понимают, что взамен они ничего не получают".

Вот пример. В парламентский комитет обратились с письмом активисты села Новоселовка Ореховского района Запорожской области. Власть предлагает общине этого села закрыть местную школу, где учится 13 учеников, или оставить только начальную, объединив ее с детсадом и создав учебно-воспитательный комплекс (УВК) "школа І ступени - детсад". Жители Новоселовки согласилась бы на второй вариант (младшим школьникам не придется далеко ездить), но помещение, куда хотят заселить созданный УВК, приводит их в ужас, поскольку находится в аварийном состоянии. Там нет ни воды, ни отопления, ни канализации, ни кухни, ни прачечной.

На депутатский запрос Лилии Гриневич по поводу этой ситуации глава Запорожской ОГА А.Пеклушенко ответил: "Здание и помещения детского садика на сегодняшний день находятся в надлежащем состоянии и вполне пригодны для эксплуатации и пребывания детей". Он также сообщил, что для ремонта детсада разработан сводный счет стоимости строительства на сумму 109 тыс. грн. Но достаточно ли этой суммы? Община считает, что нет, и на это предложение согласиться не может.

Но поразило новоселовцев не только это. Оказывается, в уютное помещение школы, которое каждое лето собственными силами ремонтировали родители, переедет сельсовет. "Значит, за счет наших детей в школе разместится сельский совет, а деток по ужасным дорогам в морозы, снег, дождь "возможно" будут возить за 10 км в другую школу, где условия не лучше", - говорится в письме к главе парламентского комитета.

Начальник районного отдела образования, как записано в протоколе общественного собрания, назвал такие условия королевскими и "утешил": "А в других селах, которые также на подвозе, дети ждут до шести часов вечера, потому что необходимо приобретать знания, какие бы условия ни были". При этом, как рассказали людям чиновники, государство обеспечивает питанием каждого ученика на 4,50 грн в день. И на таком "питательном" обеде дети должны продержаться до 18.00? Важно и другое: где они ждут автобуса, кто за них отвечает? Интересно, хотели ли бы сами инициаторы реформ, чтобы их дети учились в таких условиях?

Маленькое количество учеников в классе - это ненормально? В разговоре "не на диктофон" глава одной из райгосадминистраций так объяснил мотивы закрытия сельской школы: "Несколько учеников в классе - ну что это за обучение! Да это же издевательство над детьми! Им коллектив нужен!" С этим не согласна Лилия Гриневич: "Дети должны быть по меньшей мере обеспечены начальной школой и дошкольным учебным заведением в селе. Они могут в любом количестве (даже если это три ребенка) учиться в маленькой школе и при этом получить от начального образования то, что им нужно, а именно - любовь к обучению, желание познавать мир, читать, писать, то есть навыки начального образования. Такие учреждения, которые являются центрами социальной инфраструктуры в селе, нельзя закрывать, сколько бы они ни стоили".

Несмотря на официальные запросы, заявления и цифры, озвученные политиками и экспертами, реальные масштабы оптимизации школ по стране точно подсчитать сложно, поскольку школы уничтожаются двумя способами: полностью и частично (реорганизация, создание образовательных округов). Например, по данным Минобразования, в 2012 г. ликвидированы 78 школ и реорганизованы 333 учреждения.

Что это значит? Была в селе обычная одиннадцатилетка, то есть школа І-ІІІ ступеней. А ее реорганизовали в школу-детсад. Это означает, что от прежней школы останутся только 1-4 классы. Остальные будут ездить в другие учреждения. А часть учителей, соответственно, будут уволены. Чем не постепенное уничтожение?

В связи с этим хотелось бы видеть картину закрытия сельских школ по стране во всей ее красе. Честно, прозрачно, со всеми расчетами. Например, на сайте Минобразования или на правительственном портале. И не задним числом ("ликвидировано столько-то школ"), а заранее ("планируем закрыть такие-то школы, отказаться от школ ІІ и ІІІ ступеней в таких-то учреждениях, приглашаем к обсуждению").

Итак, о полной прозрачности процесса речь пока что не идет. И не только на общегосударственном уровне. Например, как сообщили в комитете по науке и образованию, Киевская ОГА в ответе на их запрос отметила: закрытие школ не планируется . Однако на сайте облгосадминистрации выложен "Областной план создания образовательных округов и модернизации сети учебных заведений, в том числе школ-интернатов", из которого следует, что в нынешнем году бесследно исчезнут 17 школ, еще 37 заведений будут реорганизованы с понижением ступени (от некоторых, кстати, останется только детский сад). "Всего за 2013 г. при проведении плановой оптимизации фактическая экономия будет составлять 14 млн 626 тыс. грн, а в последующие годы - 20 млн 866 тыс. грн", - написано в плане.

Почему планы оптимизации - тайна, можно только догадываться. Кстати, в 2011 г. процессом оптимизации школ интересовалась Генпрокуратура. По результатам комплексной проверки соблюдения законодательства об образовании в части законности закрытия и приостановления деятельности общеобразовательных учебных заведений были выявлены нарушения, связанные с незаконным отчуждением имущества, а также с тем, что не применялись меры по сохранению имущества закрытых школ. Кроме того, правоохранители выяснили, что иногда закрытие школ проводилось без согласия общины, не уполномоченными на это лицами, нарушались права учеников на безопасные и безвредные условия обучения, на бесплатную доставку к месту обучения. "Всего по результатам данной проверки прокурорами возбуждено три уголовных дела, вынесен 61 протест, внесено 43 предписания и представления, привлечено к ответственности 13 служебных лиц", - говорится в сообщении ведомства.

Особенно хочется остановиться на соблюдении нормы Закона Украины "Об общем среднем образовании" в части обязательного согласия общины на закрытие школы. Вот яркий пример того, как представители исполнительной власти уважают закон. В феврале 2013 г. под руководством Д.Табачника состоялось заседание рабочей группы по оптимизации сети учебных заведений, финансируемых из местных бюджетов. Как сообщается на сайте Ассоциации городов Украины, участники рабочей группы предложили "предоставить полномочия местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления осуществлять реорганизацию и ликвидацию общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, с учетом демографической ситуации и без проведения обязательных консультаций с общинами". (Курсив - О.О.).

В уже упомянутом селе Новоселовка, по сообщениям активистов, представители власти и сельский председатель делают все для того, чтобы сорвать собрание общины, которая решительно настроена бороться за свою школу. "Перед собранием сам председатель обзванивал и объезжал членов общины, сообщая, что собрания не будет. Поэтому и пришла только часть людей", - рассказывает Ирина Предеус. "Община не может собрать людей. Я сама видела, как в центре села возле кафе депутат райсовета срывала обращение актива с призывом прийти на собрание. Рядом с ней стояла секретарь сельсовета. А вообще, по селу распространяются слухи, что все эти собрания не имеют смысла, что детсад будет финансироваться из паев и пенсий, а это, дескать, невыгодно бездетным жителям села", - вспоминает Антонина Мась.

Возможно, эффективным заслоном манипуляциям и незаконным действиям мог бы стать мораторий на закрытие сельских школ. Проект такого постановления уже зарегистрирован в ВР О.Донием. Но, "помиловав" сельскую школу, следует подумать и о том, как и на какие средства ей жить дальше. Надеяться, что власть оторвет деньги от себя или выделит на образование 10% ВВП (как это положено по закону) вместо реальных на сегодня 6,2%, не приходится.

Необходимы другие механизмы дополнительного финансирования школ, аналогичные тем, которые работают, например, в Польше. Тамошний опыт изучал Восточноукраинский центр общественных инициатив в рамках проекта "Распространение адаптированного польского опыта ради сохранения образовательных услуг в сельской местности". Одним из вариантов выхода из ситуации в Польше стало создание общественно-активных школ (ОАШ).

Это означает, что о сельской школе, которая находится под угрозой закрытия, заботится не только государство, но и община самого села, создав собственную общественную организацию или заключив договор с уже существующей. В связи с этим в польское законодательство были внесены соответствующие изменения. Кстати, в Нидерландах такая практика была введена еще в 1920 г. И сегодня 70% школ этой страны находятся в управлении общественных объединений родителей.

Опыт создания ОАШ в Польше в общих чертах следующий. Сельская школа, как и раньше, получает деньги от государства, а также пользуется ресурсами, предоставленными или привлеченными общественной организацией. Это средства спонсоров, государственные гранты, деньги, полученные от продажи продукции собственного производства (приусадебного участка, подсобных хозяйств или изделий мастерских), аренды помещений. Интересно, что, по законам Польши, организации, которые занимаются школами, имеют специальный статус - ОО, которые действуют в интересах общественного блага. Это открывает перед ними дополнительные возможности. Например, каждый гражданин, заполняя налоговую декларацию, имеет право указать, что хочет перечислить 1% от уплачиваемой им годичной суммы налогов на содержание определенной ОО. Таким образом община может поддержать финансово общественную организацию, которая взяла под крыло ее школу.

Не менее важны и человеческие ресурсы. Кроме учителей в работе школы принимают участие родители, пенсионеры, волонтеры, выпускники, которые могут взять на себя бесплатное проведение некоторых кружков, заменить технический персонал (например, поочередно убирать школу, готовить еду и т. п.).

Восточноукраинский центр общественных инициатив немало сделал для распространения и изучения польского опыта. Создан учебный курс и издано пособие "Как сохранить школу в собственной общине: руководство к действию", проведен Всеукраинский семинар, участники которого обратились с письмом и предложениями к Д.Табачнику еще в 2011 г. Но, как видим, с тех пор ничего не изменилось.

А вот сельские общины уже готовы к таким действиям. Например, в селе Киселевка на Харьковщине фермеры выразили желание поддержать школу, которая находится под угрозой вымирания. В Новоселовке община предложила председателю сельсовета обратиться к арендаторам земли с просьбой делать благотворительные взносы на содержание школы на сумму 5-10 грн с гектара. Более того, община хочет, чтобы были пересмотрены договоры об аренде земли с дальнейшим указанием в них, какой взнос в социальную инфраструктуру села сделают те, кто арендует землю общины.

Кстати, закончилась эта инициатива печально. Председатель сельсовета хотя и подписал соответствующий протокол решения общего собрания, но после этого отнес заявление в прокуратуру о том, что активисты села вынуждают его к коррупционным действиям. "К нашим активистам уже приезжали представители соответствующих органов. Когда приехали ко мне, я сказала: "Не там вы, ребята, коррупционеров ищете!" - рассказывает активистка общины Ирина Предеус.

Благодаря "реформам" власти село сегодня оказалось в тупике. "Оптимизируются" не только школы, но и сельские клубы, библиотеки, ФАПы. "Так оптимизируйте уже сразу все село", - горько говорят люди.

"Власти нужна дешевая земля, так как фабрики и заводы уже разобрали. А если на земле нет ни больницы, ни школы, ее можно купить за копейки", - объясняет глава Общественного Совета работников образования и науки Украины Станислав Николаенко.

Только неравнодушие и активность общественности может как-то изменить ситуацию. Потому что на разнообразные программы реформ и планы действий надеяться не приходится. Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, качественное образование?.. Как любит говорить при случае один известный работник образования, теоретически - лошадь, а практически - не везет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме