НИ ЧИТАТЬ, НИ ПИСАТЬ, НИ СЧИТАТЬ НЕ УМЕЮТ МНОГИЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ШКОЛ В США

24 марта 1995, 00:00

Читайте также

SAT — Эс-Эй-Ти. Что означает эта аббревиатура знают, наверное, почти все учащиеся старших классов и большинство их родителей. Она означает тест — экзамен, который сдают обычно в 11-м классе, предвыпускном, или в выпускном — 12-м. Есть, конечно, школьники — и таких тысячи, — сдающих Эс-Эй-Ти уже в 10-м классе (некоторые даже в 9-м), после чего они поступают в университеты... Тест и был введен в 1926 году как одно из основных испытаний для поступающих в высшие учебные заведения.

Эс-Эй-Ти — один из немногих школьных общенациональных экзаменов, то есть одинаковых для калифорнийца и ньюйоркца, техасца и мичиганца. Он дает возможность сравнивать успехи (и неуспехи) всех без исключения школьников США.

Экзамен состоит из двух частей — языковой и математической. В той и другой экзаменующийся может набрать максимально по 800 баллов, в сумме — 1600. Бывают годы, когда ни один из экзаменующихся не получает максимальной оценки. Больше 1500 получают в целом по стране несколько десятков (редко — больше ста) школьников. Перед такими открыты двери практически любого университета страны. Эти юноши и девушки могут не волноваться по поводу стоимости образования. Университет полностью оплатит их учебу... То же касается в известной степени и школьников, набравших от 1400 до 1500 баллов. Высоким считается показатель и между 1300 и 1400. Впрочем, и 1200 баллов — достаточно хороший показатель, хотя его порой бывает недостаточно для поступления в ведущие университеты.

Следует подчеркнуть: во-первых, оценка за Эс-Эй-Ти — лишь один из показателей для поступления в высшее учебное заведение; чаще всего — главный, иногда — второстепенный, а то и третьестепенный; во-вторых, некоторые университеты (таких 22 проц.) не принимают в расчет оценку за Эс-Эй-Ти, когда обсуждают судьбу того или иного абитуриента.

Но Эс-Эй-Ти является показателем не только для университетской приемной комиссии. Данные об экзамене позволяют судить в известной степени и о качестве преподавания в отдельной школе, отдельном школьном районе, городе, штате... Опубликованные на прошлой неделе данные показывают, что средний суммарный показатель выпускника государственной («паблик») школы в Нью-Йорке — 794 балла (353 — за языковую часть и 431 — за математическую).

794 — много это или мало? Это, как легко догадаться, очень мало. 794 балла — это не только на 100 с лишним ниже средней оценки по стране. 794 — это ниже, чем еще год назад. Это означает, что знания среднего ученика нью-йоркской государственной школы не улучшаются, а ухудшаются.

«Довольно скромными» назвал в беседе с газетой «Нью-Йорк дейли ньюс» успехи нью-йоркских старшеклассников учитель Aдам Гроден, работающий в центре по подготовке школьников к общенациональному экзамену. Школьник, получивший за языковую часть Эс-Эй-Ти меньше 400 баллов, сказал Гроден, не может читать без словаря повесть Селинджера «Над пропастью во ржи», которая входит в список обязательной литературы в старших классах. «Такой школьник, — считает Гроден, — столкнется с трудностями при чтении журналов «Тайм» и «Ньюсуик», еженедельной газеты «Роллинг стоун»».

Ну, а на что способен школьник, набравший за математическую часть экзамена 431 балл? «Чтобы набрать столько, достаточно знать только арифметику», — говорит Джон Кацман, глава программы по подготовке школьников к экзамену. Но если этот школьник войдет в магазин и увидит объявление о распродаже со скидкой 25 процентов, то он, говорит Гроден, не сможет подсчитать, сколько стоит та или иная вещь.

Средний выпускник нью-йоркской государственной школы вряд ли готов к поступлению в университет. Более того — он плохо подготовлен и к повседневной жизни.

Впрочем, с тем и другим утверждением многие не согласятся. В последние годы наметилась тенденция принижать важность результатов Эс-Эй-Ти. Есть люди, утверждающие, что экзамен неверно оценивает знания «меньшинств» — негров, латиноамериканцев, женщин... Экзамен ориентирован-де на белого мужчину... Говорят также, что экзамен не свидетельствует о знаниях экзаменующегося, а свидетельствует лишь об умении (и желании) сдавать экзамен.

Сторонники той и иной точки зрения приведут примеры, когда ученики, получившие невысокие оценки на Эс-Эй-Ти, добились, тем не менее, определенных успехов и в университете, и после университета.

Случается ли подобное? Вне всякого сомнения... Но исключения бывают из любого правила. В целом же экзамен свидетельствует о знаниях экзаменующегося. Конечно, на результат влияют и другие факторы. К примеру, есть люди, которые нервничают в экзаменационной обстановке, а есть абсолютно хладнокровные. Первые недоберут какое-то число баллов. Но — сколько? Не 200 же, не 300! Если у слабонервного знаний на 1200, он не получит 800. Если у хладнокровного знаний на 800, он не получит 1200.

Данные Эс-Эй-Ти — вполне объективные данные о знаниях школьников. В том числе, разумеется, и нью-йоркских. Не скажешь же, что нью-йоркские — наименее знающие. У них, напомню, средний балл — 794, а у старшеклассников лос-анджелесских государственных школ еще меньше — 775. Еще меньше у бостонцев — 741. A средний ученик вашингтонской государственной школы едва-едва перевалил за 700 — у него 706 баллов. Если нью-йоркские не умеют ни читать, ни писать, ни считать, то что же умеют школьники столицы?

Читатель, знающий демографию страны, без труда скажет, почему невысока средняя оценка учеников в государственных школах Вашингтона, Бостона, Лос-Aнджелеса, Нью-Йорка... Потому, что на среднюю влияют оценки детей из негритянских и латиноамериканских гетто. Уровень их знаний катастрофически низок. Большинство этих школьников растут в семьях матерей-одиночек, которые, как правило, не закончили среднюю школу и живут на велфэре. В этих семьях не привыкли к труду — ни к учебе, ни к работе...

В этом году — как и в прошлых — худшие данные по Эс-Эй-Ти были в школах, где сосредоточены дети из городских гетто. Да и процент учеников, сдававших экзамен, в этих школах чрезвычайно низок, поскольку лишь единицы думают о продолжении учебы в высших учебных заведениях.

«У них нет стимула готовиться к экзамену», — сказал газете «Дейли ньюс» Джон Кацман.

У них, добавлю я, нет стимула и учиться в школе, потому что пример матери-велфэрщицы доказывает: прожить можно и на социальную помощь.

Впрочем, снижение уровня знаний экзаменующихся — это и свидетельство работы системы нью-йоркских государственных школ. Система обходится налогоплательщику в миллиарды долларов. Отдача ее минимальна.

В Нью-Йорке есть немало прекрасных средних государственных школ. Но в большинстве своем государственная школа выпускает некачественный продукт, и данные последнего общенационального экзамена подтверждают это.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89