Недоучки

Станислав Николаенко 26 апреля 2013, 19:19
№16_32

Читайте также

  • Недоучки «Зеркало недели. Украина» №16, 26 апреля 2013

Вспомним осень прошлого года. Пока продолжалась подготовка к парламентским выборам — к образованию, науке, культуре, здравоохранению все проявляли особый интерес. И власть, и оппозиция. Но выборы прошли. И любовь закончилась, даже не начавшись. На нужды образования в Госбюджете-2013 так и осталась цифра 6,2% валового внутреннего продукта (ВВП), а на науку — 0,3% ВВП, что ниже предусмотренного законом на 3,8 и 1,4% соответственно. Обещанные учителям и ученым изменения в бюджет по итогам І квартала никто вносить не собирается. Таким образом, просвещенцы недополучат 57 млрд грн, а ученые — 52 млрд грн.

Попытки парламентского комитета по вопросам образования и науки привлечь внимание к проблеме ликвидации школ не увенчались успехом. Верховная Рада Украины 16 апреля не захотела даже включить в повестку дня вопрос о проведении парламентских слушаний по этой проблеме. А ситуация непростая. Средняя школа, особенно сельская, просто вопит, чтобы уменьшить наполняемость классов. В Украине под угрозой ликвидации более 2000 школ, свыше полутора сотен в этом году будут закрыты. 

Погряз в политической трясине долгожданный закон "О высшем образовании". Вариант от власти натолкнулся на сопротивление общества, студенчества, глухое несогласие коммунистов, а прогрессивным вариантам от оппозиции и общественности не хватает голосов поддержки. Университеты и школы, училища и техникумы жаждут "любви" от бизнеса, требуют взаимовыгодных правил сотрудничества, автономности и самостоятельности.

Назрели изменения к закону о профтехобразовании. Не определена до конца судьба техникумов. Сейчас они активно интегрируются с университетами. И это никто не учитывает. Вместе с тем в Министерстве образования и науки появился законопроект "О профессиональном образовании", предполагающий соединить профтехучилища и техникумы в одну отрасль. Проблема непростая и нуждается в глубоком изучении. Есть плюсы, есть и минусы. Но многие специалисты опасаются, чтобы все эти новации не обернулись бедой для техникумов и училищ. Чего стоит только положение о том, что основателями и владельцами этих учебных заведений являются частные лица, учреждения и организации, местные советы и правительство. На сегодняшний день пребывание училищ и техникумов в государственной собственности хоть как-то спасало их от полного уничтожения. После принятия нового закона все изменится. Так что можно ожидать великий передел собственности, земли, сооружений, имущества и т.п. 

Поняв, что парламент все время занят то потасовками за кнопку, то еще за что-то, правительство, в частности Минфин, решительно берет инициативу на себя. Взят курс на секвестрование бюджетов образовательных учреждений, уменьшение количества внешкольных учреждений: музыкальных, художественных, спортивных школ.

Недавно Минфин направил письма местным советам и администрациям с предписанием перевести финансовое бремя внешкольного образования на плечи родителей. Сегодня в 2130 внешкольных учебных заведениях только Минобразования учится 1,5 млн детей школьного возраста, а это 40% всех школьников. Посещение этих учреждений хоть как-то спасает детей от улицы, наркомании, пьянства, а всю страну — от одичания, формирует у юношей и девушек нравственность и духовность, укрепляет физическое и эстетичное здоровье. Все мы радуемся, когда видим успехи боксеров команды "Украинские атаманы" и братьев Кличко. Но ведь не забывайте — все они прошли через внешкольное образование, систему детских спортшкол. А что будет дальше? Если вырубим корни, откуда возьмутся плоды? Ведь внешкольное образование развивает не только душу и тело, но и детский ум. Правильно сформированные эмоции и чувства у детей чрезвычайно положительно влияют на усвоение ими новых знаний. Как свидетельствуют исследования западных ученых, дети, играющие на музыкальных инструментах, рисующие, на 20–30% лучше воспринимают математику, физику, другие предметы. Знаменитый педагог В.Сухомлинский доказал, что умственно отсталые дети, регулярно посещавшие кружки технического творчества, намного лучше начинали учиться и даже абстрактно мыслить.

Вспоминаю, как несколько лет назад в одном из районов Лондона мне показывали новый тип учебного заведения. Долго демонстрировали учебные планы, рассказывали о значении внешкольной воспитательной работы. На что я сказал: "Но это же прототип нашего обычного дома детского творчества или бывшего дома пионеров". Хозяева даже обиделись, когда я заметил, что у нас давно существует система внешкольного образования. Я убежден: закроем те остатки музыкальных, художественных, спортивных и других внешкольных учреждений — лишим детей будущего, окончательно уничтожим интеллектуальный потенциал общества, доведем страну до пропасти.

Не могу не сказать и о серьезной угрозе высшей школе.  ("Над чьими головами занесен топор?" — статья  М. Стрихи на эту резонансную тему опубликована в предыдущем номере  ZN.UA). Речь идет о плане мероприятий по реализации президентской программы на 2013 г. В частности, предусмотрено увеличение соотношения преподаватель—студент до 1:18. Сейчас это соотношение составляет в среднем 1:12–13. В свое время, когда Украина присоединялась к Болонскому соглашению, мы стремились достичь соотношения 1:8. Это дало бы профессорам возможность вместе со студентами заниматься исследованиями, научными поисками. И вдруг такая новость!.. Кстати, замечу, что все это происходит на фоне демографического кризиса, когда и так резко падает контингент студентов, а поэтому уже сокращается количество преподавателей. В этой ситуации, наоборот, нужно было бы сделать мудрый шаг — уменьшить это соотношение, не увеличивая количества преподавателей! Ведь существенным недостатком нашей высшей школы является именно перегруженность педагогов лекциями и практическими занятиями. Педагогическая нагрузка достигает 900–1000 часов. Таким образом, чтобы в университет заглянула наука, а студенты могли заняться исследованиями, следует уменьшать, а не увеличивать нагрузки на преподавателей. Ведь во всех ведущих университетах мира, входящих в сотню лучших, соотношение преподаватель—студент составляет 1:5–8.

Рост соотношения приведет не только к увеличению нагрузки на преподавателей, и таким образом, дальнейшему снижению качества образования, но и к значительному сокращению их численности. А этот процесс коснется, к сожалению, прежде всего молодежи, аспирантов и ассистентов. Таким образом, все закончится снижением уровня качества наших вузов, их дальнейшей деградацией.

Не буду говорить о вреде от этих урезаний, секвестрования образования. Думаю, это понимают все. Не понимают только те, для кого жизнь — сплошной бизнес, бесконечная борьба за прибыли. Наверное, молодежь, пришедшая недавно пришла в Кабинет министров Украины, привыкла видеть жизнь из окон банков и дорогих авто. 

Напоследок напомню слова Антона Семеновича Макаренко о том, что правильное воспитание — это счастливая жизнь, плохое воспитание — это наше горе, наша вина перед всей страной. Так что не рубите топором по детскому образованию, не несите горе и беду Украине!

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
244 комментария
  • Children 15 мая, 10:33 Гарна дискусія вишла, але ж кілок з освіти не витягли. Влада- президент, уряд, міносвіти не вважають галузь локомотивом прогресу. Це для них важка ноша. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Алексей 14 мая, 23:44 Пастор пришел нас наставить на путь истинный :) ИМХО, система самообучения в школе приемлема. В принципе, она у нас есть - экстернат. Чего у нас нет, а есть в США - это оплата родителю, например матери, который имеет высшее образование и сам обучает своего ребенка всем предметам. По ставке учителя и со стажем. А школа,(в конце ВНО) - ежегодно оценивает достижения путем экзаменов и переводит из класса в класс. Я за такой подход. Тем более есть дистанционные курсы для школьников. Можно ли это распространить на вузы - наверное можно. У нас в вузах тоже есть экстернат. Проблема - качественные экзамены в вузе. В наших условиях лучше бы они были дистанционными. Но на уровне магистра лучше бы без экстерната, во всяком случае пока. А то, что миллиардер не видит перспективы в высшем образовании - ну так он не бог, имеет право не понимать. А вот тезис о том, что новые университеты как-то не так работают экспериментально не подтвержден. Все зависит от того, как устроен университет и достаточно ли в него вкладывают. Посмотрите на университеты Тайваня, сейчас Китая, да и ВШЭ в Москве. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Trawik 14 мая, 23:02 Прочитав, що в Харкові Табачник сказав, що Болонський процес знищив вищу освіту. А що це Європа не фінансує освіту у нас, завалила науку в універах, платить найнижчу зарплату, не написала нам підручники.... Та це ж якраз і зробив Табачник із своєю партією. Це він запровадив нормативи хабарів за призначення, ліцензіі, откати... А завал пояснив тупим дідам - професорам просто: європа винувата! А ті і розкисли.
    Fbr 14 мая, 23:10
    Застав дурня молитись- він і лоб поб'є! Парвильно, що доєднались до європейського освітнього простору, але треба робити все розумно. П'ять років назад нам поставили 4 за стан оновлення освіти, а при Сабачнику-2 !! Все розкрали Гепи, Віті, Допи, Азіри, Ренати....
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Миколай 13 мая, 17:52
    SIM 9 травня, 11:44 Преподаватели компенсируют тем, что меньше напрягаются. Учить всё равно почти некого и бесполезно. Хоть 50:1. Найти квалифицированную замену трудно. Кандидата на зав. кафедрой в вуз из ТОП-10 искали несколько месяцев. Никому не хочется в этот дурдом за эти деньги. Если кому такая работа нравится - значит, ненормальный, опять плохо.---------------------А государство пытается компенсировать увеличением количества и "качества" бумажек. Почитать требования по лицензированию и аккредитации - умора. Особенно в сравнении с реальностью. Нет, бумажки все в порядке, но студенты...)))). --------------------Я уже смотрю с точки зрения стороннего наблюдателя: когда, наконец, рухнет, чтобы всем стало ясно? Словами тут не поможешь: повальный советский страх и кретинизм. Ясно станет только тогда, когда будет очень плохо. Что случится после этого - это и определит, кто мы есть - азиаты или европейцы.
    Я реагував на коментар громадянина SIM.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Миколай 13 мая, 17:48 До цього коментаря і додавати нічого не потрібно... Діагноз правильний на всі 100%. Але для "діячів" типу Азарова (а, здається, і Арбузова) це все, в кращому випадку, до лампочки. Ну, що ж, час все покаже. Головне, щоб крові невинної пролилось якомога менше ... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Пастор 11 мая, 19:29 Народ, горячие дискуссии у вас, и качественные люди высказываются. Но путаетесь, хотя решение известно. А именно: надо платить за принятие экзаменов, за сам факт организации и проведения экзамена, на котором нет списывания, других манипуляций. За само преподавание плату взимать (а также платить из бюджета преподавателям) надо запретить. Надо переходить на интернет-лекции/занятия (смотри пример MOOCs "massive open on-line courses"). Пример платного экзамена - экзамены по языкам TOEFL, Cambridge. А также пример экзамена по мат. подготовке . GMAT. Т.е. подготовкой занимается человек сам - с книгами, с интернет заданиями, с преподавателями, - как хочет, а фиксируется в дипломе только результат экзамена. Чего еще искать? Надо расширить это на все, что изучают в ВУЗах. Я думаю реально охватить 85% материала по любому предмету. А оставшиеся 15% действительно можно изучать собираясь в каком-то здании... но можно и непосредственно на будущем месте работы. В США - 60% поколения сегодня идут в ВУЗы. В то время, как 30% не получают диплома средней школы. Т.е. идут "все". Заканчивают все с долгами, в среднем 23 тыс. долл. на душу. Из них, половина - не имеет работы или работает официантами, т.к. мошенники от образования их "развели на деньги" - взимали с них плату за обучения ненужным вещам и выдали ничего не значащий диплом. Т.е. 30% - не заканчивают школу. 30% - жертвы мошенников, оставшиеся с долгами по кредитам, 30% - как-то себя находят. Но, во всех компаниях в США, все инженеры - пакистанцы и индусы. Говорят с акцентом. Короче: если такой лохотрон в США, то реформировать это болото - невозможно. Т.е. - платные экзамены, а "лекции-упражнения" - бесплатные в интернете. В наши ВУЗы, особенно медицинские, детей посылать уже просто нельзя, особенно девочек. На каждую 17-ти летнюю девочку, там будет по 5 арабо-африканцев мужского пола, которые прибыли с целью получения сексуальных услуг. Т.е ВУЗ в Украине сегодня - это 1) ректор-рабовладелец, 2) некомпетентные коррумпированные преподаватели-рабы, 3) орды арабо-африканских секс туристов из всех горячих точек планеты (Ирак, Нигерия и т.д.).
    Брасид 12 мая, 09:35
    Писал то ли школьник то ли студент младшего курса. Иначе откуда столько фантазий и бреда?
    Пастор 13 мая, 19:14
    Дежурная посредственность на этом сайте высказала свое мнение. Большое спасибo! Констатация того, что высшее образование в США превратилось в полный лохотрон и идея замены пятилетнего лохотрона на независимый экзамен, была высказана, в частности, Питером Тилем, миллиардером и одним из основателей Пей Пал. (Pay Pal founder Peter Thiel). Этот авторитетный человек, который интересуется высшим образованием с 2007-го и планировал собственный университет, но отказался от этой идеи, т.к. его анализ показал, что новые университеты "не работают как надо". 22.01.2013, в Мюнхене на конференции он сказал: "Вкладывать больше денег в образование - это не решение". Т.е. Тиль пришел к прямо противоположному выводу, чем автор этой статьи, презренный красный директор от образования. Но интереснее всего послушать TED с участием Тиля, где идут дебаты об образовании. (Есть на iTunes). На практике, в Украине, подготовка к ЗНО уже проходит именно в том виде, за который я ратую. А именно - школа не учит как нужно, родители нанимают аудиторов и платят им напрямую от 10 до 20 долл. в час, ученики сдают ЗНО без коррупции и на хорошие оценки, которые соответствуют реальным знаниям. До родителей массово дошло, по крайней мере вне депрессивных центров, важность ЗНО и бесплатного образования с хорошим баллом ЗНО. Преподаватели-репетиторы могут зарабатывать до 160*20=3200 долл. за месяц чистыми. Лузерам преподавателям, которые тут комментируют, - на заметку. Что касается превращение высшего образования в гигантские салоны сексуальных и брачных услуг для выходцев из стран третьего мира, центр массовой миграции будущих Царнаевых в Украину, то это вопрос наличия глаз на голове. А также вопрос выживания собственных детей - только дегенерат может еще посылать своих детей в секс-центры, которые когда-то были ВУЗами. Тем, кто не тупой, мои комментарии пойдут на пользу.
    Брасид 13 мая, 21:45
    Не стоит посыпать себе голову пеплом и называть себя дежурной посредственностью, этот цирк оставьте для других. В данном месте хотелось бы вразумительных мыслей. А у вас этого, увы, нет. Мнение цитируемого вами Питера Тиля относится к Украине или нет? Неужели этот миллиардер анализировал систему образования Украины? Думается что нет. И его выводы, относящиеся к другим странам вы пытаетесь отнести к совсем другим реалиям. Это называется шулерство. За такое в хорошей компании бьют канделябром по голове. А о секс-центрах может писать только дегенерат или человек с проблемами в половой сфере. Треп о некомпетентных преподавателях выдает в вас человека далекого от высшего образования. Вероятнее всего вы просто нанятый тролль, чтоб проводить нужную политику тут. Но незнание материала, использование бредовых ярлыков "некомпетентные коррумпированные преподаватели", "орды арабо-африканских секс туристов", "Лузерам преподавателям..." выдают вас с головой. Такое может писать только полный невежда.
    Елена 13 мая, 23:50
    Что-то Вы уж очень-то оптимистичную картину описали работу преподавателей. Прямо таки и хлеб с маслом, и икра черная на ложечке. Дети выпускники в будние дни учатся до 15-16 часов. Репетиторы начинаются с где-то с 17-00 и максимум до 20-00. Имеем 3 часа чистого времени. И это, если у репетитора дома, можно взять несколько человек. Если репетитор приезжает к ученику, то получается еще меньше. Совсем не Ваши расчеты, даже близко. Не хочу Вас разочаровывать, но это далеко нелегкий хлеб и литературы дополнительной штудируются тонны. У дочки был репетитор по истории. Да, я и не думала, что по такому предмету придется брать репетитора, но дочке история не шла абсолютно, при том, что в школе был замечательный преподаватель. По английскому не брала, все получила в школе, написала на 190 баллов. Школе надо помогать, сейчас, к сожалению, все за счет родителей. Долго так школы продержаться не смогут. Здесь Николаенко прав. Как прав и с внешкольным образованием. Грустно все это.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Observer 11 мая, 15:26 На україномовній версії газети поставили хрест? Бо україномовні версії статей не відкриваються зовсім. Сумно. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • гость1 10 мая, 16:49 .. дикая капитализма рано или поздно сама себя и пожрет..устроена она так...бесчеловечно...Украине с ней не по пути... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Алексей 9 мая, 04:47 Не смотря на разговоры, ректораты вузов начали готовиться к 1:18. Ну, и как наше сопротивление?
    SIM 9 мая, 11:44
    Преподаватели компенсируют тем, что меньше напрягаются. Учить всё равно почти некого и бесполезно. Хоть 50:1. Найти квалифицированную замену трудно. Кандидата на зав. кафедрой в вуз из ТОП-10 искали несколько месяцев. Никому не хочется в этот дурдом за эти деньги. Если кому такая работа нравится - значит, ненормальный, опять плохо.---------------------А государство пытается компенсировать увеличением количества и "качества" бумажек. Почитать требования по лицензированию и аккредитации - умора. Особенно в сравнении с реальностью. Нет, бумажки все в порядке, но студенты...)))). --------------------Я уже смотрю с точки зрения стороннего наблюдателя: когда, наконец, рухнет, чтобы всем стало ясно? Словами тут не поможешь: повальный советский страх и кретинизм. Ясно станет только тогда, когда будет очень плохо. Что случится после этого - это и определит, кто мы есть - азиаты или европейцы.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Марченков 6 мая, 10:41 tty ! Кстати , когда Николаенко был министром и особенно после - многие педагоги, и не только считают его самым успешным министром . И это так. Его взгляды основываются на огромном опыте , тем более он сейчас сам преподает. Об эмоциях и чувственном в процессе образования он хорошо изложил, нельзя детей на улицу выбрасывать! Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.33
EUR 28.60