Не аппендикс, а ресурс для инноваций

Елена Кухаревская 10 февраля, 23:01
образование
liko-school.kiev.ua

Читайте также

Украинское образование стоит на пороге больших перемен. Мы строим новую украинскую школу, способную отвечать тем серьезным вызовам, которые ставит перед ней общество. 

Чтобы реализовать такую амбициозную цель, придется приложить много усилий. Нам нужно сформировать рынок образовательных услуг. На нем должно быть представлено разнообразие школ — разных типов и форм собственности. Разнообразие школ — это разнообразие возможностей для родителей выбрать для своего ребенка учебное заведение. Чем больше у нас будет хороших и разных школ, тем этот выбор будет шире, и тем более демократичной станет наша система образования. 

Я директор частного учебного заведения "Лико-школа", открывшегося относительно недавно —1 сентября 2014 г. Наша школа — одна из немногих не арендовавших готовые помещения, а выстроившая себя с нуля, с первого кирпича. Был тяжелый период строительства, поиска персонала, создание материальной базы, набора детей… И вот первое сентября — школа открыта. Счастливые лица детей, растерянность родителей, неуверенность учителей. 

Я задумалась: какие воспоминания о школе остались с детства у меня? Удивительно, но оказалось, что я почти ничего не помню с тех времен. Осталось только ощущение холода, дискомфорта и отчаянной несправедливости. Припоминаю огромную отталкивающую стену в виде двери кабинета директора школы. Помню, что туда вызвали только тех, кто плохо вел себя. Но я ведь была отличницей, и потому не попадала за ту каменную холодную скалу.

Первое, что я сделала, став директором частной школы, — открыла дверь своего кабинета для всех: детей, родителей, персонала, друзей, оппонентов и единомышленников. Похоже, теперь я компенсирую все то, чего не хватало когда-то мне: комфорта, тепла, позитива, улыбок, отношения ко мне как к равной, ощущения, что я все смогу, что я с каждым шагом становлюсь все сильнее, что мы все вместе, и нас соединили на всю жизнь не только стены, но и дух школы.

В наших классах — немного учеников, и потому есть возможность уделить время каждому, обеспечить настоящий индивидуальный подход. 

Частная школа также имеет возможности для внедрения инклюзивного обучения. И не только потому, что может создать безбарьерную среду (пандусы, поручни, проходы), но и потому, что способна обеспечить индивидуальное педагогическое сопровождение. Например, в моей школе учится девочка с синдромом Дауна. Это наше солнышко. Весь день рядом с ней находится социальный педагог. За те полгода, что наша солнечная ученица учится в нашей школе, психологи констатируют огромный прогресс в ее развитии, и это для нас — большая радость. Родители других учеников говорят, что для их детей обучение в инклюзивном классе стало также важным: "Спасибо вам  за солнышко"

Одна из главных проблем государственных школ — недостаточная материальная база. А без нее вводить инновации чрезвычайно сложно. Частные школы могут себе позволить и хороший Интернет, и компьютерные классы с современным оборудованием, и кабинеты естественных наук. 

Каждый год корпорация "Майкрософт" определяет в каждой стране перечень инновационных школ. В перечень, составленный для Украины, пока входят преимущественно частные школы. Конечно, это не означает, что в государственных школах работают менее профессиональные учителя. Это означает, что у них нет таких возможностей, как у тех, кто работает в частных.

Но мы не замыкаемся в своей орбите. Наоборот, пытаемся стать "точками кипения" новых идей, знаний, возможностей для тех, кто работает в сфере образования. Неважно, из каких именно школ эти специалисты — государственных или частных. Нам главное — объединить единомышленников вокруг интересной идеи. 

Например, совсем скоро на базе нашей школы стартует форум Edcamp Kyiv 2017. Это часть международного движения Edcamp, объединяющего около 25 тысяч учителей и разных стейкхолдеров учебного процесса из всех уголков земного шара для открытого обмена педагогическим опытом, сотрудничества и решения общих задач. На площадке Edcamp Kyiv2017 мы хотим собрать работников образования — агентов изменений. В форуме примут участие и представители Минобразования.

Недавно на образовательном форуме в Лондоне я познакомилась с представителями Европейской ассоциации STEM-образования. Наша школа стала членом этой ассоциации. Это для нас очень важно, ведь мы растем вместе с нашими учениками, скоро ждем открытия нашей старшей школы — технологического лицея для старшеклассников. Хотим, чтобы это была современная профильная школа европейского образца со STEM-лабораториями (по физике, химии, биологии, математике), технологическими мастерскими и инжиниринговым центром (робототехника, 3D-моделирование, креативное мышление, программирование, ТРИЗ-педагогика). Для талантливых детей у нас предусмотрены грантовые программы. 

Этот проект будет важным не только для учеников и учителей нашей школы. Мы сможем транслировать лучший европейский опыт в системе STEM- образования для всех украинских педагогов. Надеюсь, создание технологического лицея, в котором будут воплощены самые современные технологии, станет одним из первых важных шагов на пути формирования профильной старшей школы нового типа. А она уже не за горами. Работа над законом "Об образовании" выходит на финишную прямую. 

Кстати, представители частных школ также входят в рабочие группы, работающие над этим законом. Мы принимали участие в обсуждении концепции "Новая украинская школа", сейчас совместно с коллегами из всей Украины работаем над проектом новых образовательных стандартов. 

Но сидеть и ждать, когда будут приняты законы или постановления, мы не можем. Уже сейчас у нас появляются проекты на опережение. Например, "Клуб успешных педагогов" — для тех, кто хочет профессионально расти. Это своеобразная альтернатива нынешней системе повышения квалификации учителей. Этот проект — прекрасный пример объединения школы, громады, бизнеса. 

Когда говорят о средней школе, в основном имеют в виду школу государственной формы собственности. Нет, конечно, о том, что в Украине есть частные школы, знают все. Но о том, как живет частный сектор образования и каково его место в образовательной системе, вспоминают не часто. Да и то, к сожалению, преимущественно в смысле "заоблачных" доходов тех, кто работает в частных школах. 

Хотя теоретически вроде бы все обстоит благополучно: в законах, программах и стратегиях развития образования, принятых на разных уровнях, всегда подчеркивается, что нужно развивать и поддерживать школы разного типа собственности. Однако на самом деле никакой государственной поддержки частные школы не получают. А без этой поддержки некоторые частные учебные заведения выживать не могут. С 2013–2014-го учебного года по 2015–2016-й в Украине закрылись 29 частных школ. 

Меня спросят: а почему государство должно что-то доплачивать частному бизнесу? Но ведь, согласитесь, "частных детей" не бывает, — ученики частных учебных заведений — такие же граждане Украины, как и их ровесники, обучающиеся в школах государственной формы собственности. И их родители, как и все родители Украины, платят налоги, из которых финансируется, в том числе, и образование. Вот и получается, что за образование своих детей родители из частных школ платят дважды: налогами и платой в частной школе. Однако ученики частных школ не получают ни бесплатных учебников, ни питания. Обучение в школе или воспитание в детсаду каждого ребенка обходится частному учебному заведению приблизительно в 35–50 тыс. грн в год . Это — без учета питания.

И если уж говорить об экономической составляющей, предлагаю провести элементарные расчеты: в 2015 г. в столице образовательная субвенция на одного ученика составляла 8442,52 грн. Поскольку на учеников частных школ эти средства не выделялись, "частники" фактически сэкономили бюджету Киева по отрасли "Образование" за 2015 г. 50 млн грн. Нужно также учесть, что частные школы обеспечивают рабочие места для учителей, обслуживающего персонала. 

Да, частное образование — это бизнес. И нет ничего плохого в том, что мы, менеджеры и владельцы частных школ, стараемся его развивать. Для того чтобы быть конкурентоспособными, мы должны постоянно двигаться вперед, вводить новшества. Однако мы понимаем, что живем не на необитаемом острове. Нельзя достичь успеха в одном отдельно взятом сегменте. Образовательная система страны — это  единый организм, где мы связаны между собой, и каждый выполняет свое важное дело. Частные школы — это не паразитирующий нарост или какой-то аппендикс. Мы — очень мощный ресурс для воплощения инноваций. Как и все патриоты своей страны, хотим жить в успешном, сильном и независимом государстве. Убеждена, что все вместе мы сможем изменить наше образование, нашу страну. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости