Меньше денег — меньше вузов?

Поделиться
Меньше денег — меньше вузов?
Согласно последним изменениям в Бюджетный кодекс, начиная с 2017 года подготовка кадров в колледжах будет финансироваться из местных бюджетов. Такое нововведение не добавляет им уверенности в будущем, поэтому, скорее всего, немало колледжей будут искать объединения с университетами и институтами - закон позволяет им быть структурными подразделениями других вузов.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ХОТЯТ ВНЕСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ В ЧАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон о Государственном бюджете на 2015 год принимали в последние дни прошлого года в уже привычном авральном режиме. Одним из аргументов в пользу принятия этого несовершенного, по словам премьер-министра, бюджета, был его обязательный пересмотр в будущем: в заключительных положениях Кабмин обязывался до 15 февраля представить на рассмотрение ВР предлагаемые изменения в Закон о Государственном бюджете в зависимости от результатов переговоров с международными финансовыми организациями и согласно изменениям, внесенным в другие законы. Таким образом, в понедельник,
16 февраля, этот важный документ был подан в Верховную Раду.

Расходы на образование и науку Кабмин решил уменьшить, но не очень существенно: предлагается сократить образовательную часть бюджета на 92,4 млн грн, но в процентах это всего лишь 0,57% от запланированных затрат на образование. Основные статьи расходов - подготовка кадров вузов III–IV уровней аккредитации и образовательная субвенция, из которой финансируются средние школы, - уменьшены на 126,2 и 186,5 млн грн (1,2 и 0,4%) соответственно. На 15 млн грн (0,26%) меньше предлагается направить на подготовку рабочих кадров и на 25 млн (0,65%) меньше - на подготовку кадров вузов І–ІІ уровней аккредитации. Также 8 млн (1,4%) забрали у КНУ им. Тараса Шевченко (финансирование этого университета прописано отдельной строкой в Госбюджете).

Вместе с тем затраты по некоторым статьям правительство предлагает увеличить. Наиболее существенно на образование в учреждениях с усиленной военно-физической подготовкой - в
2,3 раза. Впрочем, даже при условии такого увеличения на эту статью придется расходов значительно меньше, чем в 2014 и 2013 гг. (когда в ней предполагалось финансирование углубленного изучения физики, математики, физкультуры и спорта). На 27,6% (9,2 млн грн) планируется увеличить финансирование антарктической станции "Академик Вернадский" (напомним, что в первом проекте бюджета не выделили достаточных средств даже на то, чтобы забрать со станции исследователей и доставить туда новую команду).

Впрочем, изменения в бюджет - далеко не самые заметные из тех, что ожидают украинское образование в нынешнем году. Новый Закон "О высшем образовании" запустил процесс реформирования этой сферы. Однако часто предлагаемые изменения натыкаются на критику. Работники образования и общественность не всегда понимают происходящее и также не всегда поддерживают изменения. В качестве примера можно привести ситуацию с сокращением количества вузов - с 802 до 317.

Об этом как об одном из этапов реализации реформы высшего образования заявлял министр образования и науки Сергей Квит. Заявление успело посеять панику среди работников сферы образования : дескать, куда исчезли почти пять сотен вузов? Неужели их просто ликвидировали? На самом деле же начался длительный процесс изменения сети украинских вузов. Вместо четырех уровней аккредитации Законом "О высшем образовании" введена новая градация учреждений высшего образования - согласно их учебной и научной деятельности. Университет - это преимущественно многоотраслевой вуз, имеющий программы всех образовательных степеней. Академия или институт могут иметь программы всех степеней, но в одной отрасли. Колледж может готовить только младших бакалавров и бакалавров только в одной отрасли.

Очевидно, что переход на новую классификацию вузов будет происходить довольно долго. Пока что нет даже нового перечня отраслей и специальностей - Минобразования согласовывает его с пятнадцатью разными ведомствами, и этот процесс в условиях украинской бюрократии изрядно затянулся.

Вероятнее всего, цифра 317 вузов, якобы оставшихся в Украине, является результатом механического наложения количества высших учебных заведений ІІІ–IV уровней аккредитации на новую классификацию. Однако это ошибочный подход, ведь колледжи, которые готовят бакалавров, тоже принадлежат к учреждениям, дающим высшее образование. Более того, вузы І уровня аккредитации, после того как они получают лицензию на подготовку младших бакалавров, имеют пять лет для запуска бакалаврских программ и прикладных научных исследований.

То есть переход техникумов и колледжей либо к высшему образованию, либо к профессиональному может быть длительным процессом. Однако этот механизм имеет один недостаток - привязку перехода к лицензированию программ младших бакалавров.

Дело в том, что Закон "О высшем образовании" предусматривает такие образовательные степени: младший бакалавр, бакалавр, магистр и доктор философии. В то же время образовательно-квалификационные уровни "младший специалист" и "специалист" исчезнут на протяжении 2017–2019 гг. Скорее всего, уровень младшего специалиста перейдет в профессиональное образование. Вместе с тем новая степень младшего бакалавра сейчас остается непонятной и для вузов, и для работодателей.

В некоторых странах ЕС существует так называемый короткий цикл подготовки в высшем образовании. Он обусловлен традициями, связанными преимущественно со спецификой лишь некоторых профессий. Во время написания нового закона с предложением ввести аналогичный цикл в Украине выступили художественные вузы. И такой шаг представляется вполне правильным, ведь система образовательных степеней должна позволять функционировать и развиваться всем отраслям знаний. Требование же лицензировать младших бакалавров для всех техникумов и колледжей, если они хотят остаться в сфере высшего образования, наоборот, представляется непродуманным.

Как только станут известны условия лицензирования, техникумы и колледжи массово выстроятся в очередь для получения лицензии на подготовку младших бакалавров - и не потому, что они будут знать их место на рынке труда или будут иметь договоренности с работодателями, а из-за желания остаться в сфере высшего образования.

На самом деле намного проще было бы сократить переходный период до трех-четырех лет и отменить требование лицензировать младших бакалавров для получения статуса вуза. В конце концов, если колледж или техникум запустит бакалаврские программы и начнет прикладные исследования, то останется в сфере высшего образования, если нет - перейдет к профессиональному образованию и продолжит готовить младших специалистов.

Однако в любом случае прежде всего нужно выяснить, какие перспективы дает степень младшего бакалавра. Хотя это касается всех образовательных степеней. Ведь если абсолютное большинство младших бакалавров сразу же будет поступать на бакалаврские программы, и выпускники лишь некоторых специальностей смогут найти работу после двух лет высшего образования, то нам угрожает простое переименование младших специалистов в младших бакалавров вместо внедрения новой образовательной степени со своим местом и спецификой.

Количество вузов зависит не только от их классификации - не менее важным аспектом является финансирование. Согласно последним изменениям в Бюджетный кодекс, начиная с 2017 года подготовка кадров в колледжах будет финансироваться из местных бюджетов. Такое нововведение не добавляет им уверенности в будущем, поэтому, скорее всего, немало колледжей будут искать объединения с университетами и институтами - закон позволяет им быть структурными подразделениями других вузов.

Такие долгожданные реформы в образовательной сфере, только начавшись, сразу натолкнулись на негативную реакцию - "реформы медленные", "ничего не меняют", а то, что меняется, общественности часто не по душе (вспомним хотя бы недавний скандал с якобы отменой МОН обязательных дисциплин гуманитарного блока). Однако структурные изменения требуют времени, особенно в условиях хронического недостатка ресурсов и неэффективности бюрократического аппарата. И потому работникам образования важно понять, какие именно изменения происходят и будут происходить, чем они объясняются и как регулируются. А министерство должно делать все возможное (и даже больше), чтобы процесс реформирования образования был прозрачным и понятным для всех, кого эти реформы касаются.

P.S. По информации ZN.UA, согласно определению, которое содержится в новом Законе "О высшем образовании", сегодня в Украине насчитывается примерно 317 высших учебных заведений. Однако специалисты предполагают, что до конца учебного года их количество может уменьшиться до 280.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме