Как выбирают профессию будущие студенты?

Поделиться
Как выбирают профессию  будущие студенты? © SergeyNivens / Depositphotos
Вступительная кампания стартовала, и подавляющее большинство абитуриентов уже определились, где и по какой специальности учиться. Как будущие студенты выбирают профессию? Насколько этот выбор мотивирован и обоснован? Можно ли поступить без репетиторов, только за счет знаний, полученных в школе?

Результаты социологического исследования оказались интересными

Вступительная кампания стартовала, и подавляющее большинство абитуриентов уже определились, где и по какой специальности учиться. Как будущие студенты выбирают профессию? Насколько этот выбор мотивирован и обоснован? Можно ли поступить без репетиторов, только за счет знаний, полученных в школе?

Интересные и иногда даже неожиданные ответы на эти вопросы дают результаты социологического исследования "Социально-экономический портрет студентов", проведенного компанией GfK Ukraine по заказу аналитического центра CEDOS. Это исследование охватывает широкий спектр вопросов, но мы сосредоточимся только на касающихся вступительной кампании.

Часто говорят, что школа оторвана от высшего образования, что вузам приходится наверстывать со своими первокурсниками то, что они должны были усвоить еще за школьной партой. Но результаты исследования показывают: связь между школой и вузом не просто существует - она дает возможности для поступления и существенным образом влияет на выбор будущей специальности. И этот выбор, среди прочего, зависит от того, по каким предметам успевает ученик в школе.

Обратите внимание, речь идет не о профориентации, не об определении склонностей к тому или иному направлению подготовки, а об успеваемости по определенному предмету. Нередко можно услышать: я стал математиком, поскольку мне повезло - был хороший учитель, он привил мне любовь к своему предмету. Или: я буду поступать на такую-то специальность, поскольку точно хорошо сдам ВНО по профильному предмету - нас в школе по нему так муштровали! И хотел бы, может, на другую специальность, да боюсь, что "пролечу". Ой, недаром говорят: выбирай не школу, а учителя! А если помечтать, то в идеале хотелось бы, чтобы и профориентация была, и учителя увлекающие и окрыляющие. По всем предметам.

Интересно сравнить, по каким предметам успевают и не успевают "физики" и "лирики". Исследование показало, что половина студентов-гуманитариев в школе лучше всего успевали по языкам, литературе и истории. А вот по математике - только 14%. Среди "технарей" (инженерия, строительство, транспорт) картина противоположная: 46% были успешными на уроках математики, и только 22–23% - на естественных науках и иностранных языках. Удивительно, разве этим специалистам не надо знать физику, химию, английский? А вот те, у кого были хорошие оценки по естественным наукам, чаще всего учатся в медицинских вузах - 56%. У медиков также были хорошие оценки по украинскому языку и литературе - 48%.

Интересно, что больше всего "математиков" среди технарей (46%), естественников (58%) и в социальных науках, бизнесе, праве (38%). Больше всего "историков" - среди гуманитариев (52%) и работников образования (50%). Знатоков иностранных языков больше всего среди гуманитариев (54%), а меньше всего (7%) - среди тех, кто выбрал специальность в аграрной сфере, лесном и рыбном хозяйстве, переработке продукции.

Среди опрошенных будущих государственных управленцев и военных вообще не оказалось тех, у кого были хорошие оценки по истории, естественным наукам и физкультуре. Зато будущие госслужащие и военные отметились в знании украинского языка и литературы - 61% и (неожиданно!) в искусстве (рисование, музыка) - 35%.

Если же взять успеваемость всех студентов в целом, то лучше всего (судя по школьным аттестатам) они знают украинский - 40%, математику - 36%, историю - 37%. Как известно, именно эти предметы сдают на обязательных выпускных экзаменах.

Насколько успеваемость обучения в школе связана с возможностью поступить в вуз на бюджет? Конечно, это зависит от многих факторов - количества бюджетных мест, конкурса. Впрочем, исследование показало, что почти 70% абитуриентов-отличников (в аттестате оценки 10–12 баллов) и 44% "хорошистов" (7–9 баллов) поступили на бюджетные места.

Успешность обучения в школе зависит и от того, насколько зажиточна семья ученика. Так, опрос подтвердил, что дети из зажиточных семей, вероятнее всего, лучше учатся в школе.

Достаток семьи - это возможности для дополнительных платных занятий с репетиторами, а также выбор школы с хорошей материальной базой и более квалифицированными учителями (ведь доплата учителям и улучшение материально-технической базы происходит, как правило, за счет родительских "благотворительных" взносов, которые по карману далеко не всем).

Насколько популярны услуги репетиторов? Среди участников опроса 13% имели репетитора по одному предмету, 46 - по нескольким, вообще не занимались дополнительно - 41%.

Интересно, что чаще всего к услугам репетитора прибегают не те, кто отстает в учебе, а наоборот - лучшие ученики. Среди отличников, ставших студентами, 57% занимались с несколькими репетиторами и 11% - с одним. Среди "хорошистов", - соответственно 15% и 37%, среди троечников - 14% и 7%.

Почему остальные отказывались от репетиторов? Поскольку были уверены в своих знаниях - 48%, не видели смысла тратить время и деньги - 31%, хотели, но не имели на это средств, - 7%, не было возможности найти репетитора - 6%.

Насколько занятия с репетитором улучшают шансы на поступление на бюджет? Результаты опроса свидетельствуют, что роль репетиторов для отличников не очень велика: из тех, у кого были репетиторы, на бюджет смогли поступить 71%, а из тех, у кого не было, счастливыми студентами-бюджетниками стали 67%. А вот у "хорошистов" различие более ощутимое: среди тех, кто занимался дополнительно по нескольким предметам, на бюджет поступили 53%, а среди тех, кто не занимался, - 40%.

Эти данные подвергают сомнению распространенное мнение, что надеяться на школу не следует, что сдать успешно ВНО и поступить на бюджет без занятий с репетитором невозможно.

Почему молодежь поступает в вузы? Участники опроса имели возможность выбирать несколько вариантов ответов. Приятный факт - большинство хотели получить высшее образование для будущего и для личностного развития: чтобы получить хорошую работу - 51% , чтобы получить профессиональные знания и навыки - 50%, ради личного и интеллектуального развития - 38%. По формальным признакам поступало в вузы значительно меньше абитуриентов: чтобы получить диплом - 32%, по настоянию родителей - 8%, чтобы иметь возможность переехать в другой город - 6%.

А вот выбор университета выглядит далеко не таким мотивированным. Престижность вуза и убежденность, что диплом этого университета обеспечит хорошую работу, - такими критериями руководствовались только 28% респондентов. Уверенность в высоком качестве образования в выбранном вузе имела значение всего для 15%. Вместе с тем советы родителей или друзей повлияли на выбор 22%, удобное расстояние или желание учиться вместе с друзьями - 17%, более высокие шансы попасть на бюджет - 11%.

Что влияет на выбор специальности? 50% студентов выбрали специальность, поскольку интересовались ею, 29% - ориентировались на престиж профессии, возможность трудоустройства и хорошего заработка, 16% были заложниками обстоятельств: советов родителей или знакомых, возможности пройти на бюджет, платы за обучение.

Есть отличия в том, как подходят к выбору специальности отличники и "хорошисты". Отличники чаще, чем "хорошисты", ориентируются на собственное желание, на то, что им интересно (57% отличников против 43% "хорошистов"). А вот "хорошисты" чаще ориентируются на внешние факторы - где проще поступить на бюджет или куда советуют родственники и друзья.

Какой информации не хватает абитуриентам при выборе специальности? Информации о востребованности специальности на рынке труда не хватало 24% респондентов; о том, что именно предполагает овладение этой специальностью, - 20%; о возможной будущей заработной плате в выбранной сфере - 18%; советов по профориентации - 12%.

P.S. Опрос проводился в рамках проекта "Инициативы по развитию украинских аналитических центров" Международного фонда "Возрождение" (IRF) в сотрудничестве с Фондом развития аналитических центров (TTF), при финансовой поддержке посольства Швеции в Украине (SIDA). Выборка исследования: 831 студент дневной формы вузов ІІІ–ІV уровней аккредитации.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме