Как подготовить первоклашку к школе: советы экспертов

ZN.UA Совместный проект
Поделиться
Как подготовить первоклашку к школе: советы экспертов © Фото предоставлено автором

Когда ребенок идет в первый класс, это вызывает смешанные эмоции. С одной стороны — это начало нового этапа. С другой — куча вопросов, возникающих у родителей первоклашек.

Как подготовить ребенка к школе? Что именно он должен уметь? Как мотивировать к учебе? А главное — как снизить уровень стресса у малышей в период адаптации? Будут ли отличаться советы для тех, кто идет в первый класс в родном городе, и тех, кто был вынужден переместиться в другой или будет учиться за границей?

Комплексная подготовка ребенка к первому классу поможет ему легче справиться с новыми вызовами и обеспечит успех в учебе и социальной адаптации. В совместном проекте ZN.UA и интерактивного приложения для учеников 14 классов «Вивчаю — не чекаю»  эксперты отвечают на вопросы, возникающие у родителей первоклассников.

Что должен знать и уметь будущий первоклашка

Чек-лист обязательных умений первачка от финалистки премии Global Teacher Prize Ukraine 2021, учительницы начальных классов Оксаны Хомич.

Фото предоставлено автором

1. Знать о себе. Для успешного старта учебы ребенку нужно иметь определенные базовые знания и умения. Во-первых, будущий первоклассник должен знать свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес и дату рождения. Эти данные важны для каждого ребенка. Они помогают в установлении личной идентичности и понимании своего места в мире.

Также важно, чтобы ребенок знал имена родных — папы, мамы, сестрички, братика, бабушки, дедушки. Для развития этих знаний и умений можно использовать разные упражнения и игры. Одним из таких упражнений является игра «Кто я?». В ней ребенок должен назвать свою фамилию, имя, отчество и дату рождения. Другая интересная игра — семейный портрет. Ребенок может нарисовать себя и своих родных, называя их имена. Это помогает укреплять связь с семьей и развивать моторику руки.

Вместе с тем важно, чтобы ребенок имел представление о своем месте жительства — населенном пункте и стране. Для этого можно выполнить такие упражнения, как «Карта моего города». Вместе с ребенком можно исследовать карту населенного пункта и показать его место жительства. Также можно проводить виртуальные путешествия с помощью компьютера или планшета. Ребенок имеет возможность рассматривать разные страны и памятники, учиться отличать свой город от других.

2. Об окружающем мире. Умение назвать и отличить времена года и самые большие праздники также является важным элементом общей подготовки к учебе. Для развития этих умений можно, например, создавать сезонные коллажи, используя картинки, символизирующие каждое время года. Также можно просить ребенка рассказать о празднике, который ему особенно нравится, распознавая его на картинках или описывая.

Еще первоклашка должен знать месяцы и дни недели. Для развития этих навыков можно использовать разные методы. Например создать с ребенком простой календарный журнал, где обозначать дни недели и месяцы. Также уместно организовать интересный интерактив, где ребенок соревнуется с родителями, кто быстрее назовет текущий день недели или месяц.

3. Навыки. Важно, чтобы ребенок мог различать предметы и группировать их по категориям, например: фрукты, транспортные средства, разные виды одежды. Это способствует развитию наблюдательности и логического мышления. Для этого предложите ребенку вырезать картинки разных предметов и сгруппировать их по общему признаку. Другой эффективный способ — игра в лото. Во время игры ребенок должен выбрать карточку с группой предметов и найти лишний предмет. Это помогает развивать внимание и наблюдательность.

Безопасность первоклассника и ознакомление с основными правилами дорожного движения также являются важными аспектами общей подготовки. Это помогает ребенку осознать, как вести себя на улице и распознавать разные виды транспорта. Для развития этих навыков можно организовать транспортную викторину или рассматривать и объяснять дорожные знаки во время обычной прогулки.

Умение составлять головоломки и картинки из четырех и больше карточек развивает логическое мышление и моторику малышей. Чтобы развить этот навык, можно использовать метод сочинения историй, где ребенок получает картинки в случайном порядке и сочиняет из них содержательную историю. Это способствует развитию творческого мышления и воображения. Кроме того, можно учить ребенка объяснять сюжет по рисункам. В этом случае ребенок описывает, что происходит на картинках, и придумывает собственную историю. Также можно предлагать ребенку создавать комиксы с последовательными картинками, рассказывая о событиях на них.

4. Что поможет быстро влиться в учебный процесс? Кроме ориентирования во времени и пространстве, будущему первокласснику важно различать цвета. Например, можно предложить ребенку сортировать цвета, раскладывая разноцветные предметы по категориям, таким как главные цвета или оттенки. Хорошей идеей будет нарисовать цветную палитру.

Будущему первоклашке также необходимо иметь базовые знания по математике и чтению. Для развития этих навыков можно использовать специальные учебные материалы. Например, бесплатное украинское приложение «Вивчаю — не чекаю» — эффективное средство для изучения математики и чтения в первом классе. Визуальный концепт приложения разработан совместно с детьми, что делает игру максимально приближенной к детскому восприятию. Из преимуществ — интерактивные игры и герои помогут детям весело и интересно овладевать базовыми знаниями. Приложение доступно для загрузки с App Store или Play Market.

Психологическая подготовка

Как узнать, что ребенок психологически готов к школе? И как помочь ему подготовиться к большим переменам? Чек-лист советов от когнитивно-поведенческого терапевта Юлианы Маслак.

Фото предоставлено автором

Наличие мотивации к учебе. Мотивация — основа успеха в учебе. Важно выявить, что именно интересует ребенка в процессе учебы и чего он хочет достичь. Это поможет укрепить его желание получать новые знания и развивать умения.

Развить мотивацию можно с помощью следующих упражнений и методов:

  • «Моя цель». Вместе с ребенком составьте список его мечтаний и желаний, связанных со школой и учебой. Помогите ему разработать план действий для достижения целей и поддерживайте в процессе.
  • «Викторина о профессиях». Заинтересуйте ребенка знакомством с разными профессиями и их влиянием на общество. Расскажите о выдающихся представителях разных профессий, приобретающих новые знания в течение всей жизни.
  • Приложение «Вивчаю — не чекаю». Это интерактивная учебная игра, созданная по школьной программе. Она не только расскажет ребенку о разных профессиях и познакомит с базовыми правилами математики и чтения. А еще и с помощью специальных методик будет поддерживать мотивацию ребенка к учебе. Бесплатно загрузить приложение можно на Play Market и App Store.

Возможности для социальной адаптации. Социальная адаптация — это навык успешно взаимодействовать с окружением и адаптироваться к новым ситуациям. Важно, чтобы ребенок умел общаться с ровесниками, знал правила игры в коллективе и мог контролировать свое поведение.

Чтобы еще больше развить этот навык, можно воспользоваться такими советами:

  • «Тренинг ролей». Разыграйте вместе с ребенком разные ситуации, которые могут возникнуть в школе (конфликт с товарищем, общение с учителем и т.п.). Помогите ему развить навыки эффективной коммуникации и поиска компромиссных решений.
  • «Тренинг эмоций». Учите ребенка распознавать и выказывать эмоции, сдерживать негативные реакции и искать правильные выходы из сложных ситуаций.

Эмоциональная готовность. Эмоциональная устойчивость и способность контролировать эмоции помогут ребенку легче адаптироваться к учебной среде и достичь успехов в учебе.

Чтобы научить ребенка проявлять свои чувства, можно обратиться к таким упражнениям, как:

  • «Путешествие по чувствам». Рассказывайте ребенку разные истории, где главный герой переживает различные эмоции. Во время чтения обсуждайте вместе с ребенком, как было бы лучше поступить в подобных ситуациях.
  • «Копилка эмоций». Предложите ребенку создать «копилку» эмоций, где он сможет записывать свои чувства, мысли и реакции на различные события. Это поможет раскрыть его эмоциональный мир и понять самого себя.

Навыки проверены — все о'кей. А как помочь ребенку адаптироваться к новой среде уже в течении учебного года и минимизировать стресс?

Для этого мы подготовили для вас несколько лайфхаков:

  • Сон. Это очень важная составляющая часть противодействия стрессовым факторам как для родителей, так и для детей. Наш мозг очень чувствителен к уменьшению количества качественного сна. Обеспечивайте регулярный режим сна для ребенка, выделяйте достаточно времени для отдыха и восстановления организма. И хотя с воздушными тревогами зачастую это довольно сложно, но при любой возможности это желательно реализовывать.
  • Не затягивайте уроки до вечера. Регулируйте время, которое ребенок посвящает домашним заданиям. Частые перегрузки могут привести к стрессу и ухудшению учебных результатов. Поддерживайте баланс между активностью и отдыхом, чтобы сохранить производительность.
  • Пользование гаджетами в течение недели — нормальная практика. Но рекомендуется ограничивать его во время выполнения домашних заданий. Это поможет ребенку лучше сосредоточиться на учебе и не рассеивать внимание.
  • Неидеально выученное домашнее задание — это нормально. Особенно во время войны. Конечно, дети имеют право ошибаться. Важно помогать ребенку видеть ошибки как возможность для усовершенствования и развития. Поддержите ребенка, когда он разочарован из-за ошибок, но акцентируйте на его сильных сторонах.
  • Используйте мотивацию и вознаграждение. Детям часто сложно развивать навыки самомотивации и самоорганизации. Поэтому важно мотивировать их там, где возникнут трудности. Вознаграждайте их за достижения и стимулируйте к учебе и развитию.
  • Будьте самыми большими болельщиками ребенка. Регулярно хвалите его за приложение усилий и маленькие победы. Поддержка и похвала родителей являются очень важными факторами в учебе и развитии ребенка.
  • Будьте примером для ребенка. Ведите активный образ жизни, беспокойтесь о своем физическом и психическом здоровье. Это поможет ребенку легче переживать стрессовые ситуации, ведь он будет чувствовать в вас опору.
  • Иногда оставайтесь дома. Сделайте дополнительный день выходным для ребенка, у которого напряженный учебный график. Это поможет ему расслабиться физически и эмоционально и восстановить энергию.
  • Создавайте доску достижений. Помогите ребенку видеть пункты, куда он двигается, ставьте маленькие цели и показывайте их, когда сам ребенок их уже не видит.

И нужно помнить: каждый ребенок уникален и имеет свой темп развития, поэтому важно поддерживать его, развивать сильные стороны и помогать в преодолении вызовов. Ваша любовь и поддержка — это то, что поможет ребенку перейти в мир школьной учебы с радостью и уверенностью.

Советы для семей ВПЛ и тех, кто учится за границей

На важном этапе жизни ребенка, когда он готовится вступить в школьный мир, большую роль играют родители и опекунство. Есть ли универсальный рецепт подготовки к этой новой реальности? Однозначно нет, ведь каждый ребенок уникален и его потребности, способности и подходы к учебе могут существенно отличаться. Особенно это касается семей внутренне перемещенных лиц и тех, кто возвращается из-за границы. Интеграция ребенка в образовательный процесс требует специфических подходов и внимания к деталям.

Ключевые советы и стратегии для подготовки к школе первоклашек, сменивших место жительства, — от финалиста Global Teacher Prize Ukraine 2020 Андрея Олейника.

Фото предоставлено автором

Как адаптировать ребенка к новой школе в другом городе?

Родителям и ребенку обязательно нужно лично прийти на встречу для общения именно к директору. Если встреча непосредственно в заведении невозможна с учетом обстоятельств, то такую встречу можно организовать дистанционно. Необходимо рассказать все детали, которые школа должна знать о ребенке. Важный аспект в этом вопросе — именно психологическое состояние ребенка. Для того чтобы у школы было полное представление о ситуации и чтобы там наработали пути для легкой адаптации в коллективе, родители должны сообщить как можно больше информации о ребенке, его учебе, успехах, увлечениях, моментах, которые могут его беспокоить, и т.п.

К таким встречам лучше привлекать психолога. Инициировать его присутствие на такой встрече может как школа, так и родители.

Познакомьтесь и обсудите ситуацию с классным руководителем. Чтобы ускорить процесс адаптации, если ребенок находится непосредственно в школе, желательно привлекать его к различным мероприятиям в классе. Также ребенку было бы хорошо приобщаться к разным обсуждениям в пределах класса. Важную роль здесь играет именно классный руководитель. Именно поэтому во время зачисления необходимо обратить внимание на опыт работы классного руководителя: работал ли он с такими детьми, имеет ли представление, как в целом организовать процесс адаптации детей ВПЛ в коллектив. Но стоит отметить: успешной работа будет только в случае тесного сотрудничества и партнерства родителей, ребенка и школы.

Учите ребенка не бояться просить о помощи и как можно больше спрашивать о том, что его интересует. Здесь важную роль играет именно работа школы: как школа анализирует уровень полученных ребенком знаний, есть ли дополнительные консультации и в целом общение с учителями/учительницами. Если школа в этом плане не очень активная, то родители должны обратиться к администрации, чтобы решить этот вопрос.

Помогите ребенку адаптироваться к новому коллективу. Было бы хорошо, если бы родители и ребенок были инициаторами совместных встреч с одноклассниками и одноклассницами, экскурсий, прогулок и т.п. Если нет возможности сделать это офлайн, можно онлайн — для этого в свободном доступе есть множество платформ.

Попробуйте посетить интересный кружок. Если ребенок чем-то увлекается и в школе есть кружки, которые ему подойдут, стоит записаться. Это даст возможность ребенку легче адаптироваться, найти единомышленников, развиваться и покорять вершины.

В случае необходимости обращайтесь к психологу. И в заведении эта работа должна быть организована. Некоторые родители, слыша слово «психолог», пугаются, начинают рисовать в воображении диагнозы и т.п. Это абсолютно ошибочное представление. Школа не может ставить никаких диагнозов и не делает этого. Задача психолога — помочь ребенку адаптироваться, преодолеть страхи, которые могли появиться после пережитых событий, найти себя в коллективе.

Если ребенку сложно находиться в коллективе, родители не хотят добавлять ему стресс, а образование получать необходимо, можно говорить об индивидуальной форме обучения: семейной или экстернате. Социальный компонент, конечно, уменьшится, но если ребенок посещает кружки вне школы, с этим будет проще.

Короткий чек-лист для родителей

  1. Знакомство с администрацией заведения, его работниками.
  2. Знакомство с самим заведением, его жизнью и традициями.
  3. Содержательное информирование необходимых работников об особенностях и ситуациях, в которых оказывался ребенок.
  4. Тесное сотрудничество со школьной социально-психологической службой.
  5. Открытость к новому.
  6. Сотрудничество и партнерство, которое держится на трех китах: родители, дети, школа.
  7. Четкое понимание форм обучения.

Чек-лист для школы, принимающей ребенка ВПЛ

  1. Личное участие руководителя в организации этого процесса. Полная осведомленность о ситуацией в отношении детей ВПЛ.
  2. Организация всех льгот, предусмотренных законодательством.
  3. Мощная работа социально-психологической службы (консультации с детьми, родителями, групповые консультации с этой категорией учеников, групповые и индивидуальные занятия, частичное сопровождение во время уроков и т.п.).
  4. Полное понимание учителями и учительницами организации работы, изложения материала для ВПЛ, психологических особенностей учеников. (Желательно пройти соответствующие курсы или обучение. Сейчас этого много.)
  5. Открытость учебного заведения к партнерству и искреннее желание помочь ВПЛ.
  6. Организация дополнительных занятий или консультаций для этой категории учеников и учениц.

Если ребенок идет в первый класс и в Украине, и за границей

Перечисленные выше советы можно применить и в школах за границей, ведь для ребенка это тоже смена места жительства и даже языка. Если же ребенок находится за границей и планирует учиться в двух школах, то в украинской школе желательно перейти на индивидуальную форму обучения. Одновременное обучение в двух школах может послужить причиной дополнительного стресса. Но придется много коммуницировать с администрацией, ведь индивидуальные формы обучения в разных заведениях имеют свои нюансы. Поэтому родителям нужно выбрать ту школу, индивидуальный график которой больше всего подходит для ребенка и его заграничной школы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме