Госстандарт школьного образования: перегрузка

Поделиться
Наверное, никакой другой тезис не принес столько вреда нашему обществу, как «мы должны сохранить наши лучшие достижения в сфере образования».

Чтоб вы работали так, как учатся наши дети! С утра до ночи, без выходных, встреч с друзьями и хобби. Зубрили, переписывали и каждый день получали новые бесчисленные задания.

Такое предложение хочется сделать чиновникам от образования. Интересно, долго бы они выдержали? Наверное, обратились бы в международный суд с просьбой защитить их право на жизнь и здоровье. А наши дети ничего, терпят. С первого класса по одиннадцатый. Хотя нет, ближе к старшей школе у некоторых из них вырабатывается иммунитет на перегрузку и естественное сопротивление бессмысленной зубрежке. Ну а те, кто честно терпит все тяготы школьной жизни, платят за это здоровьем. Знает ли обо всем этом кто-то, кроме родителей?

Наша система образования уходит корнями в советские времена, когда главной целью образования была ликвидация неграмотности. Но время идет, а мы до сих пор там, в прошлом веке. Все натаскиваем и дрессируем, тешась мыслью, что наше образование самое качественное и самое эффективное в мире.

Наверное, никакой другой тезис не принес столько вреда нашему обществу, как «мы должны сохранить наши лучшие достижения в сфере образования». Потому что чаще всего под достижениями скрывается не стремление сохранить идеи национальной школы (спросите работников образования, много ли они об этом знают), а извечное натаскивание и категоричное нежелание что-то менять в своих взглядах.

Посмотрим правде в глаза - мы далеко не флагманы мирового образования. Результаты Между­народного сравнительного мониторингового исследования знаний учащихся 4-х и 8-х классов по математике и природоведению ТІМSS (2007 года) проиллюстрировали - уровень знаний украинских школьников по этим предметам ниже среднего международного уровня. Нашим детям оказались не по зубам тесты, которые требовали применения знаний: лишь 28% учеников смогли выполнить задания на понимание процессов, треть - применить полученные знания к реальным ситуациям из повседневной жизни.

Но международные исследования не открыли нам тайну. Такие тенденции прослеживаются и в результатах ВНО. Например, в этом году в каждой пятой работе по английскому языку оказался пустым бланк развернутого ответа (это задание требует сформулировать собственное суждение).

Можно, конечно, во всем обвинить самих детей, которые не хотят думать. Тогда получается, что все наши школы переполнены исключительно лентяями. А теперь вспомним, как много у нас лицеев, гимназий, специализированных школ. И сколько в них дополнительных добровольно-принудительных факультативов по основным предметам. Добавьте еще и армию репетиторов, услуги которых чрезвычайно востребованы сегодня. Ну а об объемах домашних заданий (и не только в лицеях) расскажут едва ли не каждые мама или отец. Куда же исчезают гении, которых мы должны массово получить на выходе из школы при такой интенсивности занятий?

По результатам опроса Института Горшенина, качеством школьного образования недовольна почти половина украинцев (47,5%). И как ни удивительно, но не в восторге от него и работники образования - управленцы. По данным анкетирований, проведенных Центром образовательного мониторинга среди методистов районных управлений образования, более 70% из них считают состояние образования довольно посредственным, 1,6% - низким, а 7,2% вообще не смогли его оценить. Учтем то, что это мнение людей, которые обеспечивают методическую поддержку работы учителей и организовывают повышение их квалификации. То есть знают изнутри школьную образовательную кухню.

Вообще качество методической работы в школах - тема отдельного разговора. Именно в недостаточной ее эффективности кроется еще одна причина перегрузки учеников. Ведь от того, насколько педагог осведомлен в современных технологиях, зависит уровень его профессионализма, а значит и эффективность урока, и объем дополнительной нагрузки на учеников.

Интересный нюанс: при том, что наши ученики показали в ТІМSS весьма невысокий уровень знаний, украинские директора школ, которые вместе с зарубежными коллегами проходили анкетирование в рамках исследования, оказались на высоте. На вопрос, как они распределяют свое время на выполнение должностных обязанностей, иностранные руководители ответили так: больше всего времени (30%) тратится на административную работу; 20 - на методическую и 22% - на контроль и оценивание работы учителей. Украинские же директора намного меньше времени тратят на административную работу (19%), однако больше внимания уделяют методической (21) и контролю за деятельностью учителей (25%).

Парадокс: дети, учителя, родители, директора, методисты работают до седьмого пота, а сакраментальный вопрос «где результат?» остается без ответа. Наверное потому, что представление большинства участников этого титанического труда о цели современного образования отвечает каменному веку.

Десять лет тому назад, в 2000-м, Украина подписала Декларацию ООН о целях тысячелетия. Тогда мы впервые пообещали поддержать европейскую идею компетентностного подхода к обу­чению. Собственно, в условиях стремительного развития науки и информационных технологий у образования другого выбора нет. Обучение на основе зубрежки просто не будет успевать за объемами и темпами обновления научной информации. Дети, которых мы не научим в школе гибко мыслить, искать нестандартные пути решения задач, постоянно учиться и обновлять свои знания, быть квалифицированно мобильными, как и государство, в котором они будут жить, лишены будущего. Так что основной задачей учителя становится мотивация и развитие мышления школьников, а не натаскивание.

Но декларация, похоже, так и осталась красивой идеей. Нет, конечно, об этом написано много статей и диссертаций. Но к практике дело продвигается очень медленно. И чем дальше от кабинетов ученых, тем медленнее.

Это также подтверждают результаты ТІМSS. Более 60 процентов учеников, которых опрашивали в рамках этого исследования, отмечают, что почти на всех уроках математики им предлагают заучивать наизусть формулы и методы решения задач, запоминать абстрактные алгоритмы. Однако не дают возможностей для поисковой деятельности, а значит и формирования предметных и жизненных компетенций. Лишь четверть опрошенных школьников связывают то, что изучают на уроках математики, с повседневной жизнью.

Такая же ситуация и с уроками естественного цикла. Как рассказывают ученики, большинство из них проходят традиционно: опрос - объяснение нового материала - закрепление. Много драгоценного времени урока занимают ежедневные самостоятельные или контрольные работы (10-20% урока) и проверка домашнего задания (10-15% урока). Вместе с тем лишь 5% учителей биологии организовывают на уроках наблюдения за явлениями природы, 1,1% - на каждом уроке проводят эксперимент или опыт.

Как-то я присутствовала при разговоре родителей с молодой учительницей - недавней выпускницей педвуза, которая так объясняла основные тенденции нашего образования: «Дело в том, что сегодня обучение строится по принципу: от трудного к самому трудному. Так что привыкайте, буду задавать много». Можно было бы понять, если бы это сказал педагог-консерватор, который уже давно живет по схеме «работа - дом» и не читает профессиональную литературу. А если так заявляет молодой специалист, который совсем недавно слушал лекции и изучал современные документы об образовании, то, как сказал Михаил Жванецкий, надо что-то менять в консерватории. С этим согласен Павел Полянский, директор Центра образовательного мониторинга: «Дейст­вительно, есть проблемы с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров. Многие из тех, кто учит будущих учителей, пребывает в воспоминаниях о своей юности, когда трава была зеленее, и не интересуются современными тенденциями».

Знают ли наши уважаемые теоретики и должностные лица о том, как в каждой конкретной школе реализуются их идеи? Во всем цивилизованном мире такую информацию дают мониторинговые исследования. В нашей Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. одним из этапов реформирования образования определено «участие Украины в международных оценках (ТІМSS и др.)». При всем уважении к международным экспертным организациям, у них свои проблемы, у нас - свои. И полностью полагаться только на международные исследования мы не можем. Нам нужна своя система мониторинга. А вот об этом в программе - ни слова. Между тем, согласно опросам ЦОМ, более 8% методистов районных управлений признались, что мониторингов в своих районах не проводят вообще, хотя понимают, что это нужно. Половина методистов сказали, что мониторинговые исследования в их райо­нах проводятся, но эпизодически, по указанию районных отделов или управлений.

Представление учителя о современных направлениях развития отечественного образования - важная составляющая реформ, но это лишь верхушка айсберга. Потому что учитель связан по рукам и ногам программами, критериями оценивания и требованиями. Наконец - Государственным стандартом, в котором прописаны требования государства к образовательному уровню выпускников школ. По закону об образовании, этот важный документ должен обновляться не реже чем раз в десять лет. Вот и возможность для идеологов реформ воплотить свои идеи в практику! Ведь на основе стандарта создаются программы, учебные планы, критерии оценивания.

Сегодня МОНМС предлагает для обсуждения проект такого документа. Приятно, что в нем задекларированы прогрессивные идеи перехода на компетентностное обучение. Но и родителям, и ученикам, и педагогам рановато радоваться. По мнению экспертов, идея может так и остаться красивой фразой на бумаге. «В вынесенном на общественное обсуждение проекте унаследована от действующего стандарта перегрузка содержания школьного образования, которое не усваивается учениками и приводит к ухудшению состояния их здоровья, - предостерегают эксперты ЦОМ. - Разработчикам пока что не удалось решить эту проблему; продолжается движение по пути экстенсивного формирования содержания образования».

Свои предложения относительно усовершенствования содержания проекта Государственного стандарта среднего образования специалисты Центра образовательного мониторинга прислали в профильное министерство. Ответ пока что не получили. «Но мы и не надеемся на него. Уже привыкли к тому, что наше мнение игнорируют», - говорит руководитель ЦОМ Павел Полянский.

А на что надеяться нам, родителям учеников? Видимо, надо полагаться на самих себя. Похоже пока только мы заинтересованы в том, чтобы наши дети достигли чего-то в жизни и при этом были здоровыми, счастливыми и не потеряли желания учиться. Моя подруга как-то призналась: «Я уже готова перевести ребенка в школу экстернов, но для этого нужно иметь серьезные основания. Недовольство качеством обучения - не аргумент. Я могу сама научить своего ребенка так, как надо. Или найти хороших репетиторов. Но только времени на это нет. Школа отнимает его полностью вместе со здоровьем».

Кстати, проблемы со здоровьем, которые появляются у наших детей в школьные годы, - дело очень серьезное. По статистике, у детей во время обучения в школе, по сравнению с дошкольным возрастом, в 26,7 раза возрастает количество заболеваний эндокринной системы, в 2,5 - заболеваний органов пищеварения, в 4,8 - костно-мышечной и соединительной ткани, в 2,1 - нервной системы, в 2,1 - заболеваний глаз, в 6,7 раза - системы кровообращения. По данным Института педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины, у 80% учащихся низкая двигательная активность, только 13% школьников имеют хороший и высокий уровень физической трудоспособности и лишь 50% детей практикуют физическую активность до 30 или 60 минут в неделю.

Я повесила бы эти цифры в рамочке над рабочим столом каждого учителя, который не хочет расти профессионально и прикрывает отсутствие мастерства неподъемными домашними заданиями; каждого администратора школы, закрывающего глаза на нарушения норм и инструкций и не помогающего учителям развиваться; каждого чиновника и преподавателя педагогического вуза, которые выполняют свою работу через пень-колоду.

А относительно пожелания в начале статьи - будем гуманными. Не дай вам Бог работать так тяжело, как учатся наши дети!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме