Эпопея с учебниками. Почему четверо- и семиклассники пошли в школу с пустыми портфелями?

Поделиться
Эпопея с учебниками. Почему четверо- и семиклассники пошли в школу с пустыми портфелями?
В Украине есть традиция - каждый учебный год начинается без новых учебников. Этот год также не стал исключением. 1 сентября 2015 г. школы начали учебу без учебников для 4-х и 7-х классов. Предвидя такую ситуацию, Министерство образования и науки Украины еще в начале августа разработало методические рекомендации для изучения учебного материала в 4-х и 7-х классах.

В Украине есть традиция - каждый учебный год начинается без новых учебников. Этот год также не стал исключением.

1 сентября 2015 г. школы начали учебу без учебников для 4-х и 7-х классов. Предвидя такую ситуацию, Министерство образования и науки Украины еще в начале августа разработало методические рекомендации для изучения учебного материала в 4-х и 7-х классах.

А 4 сентября 2015 г. во время часа вопросов к правительству в парламенте министр образования и науки Украины Сергей Квит сообщил, что "правительство на печать школьных учебников для 4-х и 7-х классов выделило 130 млн грн из сметы парламента, а также к ним добавили 87,5 млн грн из бюджета. Эти средства составляют половину необходимой суммы для печати учебников. Вторую половину средств выделят из областных бюджетов, и соответствующие договоренности есть с председателями всех областных государственных администраций страны".

Это уже не первые заявления государственных чиновников. Так, в середине июля 2015 г. законотворческое поле вспыхнуло яркой звездой Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2015 год" (об увеличении расходов на обеспечение учебниками учеников общеобразовательных школ за счет экономии денежных средств на оплату труда и социальное обеспечение народных депутатов Украины)". 17 июля 2015 г. на пленарном заседании депутаты, обсуждая законопроект, отметили, что эти средства пойдут на издание, приобретение и доставку учебников и пособий для учеников общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности. Перед голосованием заместитель главы парламентской фракции "Народный фронт" Виктория Сюмар призвала: "Давайте воспользуемся шансом, наличием депутатов в зале и проголосуем то, от чего действительно будет толк. Эти учебники - это дотации миллионам украинских семей, которые не могут их купить. Это приоритет для Верховной Рады". В результате за законопроект №2335а проголосовали 262 депутата. В средствах массовой информации пошла волна "экстаза": "ВР выделила дополнительно 131 млн грн на учебники для школ, сократив на ту же сумму расходы аппарата парламента", "Рада выделила 131 млн грн на учебники для школ", "сэкономленные на депутатах средства направили на закупку школьных учебников",
"сэкономленные на зарплатах депутатов деньги пойдут на учебники для школ" и др. Все прекрасно, все довольны - парламентарии сделали доброе дело, правительство получило деньги, политики - пиар, школьники и их родители - учебники.

Однако дьявол кроется в мелочах. Чтобы разобраться в них, вернемся на год назад.

Итак, осенью 2014 г. Министерство финансов Украины разработало законопроект "Об усовершенствовании норм законов с целью обеспечения финансово-экономической стабилизации в Украине", которым предусматривались существенные изменения в образовательном законодательстве. Это и увеличение нагрузки учителей и воспитателей, количества учеников в классах и воспитанников в группах дошкольных учебных заведений, и повышение стоимости содержания детей в детских заведениях и многое другое. Кабмин даже предлагал отменить норму, предусматривающую обязательное выделение не менее 10% ВВП на сферу образования. Среди всех этих "нововведений" рассматривалась и система обеспечения учебниками школьников. Предлагалось ввести "бесплатное обеспечение учебниками учеников общеобразовательных учебных заведений из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, получающих помощь согласно Закону Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям".

Общество вспыхнуло, зазвучали гневные выступления: "Кабмин предлагает отменить бесплатные учебники и бесплатное школьное питание", "Питание получат не все", "Затянем пояса ради выживания". К протестам присоединились профсоюзы, Министерство образования и науки Украины, комитет по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины и другие учреждения.

И Кабмин не выдержал. В письме секретариата Кабинета Министров Украины от 7 октября 2014 г. №13675/0/2-14 "О материальном обеспечении педагогических работников", который разослали во все заинтересованные учреждения, указано: "Проект Закона Украины "Об усовершенствовании норм законов с целью обеспечения финансово-экономической стабилизации в Украине", вызвавший негативный резонанс среди работников образования и ученых, не поддержан Кабинетом Министров и официально не представлен правительством на рассмотрение Верховной Рады Украины".

Однако власть не сдавалась. Вскоре, накануне новогодних праздников (28.12.2014 г.), Верховная Рада принимает Закон №76-VIII "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины". Этим законом, несмотря на октябрьские обещания, Кабмин с помощью депутатов все же вносит некоторые изменения из предлагавшихся сентябрьским законопроектом, а именно: с 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в Закон Украины "Об образовании" об обеспечении учеников школ учебниками.

Если раньше в ст. 12 Закона Украины "Об образовании" было сказано, что государство "обеспечивает выпуск учебников, пособий, методической литературы", то в новой редакции - уже "организовывает обеспечение учебниками учеников". Замена "обеспечивает" на "организовывает" существенно изменила функции государства по обеспечению учебниками. А дополнение ст. 35 Закона Украины "Об образовании" положением о том, что "Государство гарантирует бесплатное обеспечение учебниками учеников общеобразовательных учебных заведений из числа детей-сирот, детей-инвалидов/инвалидов I–III группы, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, получающих помощь согласно Закону Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям",фактически узаконило плату за учебники для большинства школьников Украины.

Однако принятие этих поправок прямо нарушает ст. 53 Конституции Украины ("…государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего… образования в государственных и коммунальных учебных заведениях…")

Чтобы понять, каким образом введение платы за учебники нарушает Конституцию Украины, нужно вернуться в прошлое. Около 20 лет назад, в 1996-м, Украинское государство Постановлением Кабинета Министров Украины "Об установлении платы за пользование учебниками в общеобразовательных школах" от 31 августа 1996 г. №1031 уже вводило плату за учебники - в размере 20% от их стоимости. В 2002 г. система оплаты учебников была опротестована в Конституционном суде Украины. КС, рассмотрев дело, постановил, что "…бесплатное пользование школьными учебниками является одной из государственных гарантий получения обязательного полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях" (Решение Конституционного суда Украины от 21 ноября 2002 г. Дело №1-29/2002 (о бесплатном пользовании школьными учебниками). И в том же году плату за пользование учебниками как неконституционную упразднили.

С 1 января 2015 г. Закон Украины "Об образовании" с изменениями вступил в силу, и СМИ запестрели откликами, комментариями по поводу введения платы за учебники.

После рождественских каникул, 15 января 2015 г., на брифинге в Украинском кризисном медиацентре заместитель министра образования Инна Совсун сообщила, что школьные учебники для большинства населения станут платными. Она заявила, что Минобразования работает над моделью и схемой их оплаты. В ответ в марте на Львовщине родители учеников выступили инициаторами гражданской кампании "За сохранение бюджетного финансирования учебников в общеобразовательных школах". Кампания началась со сбора подписей родителей. А тем временем в Ивано-Франковске родителей даже письменно предупреждали о том, что стоимость комплекта учебников на новый учебный год составит 1000–1100 грн. И это при том, что даже детей льготных категорий сложно обеспечить учебниками. Но время шло, а механизма оплаты учебников так и не дождались.

Вместе с тем Министерство образования и науки Украины провело конкурс учебников для 4-х и 7-х классов. Впервые была предложена новая система их отбора через внедрение репозитария учебников, что имело свои плюсы и минусы. После ознакомления с учебниками учителя определили лучшие из них. Одновременно с конкурсом началась работа над еще более новыми, так называемыми разгруженными, программами, которым эти учебники уже не соответствуют. И наконец, МОН издает приказ №786 от 22 июля 2015 г. "Об утверждении перечня учебников для учеников 4-х и 7-х классов общеобразовательных учебных заведений, которые могут печататься за средства государственного бюджета". Обратите внимание на интересное словосочетание в приказе - "могут печататься", значит, допускается, что могут и НЕ печататься за средства государственного бюджета?

В начале июня 2015 г. президент Петр Порошенко предлагает Верховной Раде увеличить бюджетные затраты на печать учебников, чтобы обеспечить ими всех школьников. На брифинге для средств массовой информации заместитель главы администрации президента Ростислав Павленко объявляет и сумму -
365 млн грн на печать учебников для средних школ. Возможно, это случайное совпадение, но 18 июня 2015 г. Верховная Рада Украины начинает рассматривать законопроекты о местных выборах, и через месяц президент подписывает Закон Украины №595-VIII "О местных выборах".

И вот, наконец, мы возвращаемся к началу - 17 июля 2015 г. Верховная Рада 262 голосами принимает законопроект №2335а "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2015 год" (об увеличении расходов на обеспечение учебниками учеников общеобразовательных школ за счет экономии денежных средств на оплату труда и социальное обеспечение народных депутатов Украины)". Государство выделяет 131 млн грн на печать учебников. Однако если внимательного прочитать законопроект, оказывается, что средства выделяются для "финансирования программы по обеспечению учебниками и пособиями учеников общеобразовательных учебных заведений из числа детей-сирот, детей-инвалидов, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, получающих помощь, согласно Закону Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям" и национальных меньшинств". То есть депутаты приложили много усилий, чтобы выполнить закон, который сами и принимали.

А другие школьники? Как справедливо заметил заместитель министра образования Павел Полянский, "голосование в Верховной Раде в пятницу дало 180 из необходимых 360 млн грн. …Постараемся в течение будущей недели наскрести остальную сумму". Вот и наскребли, даже немного больше.

И напоследок. В ноябре 2014 г. началась "модернизация" образовательного монстра - Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины, в котором длительное время аккумулировалось все, что касается учебников (прежде всего бюджетное финансирование). На его базе созданы два учреждения - Институт модернизации содержания образования и Институт образовательной аналитики (Постановление Кабинета Министров Украины от
26 ноября 2014 г. №687). И именно эти новообразованные учреждения должны заниматься учебниками. На их счета должны поступать государственные деньги для печати учебников. Однако процесс "немного" затянулся. Летом, когда учебники уже должны были печатать, Кабмин дважды (8 июля 2015 г. №533 и 12 августа 2015 г. №589) вносил изменения в свое постановление о функционировании новообразованных институтов, продолжались бюрократические процедуры. Таким образом, спецсчета у этих учреждений появились только недавно. То есть издательства не имели возможности получить выделенные средства.

Подводя итоги, обратим внимание на следующее.

Во-первых, введение платы за учебники противоречит Конституции. И заявление министра С.Квита "Мы обеспечили учебниками все школы. Никто не имеет права требовать с родителей деньги за учебники" вызывает только вопросы.

Во-вторых, даже если средства для печати учебников для 4-х и
7-х классов и дойдут до издателей, то сколько времени пройдет, пока учебники напечатают и доставят в школы?

В-третьих, а что будет в следующем году? Будем жить по принципу Скарлетт О'Хары: "Я об этом подумаю завтра"?

Сейчас же все события подтверждают украинскую образовательную традицию - новый учебный год начинается без новых учебников.

P.S. Небольшая задачка для любознательных.

Дано: 11 сентября 2015 г. на ХХІІ Форуме издателей во Львове министр образования и науки Сергей Квит отметил: "Уже на следующей неделе состоится коллегия, которая утвердит результаты конкурса среди издателей на выпуск учебников для 4-х и 7-х классов. Затем будут проведены тендеры, и начнется выпуск учебников".

Вопрос: Когда учебники попадут к школьникам, если нужно провести тендеры, напечатать учебники, передать их государству, которое должно распределить их по областям, оттуда - по районам, городам и, наконец, по школам?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме