Что изменится в высшей школе благодаря онлайн-образованию?

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Что изменится в высшей школе благодаря онлайн-образованию? © depositphotos/Ruslan-Lytvyn
Дистанционное обучение — это не только вынужденный шаг в сложных условиях

В скором времени украинские университеты начнут новый учебный год, — часть из них сделают это в августе. Планируется, что некоторые занятия будут проходить в аудиториях, то есть офлайн, конечно, там, где это позволяет безопасность. Другие — дистанционно. У университетов уже есть такой опыт со времен пандемии, помог он продолжать образовательный процесс и в условиях сегодняшней войны. Но дискуссии о рисках безопасности начала осеннего семестра в офлайне продолжаются.

Дистанционное обучение — это не только вынужденный шаг в сложных условиях. Оно оказывает долгосрочное влияние на дальнейшее функционирование украинской системы высшего образования в Украине. Ведь приобретенный опыт наверняка будет применяться и после окончания войны. Вряд ли вернутся к полностью очному обучению без частичного применения смешанных (дистанционных) технологий.

Что в связи с этим уже изменилось или что придется пересматривать в привычной для нас системе обучения?

Аудиторные занятия

В условиях, когда любые лекции несложно записать и распространить, стоит переосмыслить роль преподавателя в аудитории. Возможно, по традиционным дисциплинам, содержательное наполнение которых меняется не очень быстро, целесообразно один раз записать лекции и давать студентам в следующем семестре ссылки на эти записи. Активная работа преподавателя в этом случае полностью переносится на семинарские занятия. Роль преподавателя потенциально трансформируется в наставника, тренера, инициатора дискуссий, лицо, «переворачивающее класс», и т.п.

Второй шаг для развития этой идеи — кооперация разных университетов, готовящих специалистов по одной специальности, чтобы по каждой общей для специальности учебной дисциплине профессионально записать целостные курсы видеолекций самых харизматичных преподавателей (подобно тому, как подготовлены видеозаписи уроков для школьников на платформе «Всеукраинская школа онлайн»).

Банк полных видеокурсов по разным дисциплинам частично удовлетворит запрос получающих образование на асинхронное обучение, то есть когда студент слушает лекции не в режиме реального времени, а в удобное для него время. Этот запрос значителен, как свидетельствует недавно проведенный командой «ОсвітАналітики» опрос студентов трех украинских университетов. Каждый третий респондент отметил, что не имеет возможности работать на занятиях в синхронном формате (вживую с использованием средств видеосвязи). В то же время асинхронный режим обучения полностью или частично удобен для почти 90% опрошенных нами студентов.

Качество образования

Мы не знаем, как двухлетний вынуждено дистанционный режим обучения повлиял на него. Качество дистанционного образования может быть разным для разных университетов, специальностей, дисциплин и студентов.

Но в тех ситуациях, когда наблюдается негативное влияние дистанционного формата на качество образования, следует поднять два вопроса.

Во-первых, надо организовать повышение квалификации преподавателей по эффективным методикам работы в онлайн-формате. Во-вторых, внедрить инструменты, направленные на уменьшение образовательных потерь студентов.

Что касается последнего, то команда «ОсвітАналітики» предлагает университетам, в которых из-за военных действий были продолжительные каникулы в феврале-марте, а значит, они сократили весенний семестр, следующую модель.

Ответственные за реализацию образовательных программ преподаватели могут определить по две ключевые дисциплины, являющиеся базовыми для изучения важных курсов в будущем осеннем семестре. И со временем предоставить возможность повторного их изучения в полном или экспресс-виде тем студентам, которые по результатам семестрового контроля получили по ним оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Новая модель университетского образования

В целом следует переосмыслить роль университета и внедрить новую его модель: университет как администратор дистанционного образования, который берет на себя функции создания образовательных программ, организации онлайн-взаимодействия преподавателей и студентов, итоговой аттестации выпускников. Определяющая черта этой модели — значительно меньшая потребность университета в корпусах, ведь физические аудитории здесь не задействованы, и можно сэкономить на содержании помещений и коммунальных услугах. В то же время таким заведениям будет важно иметь серьезные серверные мощности и профессиональные видеостудии для проведения части онлайн-занятий, записи и монтажа лекций.

Если вы скажете, что эта модель невозможна, то обратите внимание на то, что просто сейчас в большинстве заведений высшего образования, вынужденно перемещенных из-за военных действий, образовательный процесс проходит именно по этой логике.

Однако сегодня университеты не готовы к официальному внедрению дистанционного образования именно как отдельной формы обучения. Причина в действующем законодательстве.

Государство потенциально может финансировать подготовку «бюджетников» по дистанционной форме в том же размере, что и заочников, то есть платить университетам за студента-«дистанционщика» в несколько раз меньше, чем за подготовку такого же студента на стационаре. Этот финансовый вариант для университетов неприемлем. Дистанционное образование может быть несколько дешевле стационара, но его себестоимость существенно выше заочного из-за большого количества фактически проведенных занятий, значительного объема работы преподавателя по проверке выполненных заданий. По этой же причине отдельный университет в конкурентных условиях не может самостоятельно заменить заочное образование на более дорогое дистанционное для контрактников: студенты пойдут туда, где учиться дешевле.

Следовательно, нужны решения законодателя в двух плоскостях. Во-первых, надо выработать рациональную модель финансирования мест государственного (регионального) заказа для дистанционной формы получения высшего образования. Во-вторых, дистанционное обучение, с точки зрения технологий, позволяет полностью отказаться от модели заочного получения высшего образования «начитка лекций в сентябре — сессия в декабре — пустота между сентябрем и декабрем», поскольку недостаточное качество заочного обучения общеизвестно, и на уровне государства нужно узаконить соответствующее решение для всех университетов одновременно.

Наряду с заочным образованием, благодаря онлайн-технологиям, теряет смысл деятельность маленьких университетских филиалов в разных уголках Украины, основной идеей которых было приближение места получения высшего образования к местожительству студента, а проблемой — сомнения в качестве образования. Более близкое место получения новых знаний, чем твой личный компьютер, придумать сложно. В ЕГЭБО сегодня отображены почти 200 таких заведений высшего образования (не считая профессиональных колледжей), являющихся филиалами крупных университетов.

Платформа Coursera недавно предоставила всем украинским студентам бесплатный доступ к своим онлайн-курсам. Из-за высокого интереса мира к Украине нам надо не только становиться пользователями этих всемирно известных ресурсов, но и начинать создавать собственные курсы на этой и других популярных в мире платформах массового онлайн-обучения. Думаю, когда темы украинской истории, культуры, литературы, музыки будут «завернуты» в красивую англоязычную упаковку и представлены на международных сервисах дистанционного образования, у нас будет новый важный канал промоции Украины в мире.

В целом за последние три года онлайн-обучение в Украине прошло путь от точечного явления, что вызвало некоторые предостережения, до обычного для каждого заведения высшего образования способа организации образовательного процесса. Оно имеет свои недостатки и преимущества, поэтому не является ни панацеей, ни катастрофой. Важно, что опыт организации образования с помощью онлайн-технологий добавляет аргументов в пользу отказа от определенных более старых практик, время которых прошло, и открывает перед нами новые горизонты и форматы работы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме