Будущее украинского образования. Записки оптимиста

123
Начальная школа в Швеции
euobserver.com

Читайте также

За десять дней мне удалось посетить три мероприятия, связанных с реформой образования, и главным событием на них было обсуждение скандинавского опыта.

Сразу оговорюсь: я не эксперт в области шведской школы. В профессиональном смысле мне интересна культура североевропейских стран. Точнее, реализованная социальная модель, в основе которой лежит определенная матрица ценностей. 

Систему ценностей скандинавского общества формируют доверие, свобода, ответственность, взаимопомощь и партнерство. Это во многом определило идеологию скандинавского образования и традицию его формирования. 

Изучая опыт Северного союза в образовании, я столкнулся с понятиями folkeoplysning и folkbuilding. Мои коллеги из Швеции описали это как старую традицию просвещения. В буквальном переводе это означает "народное просвещение" и "народное образование". Образование — для народа, объединяя усилия всех. В XIX веке выдающийся датский философ, педагог и священник Н.Ф.С.Грюнтвиг сформулировал базовое условие общественного развития: доступное и всеобщее образование. 

С тех пор качественное образование для всех стало приоритетом №1 во внутренней политике североевропейских стран. Это первый сигнал для нас. Именно образование должно стать точкой консолидации всего общества ради будущего нации. В период реформации сотни эстонцев, обучавшихся за рубежом, вернулись на родину и начали вести процесс переподготовки в школах и на различных курсах. 

Что у нас?

Винники. VI Международная образовательная конференция "Образовательные параллельные миры". 6 лет подряд в городке возле Львова с 13-тысячным населением на базе школы-интерната санаторного типа его директор Лилия Свистович собирает коллег для обмена опытом. В этот раз были представители Нидерландов, Польши, Словакии, Австрии. Участвовало около 200 представителей из различных регионов Украины.

Очевидно, что конференции в рамках двух дней уже тесно. Международные связи Лилии Свистович позволяют существенно расширить линейку спикеров. Напрашиваются новые формы, позволяющие сделать участников не только потребителями контента, но и соавторами решений. 

Несколько общих впечатлений: 

1. Ценностно-ориентированная школа — это общеевропейский тренд. Европейское образовательное сообщество ведет риторику о будущем образования в постмодернистской терминологии. О чем это для нас? О том же, о чем шведская школа. Задача — не научить "быть успешным", а дать картину мира, основанную на ценностях, способных сделать общество комфортным и безопасным для человека даже в условиях возрастающей неопределенности. 

2. Управленческие надстройки системы образования в стране стали не просто узким горлом, а трупом, повисшим на плечах тех, кто еще пытается плыть. Первым шагом изменений должна стать полная и безоговорочная автономия школ. В этом случае отпадет необходимость во всяких облОНО и прочих ОНО, поскольку творческий, природный педагогический процесс происходит не там.

3. Большинство решений, которые нам необходимы, уже существуют. 

4. Украинская академическая наука сильно отстает от потребностей времени и не выдерживает конкуренции в дискуссии с молодежью.

5. В стране много директоров и учителей, уже взявших на себя ответственность за изменения.

6. Изменения назрели, на них большой запрос. 

Организация конференции проста и функциональна. В первой половине дня много интересных концептуальных выступлений. Во второй — практические инструменты, понятные и доступные для применения в обучающем процессе.

Основная метафора конференции была заложена организаторами в названии "Образовательные параллельные миры". Усилил метафору в блестящем выступлении Виктор Громовой. Его опыт и масштаб мышления позволял аргументированно показать ментальные различия, существующие на разных уровнях системы. Прекрасный оратор точно и метафорично разложил параллели украинской образовательной системы: "У нас везде параллельные миры. Министерство — один, управление — другой. Институты последипломного образования — еще один. А школа — совершенно отдельный мир. И я даже не знаю, что лучше: чтобы они хоть иногда перекались — или все же нет. Потому что от таких пересечений, скорее, бывает солоно и плохо". Диагноз почти безапелляционный: система мертва.

Вторым открытием стал Генкс Бонкс (Нидерланды) — инспектор школ для детей с особыми потребностями. Его тема — "Реальное внимание". 

Ключевой принцип голландской педагогики — дети развиваются тогда, когда чувствуют себя в безопасности. Простой и точный критерий оценки образовательного процесса — насколько он безопасен и экологичен по отношению к ребенку… 

Голландская педагогика основана на тех же ценностях, что и скандинавская. Партнерство, уважение личностей ребенка и педагога. Хорошей иллюстрацией системы стал слайд, показывающий рамку отношения ребенка к учителю.

Что дети спрашивают у учителей?

Могу ли вам верить? Для меня ли вы в классе?

Примете ли вы мои возможности и вызовы?

Могу ли я быть тем, кем я есть, с собственными учебными возможностями и специфическими качествами?

Получу ли я от вас позитивный отклик, чтобы возросла моя уверенность?

Поможете ли вы мне наладить хороший контакт с другими?

Позаботитесь ли вы о позитивной атмосфере в классе?

Отсюда вытекают требования к профессиональному профилю учителя: эмпатия и терпеливость, поведение учителя должно быть требовательным и понятным, но всегда с добрыми намерениями. 

Принципы педагогической идеи Голландии:

— Адаптация к ученикам; позвольте им работать на своем уровне и работать в собственном темпе.

— Гибкое отношение к требованиям минобразования. 

— Создание пространства для ученических талантов. 

— Если ученики показывают прекрасные знания по определенным школьным предметам, необходимо позволить им ускоряться. 

— Быть креативным во внедрении новых методов образования.

— Перейти от отличного (excellent) к гибко-отличному (flexcellent)образованию.

Попытаемся сформулировать общие принципы скандинавской и голландской образовательных систем. Обе сориентированы на высокий уровень автономности учителя и учебного заведения, что дает простор для педагогического творчества. В высокой степени настроены на индивидуальный подход. В обеих системах уважение достоинства ребенка является ключевым принципом. Обе системы в первую очередь сориентированы на развитие мировоззрения на основе демократических ценностей.

Интересный метод построения отношений через игры привезла Ева Нога (Польша). Петро Шулиста (Словакия) познакомил с фантастическим опытом работы с детьми с задержкой в развитии и особыми потребностями с помощью танцев и музыки.

В Винниках стало понятно: общеевропейская тенденция в образовании обрела постиндустриальный характер. В их риторике все реже слышны концепции об "успешности" и все чаще — о "счастье", как процессуальной цели образования. Партнерство как ценность давно перестала быть исключительной прерогативой североевропейской системы образования, став достоянием всей объединенной Европы.

I Международный образовательный форум. Харьков-2017. Главными спикерами события были Ари Покка, президент Национальной и Международной ассоциации школ (Финлядия) и Эне-Сильвия Сарв (Эстония), эксперт Европейской ассоциации исследований образования INNOVA, исследователь и преподаватель. 

Финляндия и Эстония во многом похожи. Обе образовательные системы имеют схожие ценности и приоритеты. Обе страны показывают хорошие результаты в международной системе оценивания PISA. Эстонская реформа — свежий пример того, как можно в короткие сроки выйти из западни патерналистского мышления и создать систему с одним из лучших в мире результатов. 

В буквальной хронологии выступление Ари можно свести к следующим концепциям:

1. Широкая и полная автономия школ дает возможность учителю творчески осуществлять процесс.

2. При организации школы первое, на чем фокусируется директор, — это создание команды. Здесь нужно понимать, что для скандинавов слово "команда" наполнено несколько иным смыслом. Это не просто сообщество людей, отвечающих профессиональным стандартам. Это истинная команда единомышленников, объединенная общими ценностями, разделяющая цели и готовая совместно трудиться над процессами и результатами.

3. В процессе работы существует единственный формат лидерства — распределенное. Директор не принимает единоличных решений, а обсуждает все с коллегами.

4. 25 лет финская система образования практикует сотрудничество. И в дальнейшем этому собираются уделить еще больше внимания.

5. Инновации понимаются таким образом, что школы воздерживаются от копирования, и каждая создает свой уникальный подход к образовательному процессу.

Дважды сталкивался с комментариями по поводу того, что любая внешняя оценка скандинавского образования будет мало похожа на самообразование. Первый раз мне об этом написал Павел Шмаков — замечательный педагог, одинаково успешно реализованный как в финской так и в российской системах. Второй раз я это прочитал в книге Ари "Высший класс. Школьное управление по-фински". 

Согласен с коллегами. Чтобы понять "кружево отношений", формирующихся в открытой образовательной системе, основанной на ценностях доверия, открытости и партнерства, необходимо быть внутри и полностью разделять эти ценности. Мои впечатления — это исключительно личное восприятие через призму собственных убеждений и ценностей.

Еще один важный посыл от Ари Покка. Финский учитель работает в атмосфере высочайшего доверия. Это доверие настолько высоко, что с конца ХХ века государство отказалось от функции контроля и инспекции учебных заведений.

В Финляндии не любят ранжировать школы. "Специалисты финского образования единодушны в своем убеждении, что школы не должны конкурировать. …Важнейшее преимущество ситуации, в которой школы не конкурируют, — это возможность открыто делиться своим опытом с другими школами и специалистами в области образования. … Именно это делает финские школы ночным страхом для консультантов: обмен опытом происходит бесплатно" (Ари Покка. "Высший класс. Школьное управление по-фински"). 

Обратите внимание: открытый обмен достижениями абсолютно в духе скандинавской образовательной традиции (folkeoplysning и folkbuilding), когда всем миром создают лучшее образовательное пространство для всех. Конкуренция исключена из педагогической парадигмы — все основано на сотрудничестве.

К сожалению, мне не удалось побывать на вечерней встрече с Ари. Чтение его книги принесло такое же удовольствие, как в свое время "Педагогическая поэма". Книга насыщена примерами и является хорошим пособием по созданию новой школы. Важно другое. Опыт А.Макаренко так и остался "поэмой" в серой и затхлой системе индустриально-ориентированного образования. Скандинавы смогли сделать "поэму" повседневной прозой северной школы.

Наиболее информативным выступлением харьковского форума была презентация одного из идеологов и методологов эстонской образовательной революции Эне-Сильвии Сарв. Что-то мне подсказывает, что с поддержкой государства или без, доктор физики и философии еще не раз появится на просторах Украины. Ценность ее опыта умножена на качество рефлексии, обеспеченное системным мышлением и глубоким пониманием социальных первооснов образования. Не случайно г-жа Сарв стала автором курса философии образовательных наук в Таллиннском университете. Я обратил внимание на несколько тезисов в выступлении Эне-Сильвии.

Источники доброкачественности эстонского образования

Культурные традиции. Лютеранская страна, где всегда ценились знания. Первый университет для учителей открыт в 1864 году.

Традиционно высокий уровень грамотности. 150 лет назад в Эстонии было 97% грамотных.

В 1987—1992 гг было принято решение, куда двигаться в реформе, и этому курсу не изменили по сей день.

Хорошие программы повышения квалификации. Сотни эстонцев, которые обучались и работали за рубежом (Канада, США, Скандинавия), вернулись в страну и начали процесс переподготовки учителей в школах и на различных курсах.

Реформа — это творчество. В момент начала реформы было очень мало литературы на эстонском языке. До многого пришлось додумываться самим. 

Что использовали:

— экспертные семинары;

— конгресс учителей — ориентация на национальную школу;

— экспертные организационно-деятельностные игры;

— модель школы 3+3+3+3;

— конкурс сценариев реформы —
129 проектов, из них 30 — из России (группа, объединенная редакцией "Учительской газеты");

— эстонские реформы — не сверху. Они были инициированы со среднего и нижнего уровней образовательной системы и поддержаны сверху. 

Хочу обратить внимание на несколько пунктов. Эстонцы строго следовали избранному курсу на протяжении 20 лет. Использовали тот самый принцип самоорганизации в обществе (folkeoplysning и folkbuilding), при котором произошло объединение всех заинтересованных в успешной реформе школы. Важнейший залог успешности реформ — инициация системы снизу.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: это выбор Эстонией основного регулирующего документа — "Учебный план" vs "Куррикулум". К сожалению, заметил, что синхронисты допускают смысловую неточность, переводя термин curriculum как "учебный план". Это не терминологический выбор. Это смыслообразующий выбор между стратегическими задачами системы образования. Выбор главного среди основных задач образования — человек с его убеждениями, мировоззрением, ценностями, формирующими картину мира или знания. И то, и другое — важно. Эстония выбрала curriculum, определив тем самым постмодернистскую стратегию развития системы образования и общества. 

Эстонцы, как и скандинавы, прекрасно понимают, что будущее — за обществом, основанном на ценностях доверия, свободы, ответственности и партнерства. К жизни в таком обществе готовит детвору школа в североевропейских странах. Не случайно в образовательной сфере есть термин "куррикулярная реформа". В эстонской системе образования куррикулум стал основополагающим инструментом формирования организационной культуры в школах. Каждая школа обязана разработать свою "конституцию". И если в первые годы многие стремились "переписать" документ, пришедший "сверху", то теперь это процесс, в который вовлекаются все заинтересованные стороны: учителя, ученики, родители, община.

Форум в Харькове еще раз обозначил смысловое отставание функционеров от молодежи, все больше заявляющей о своем праве влиять на процесс реформ. Одним из самых ярких и интересных выступлений стала презентация Александром Гапаком проекта 15х4. Молодые ученые быстро и эффективно создали широкую сеть ивентов, популяризирующих науку на принципах "открытого кода". Весь контент проекта находится в открытом доступе, без ограничений использования. Любой может принять участие в подходящей для него роли. Без статусов и конкуренции. 

До конца марта предстоит принять участие в работе еще нескольких форумов. Плотность событий не оставляет сомнений — тема образования воспринята в обществе как важнейшее направление в реформировании общества. Мне кажется, пришло время объединить усилия всех, кто заинтересован в будущем Украины. Без конкуренции и статусов, формируя центры образования и обучения, повышения квалификации, "фабрики осмысления" предстоящих реформ. И при этом не упустить главное — в каком обществе мы хотим жить. В конце концов, большая буква "У" в слове учитель появляется не с момента получения диплома, и не зависит от количества лет, проведенных в "образовании". Она возникает в тот момент, когда мы начинаем воспринимать ребенка как равноправного партнера в процессе образования. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
10 комментариев
  • Влад Якимаха 15 марта, 00:08 хочу поговорить с автором статьи. 066 321 79 94. Наберите меня, пожалуйста. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Igor Sidorov 12 марта, 02:54 Эстония по результатам олимпиад - лучшая в Европе - по темпам доходам благодаря образованию - лучшая в мире . Основа и база образования в Эстонии - естественные науки - математика , физика , химия, биология.
    Андрей Дяченко 13 марта, 18:15
    Ігоре,як цей тезіс пояснити "сліпим"від народження? Пізнання СЕБЕ І ВСЕСВІТУ завжди йде паралельно:як можна пізнати ВСЕСВІТ без фундаментальної науки і її основи МАТЕМАТИКИ? В Україні договорились до того,що вважають позитивним прикладом "прогресу"-"а де мені треба та математики"?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Oleg Smirnov 11 марта, 23:23 Какой там учитель с большой буквы "У"? Знакомые преподаватели из пединститута рассказывают: те, кто там сейчас учится - просто МРАК, и этот мрак после выпуска будет учить детей в школе. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Oleg Smirnov 11 марта, 23:22 Что ждать от нашей системы, если директор школы на порог не пускает журналистов (в случае какого -нибудь ЧП), а охранник угрожает разбить камеру? Родители боятся возразить учителю, чтобы он не отомстил их ребёнку? Если министр образования из кожи вон лезет, чтобы защитить плагиторку - жену вице-премьера, даже отменяет ради этого положения, которые позволили бы лишить "интеллектуального вора" учёной степени? Если эта министр сама печатает "научные статьи" с плагиатом и фальшивыми ссылками на литературу? И если эта министр препятствует работе НАЗЯВО? И если МОН видит реформы как отмену преподавания химии, физики, математики и астрономии и замену их на "человека и природу"? ___ Ничего хорошего ждать не приходится!
    Nedolya 14 марта, 09:05
    Може вони агенти впливу?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Настя Жданова 11 марта, 23:06 Прочитала не все - суть понятна. Вопрос один: Сколько человек в классах скандинавских школ.? В классе, где учится мой ребенок - 37!!! О каком индивидуальном подходе может идти речь? Даже если дать возможность на уроке, например, истории, высказаться каждому - это по минуте. О каком развитии идет речь.Вы серьезно верите в то, что наши дети могут" самостійно опрацювати новий програмний сегмент"? Извините, но кто-то из нас точно в параллельном мире. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Владимир Белый 11 марта, 20:39 Звідки я взнав те, що написав тут внизу і ще багато інших конкретних речей про фінську організацію шкільної освіти? З книги французького педагога-практика Поля Робера, який у притаманній французам елегантній конкретиці описав конкретні принципові і кардинальні за сутністю нововведення без жодних відступів у загально-наукові визначення, за якими чи не кожен бачить своє. Часто традиційне, якому вже сто років - "La Finlande: un modèle éducatif pour la France? Les secrets de la réussite"(Éditions ESF, 148 p., Paris, 2009, 22 €). Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Владимир Белый 11 марта, 20:25 Чому у коментарі внизу негативна реакція під назвою "бла-бла -бла"? Тому, що подана не стільки інформація для бачення читачем (вчителі та керівники шкіл, які прагнуть внести реальні зміни у свій існуючий перебіг щоденного навчального життя) сутності новизни через прості життєві шкільні елементи організації та здійснення діяльності. Навчальної, що скрізь у світі має одну й ту ж сутність - власне навчання. Простий приклад, у Фінляндії вже більше 30 років поспіль жодний вчитель жодну тему НЕ ПОЯСНЮЄ ФРОНТАЛЬНО ВСЬОМУ КЛАСУ! Такий підхід було прийнято одночасно і всіма вчителями країни з метою якомога практичної реалізації принципу особистісно-орієнтованої педагогічної технології. Учні отримують завдання і самостійно, або у групах починають опрацьовувати новий програмний сегмент, а вчитель їм допомагає. Якщо не може, то йде до колеги з іншого предмету і той заходить до класу і надає цільову точкову консультацію. І таких речей повно, але про них не пишуть, а все загальними науковими фразами Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Yurii Serguchev 11 марта, 14:25 Бла-бла-бла! Постоянные реформы образования, которые обусловлены изменениями во власти (но дети то здесь причем!?), уничтожили лучшее из советской системы образования и не привели к полезному использованию опыта зарубежного образования. Бездумное применение болонской системы принесло больше вреда. чем пользы. Наблюдается постоянное снижение образования в школах и университетах, выпускники которых приходят в школу менее подготовленными, чем их старшие коллеги. Они не способны дать современные знания продвинутым интернетом ребятам. О какой открытости, партнерстве, доверии и авторитете между учителем и учеником можно говорить? Порочный круг замыкается и воспроизводится на все более низком уровне. Лучшее что могут сделать "реформаторы" это оставить школу в покое, а качество школьного образования должны контролировать родители, из тех, кто наиболее в этом заинтересован. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.59
EUR 28.96