Альгирдас Забулионис: «Введением внутренних экзаменов в вузах, как и учетом среднего балла аттестата, создается «черный ход» в высшее образование»

Поделиться
О вступительной кампании и внешнем независимом оценивании (ВНО) в этом году у нас заговорили намного раньше, чем обычно...

О вступительной кампании и внешнем независимом оценивании (ВНО) в этом году у нас заговорили намного раньше, чем обычно.

И причина понятна. Ведь за несколько месяцев до начала поступления в украинские вузы наметились важные изменения в правилах зачисления в них.

— Говорить сегодня об изменениях во вступительной кампании и принимать какие-то решения задним числом — нечестно, — считает международный эксперт Альгирдас ЗАБУЛИОНИС, «отец» системы внешнего тестирования Литвы, консультант Anglia Assessment Ltd и USETI. — Почему каждое утро ученики узнают что-то новое о правилах поступления в высшие учебные заведения страны? В Литве, например, есть закон, согласно которому такие правила утверждаются за два года до их введения.

— Какие нововведения в нашей системе тестирования заслуживают особого внимания?

— Больше всего меня как эксперта поразило то, что в этом году будут учитывать средний балл аттестата по шкале 200 баллов. Но ведь это направляет в другую сторону развитие вашего среднего образования, в частности ее профилизацию! Если вы учитываете средний балл по аттестату, то тем самым требуете от выпускника знания всех четырнадцати предметов на «отлично». От будущего математика вы ожидаете 12 баллов по истории, физкультуре, музыке... Будущего литератора могут не принять на факультет филологии, если у него плохие оценки по физике, химии, биологии.

Нет статистики, на которой базируется данное решение. Вы не знаете, насколько средний балл аттестата справедлив при сравнении двух учеников. Я сделал собственный анализ по вашей базе данных и могу сказать, что на объективность этого показателя влияют разные факторы. Первый — где учится ребенок (городская или сельская школа, гимназия или обычное общеобразовательное учреждение). Юноша из донецкого лицея потерял более одного балла по 12-балльной шкале (20 баллов по 200-балльной) по сравнению с девушкой из сельской школы, поскольку, как показывает статистика, получить высокую оценку в сельской школе легче. Догнать эти 20 баллов на тесте, например, по физике, очень трудно, потому что для этого надо правильно ответить на десять вопросов. Второй фактор — пол ученика. Среди десяти тысяч учащихся я не нашел ни одного молодого человека со средним баллом 12, а девушки есть, и не одна. У девушек всегда оценки лучше, потому что они более послушны, не ставят провокационных вопросов, выполняют домашние задания. Школьная оценка не является объективной мерой сравнения знаний учеников, она в большей степени является орудием в руках учителя для управления классом. В прошлом году ВНО «срезало» более половины ваших кандидатов на медаль.

Следовательно, решение учитывать при поступлении в вузы средний балл аттестата сведет на нет 12-балльную систему оценивания. Вводя этот показатель, вы «ставите на уши» учителей хороших школ — вместо 12-балльной системы они перейдут на двухбалльную: 12 и 11. Об этом с ними будут договариваться заботливые мамы учеников. Очень вероятно, что в этом году благодаря эффекту неожиданности вы получите нормальное распределение баллов. А вот в следующем этот показатель будет намного менее объективным. В Литве пятнадцать лет назад один вуз объявил, что будет принимать абитуриентов только по среднему баллу аттестата. В первый год это оправдало себя, а в следующем усложнило поступление, поскольку у всех были примерно одинаковые показатели. Пришлось учитывать еще и оценки за 11-й класс, потому что там они были более «информативными». Но по такой логике через год придется прибавлять результаты за 10-й класс, потом — за 9-й... Спасением стало введение в Литве централизованных вступительных экзаменов.

— Вы считаете, что введение вступительных экзаменов создает меньше проблем, чем средний балл аттестата?

— Конечно, летом этого года на то, чтобы провести вступительные экзамены, времени нет, следовательно, система тестирования в целом будет сохранена. А в следующем году благодаря таким решениям она может быть разрушена.

О тестировании дискутируют администраторы университетов, политики. Но кто посмотрит на эту проблему глазами ученика? Что дает ему тестирование? Возможность подготовиться системно (уже сейчас известны и программа, и тренировочные упражнения, и задания прошлого года, и тестологический анализ качества). Вспомните, была ли у вас в свое время подробная информация о вступительных экзаменах в вузах? О вступительном экзамене в столичном вузе киевляне знали намного больше, чем ученик из Луганска. А сейчас вся информация одинаково доступна.

В этом году ученику позволительно поступать в пять разных университетов. А если бы каждый вуз ввел свои вступительные экзамены, пришлось бы сдавать пять разных экзаменов по одному предмету. Внешнее тестирование облегчает ситуацию: ты сдаешь один экзамен, и его результаты зачисляются всюду. Так создается единое для всех «окно» для поступления в вуз. А введением внутренних экзаменов в вузах, как и учетом среднего балла аттестата, создается «черный ход» в высшее образование.

— Как повлияет на справедливость вступительной кампании идея перевести тесты на языки национальных меньшинств?

— Вступительный экзамен ВНО должен доказать, что абитуриент может учиться по избранной специальности. Тестирование должно проходить на том языке, на котором преподают в университетах (иначе — как понять лекции?). Кстати, я не знаю ни одной страны, где от граждан не требуется владения государственным языком. В Германии, например, большая турецкая община, но ни у кого из абитуриентов не возникает даже мысли требовать сдавать вступительные экзамены на турецком.

Сочувствую работникам УЦОКО — в таких условиях работать невозможно: регистрацию уже завершили, а потом вдруг позволили возобновить ее, учитывая желание каждого выбирать язык экзамена. При этом дату тестирования не перенесли, следовательно, срок подготовки уменьшили. Заметьте, что во внешнем оценивании участвуют полмиллиона учеников, которых еще надо распределить по школам, кроме того, обеспечить качественный перевод тестов, печать и логистику.

— Как показывают исследования Центра тестовых технологий, корреляция между средним баллом сертификатов ВНО и средним баллом зимней сессии первокурсников довольно высокая. Это свидетельствует о результативности тестирования. Почему же независимое оценивание до сих пор является предметом споров в обществе? Мало того, складывается впечатление, что началась кампания по его дискредитации.

— ВНО — это объективное измерение знаний учеников на мостике между средней школой и университетом. Благодаря тестированию мы выясняем, что знают и чего не знают ученики, и потому плохой результат — тень на среднюю школу. А кому это приятно? С другой стороны, это хорошее оправдание для университета, почему качество обучения в нем не на таком уровне, как в Кембридже. Потому что легче свалить все на абитуриентов (не те поступили), нежели искать причину в самом себе и думать о качестве своей работы.

Вместе с тем тестирование положительно влияет на качество подготовки к поступлению. Репетиторство стало более педагогическим и честным. Сегодня хороший школьный учитель ценится больше, чем преподаватель вуза, который раньше часто «дозированно разглашал» только ему известную информацию о вступительном экзамене в его вуз. Конечно, еще немного хромает этика и есть проблемы с уплатой налогов, но в целом тенденция положительная.

— Внешнее тестирование содействует демократизации образовательной системы. Имеет ли оно смысл в недемократическом обществе?

— Вступительная кампания — это не остров в океане. Она проходит в обществе, обычаи которого, бесспорно, на него влияют. Например, во многих странах даже упоминания о коррупции при проведении тестирования не поймут. Потому что есть вера в систему вступительных правил и ее объективность. А у вас основной акцент делается на борьбе с коррупцией и прозрачности процедуры поступления. Это специфика общества, а не тестирования. На самом деле у ВНО две цели: поступление в вузы и сертификация выпускников средней школы. Эта модель работает в Балканских странах, Прибалтике, Польше. Если же делаем акцент на коррупции и недоверии к вузам (как это было, например, в Беларуси, Грузии, Азербайджане, Армении), тогда ВНО выносится из школы и имеет одну цель — организовать вступительную кампанию в вуз. Ваша страна начинала с более демократической — первой модели, но со временем стало понятно: вам не хватит ресурсов (ни материальных, ни технических) на то, чтобы охватить всех выпускников (а возможно, не было политической воли?). Теперь ВНО постепенно сдвигается на лето и по сути является вступительными экзаменами, в которых участвуют только абитуриенты.

— В предыдущем интервью «ЗН» вы подчеркивали, что системе тестирования необходим юридический каркас. К сожалению, законопроект о внешнем тестировании не прошел в нашем парламенте уже дважды. Насколько это помешает развитию и усовершенствованию системы ВНО?

— Очевидно, это не единственный закон, который ваша Верховная Рада не утвердила. Это характерная особенность всех постсоветских стран: жизнь меняется быстрее, чем законодательство. И парламенты просто не успевают вносить изменения в законы так быстро, как мы этого хотим. Кроме того, все зависит от строя страны. У ваших соседей — в Беларуси, России, Грузии — президентская форма правления, и тестирование там проходит в соответствии с указом президента.

Специальный закон о тестировании, как мне известно, есть только в Словении. В других странах, где я работал, обычно действует только один закон об общем образовании.

— У многих ли постсоветских стран, подобных нашей, существуют проблемы со становлением системы независимого оценивания?

— Усовершенствование экзаменов и тестирования, измерение качества образования во всех странах — одна из самых болезненных сфер общей реформы образования. Все это касается многих слоев общества, всех беспокоит, и потому нужна четкая политическая воля, своевременные решения и ресурсы. В постсоветских странах прогресс в системе ВНО достаточно ощутимый. В России президент Медведев поручил специальной комиссии обобщить первые выводы относительно Единого государственного экзамена (ЕГЭ), наметить перспективы его развития и своим указом поддержал внешний экзамен. В Грузии, где уже выстроена единая система приема в вузы, указом президента Саакашвили со следующего года тестирование «спустят» в школы — для достижения двух целей: оценить качество школьного обучения и осуществить единое поступление в вузы страны. В Украине же происходит отход от первичной модели и отрыв тестирования от школы. Это ни хорошо и ни плохо, это — выбор, который вы сделали, оценив свои сегодняшние возможности. В вашей ситуации, чтобы взять на себя больше, надо больше стабильности и в системе образования, и в обществе в целом. Ваша система ВНО страдает от ежегодных цунами (новые приказы министерства, постоянный недостаток ресурсов), и поэтому, к сожалению, вынуждена прежде всего решать проблемы выживания, а не думать о профессиональном развитии и качественных показателях.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме