ЗАКОН ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА. ЗВУЧИТ, КАК ГИМН, ОСОБЕННО НА ФОНЕ НАШИХ ФИНАНСОВ...

Ольга Ваулина 10 февраля 1995, 00:00

Читайте также

В конце января украинский парламент одобрил в первом чтении проект Закона об оплате труда. Данный законопроект разработан Федерацией профсоюзов Украины и поддержан комиссией Верховного Совета по социальной политике и труду. Сделана попытка выделить экономические, правовые и организационные принципы определения заработной платы наемных работников предприятий всех форм собственности. Закон разделяет сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда. В нем заложены основные направления государственной политики в сфере оплаты труда и основы социальной защиты работающего гражданина.

- Считаю, что принятие закона создаст новую правовую основу для реформы организации оплаты труда, направленную на сохранение и воспроизводство трудовых ресурсов. Повышения цены на рабочую силу требуют трудовые коллективы, предприниматели и профсоюзные органы, - комментирует лидер ФПУ Александр Стоян. - Поскольку законопроект должен был быть предоставлен Кабинетом министров на рассмотрение парламента еще 1 ноября прошлого года, но никаких предложений по вопросу оплаты труда в Верховный Совет так и не поступило, профсоюзы решили взять инициативу в свои руки.

Итак, законопроект содержит 5 разделов и 35 статей. Большое внимание в нем уделяется минимальной заработной плате (МЗП), размер которой, кстати, не пересматривался украинским парламентом уже больше года и до сих пор исчисляется в 60 тысяч карбованцев. По определению же нового закона, МЗП - это законодательно установленный минимально допустимый уровень оплаты за простую, неквалифицированную работу в расчете на месяц. Тут же говорится, что МЗП является социальной гарантией, направленной на обеспечение удовлетворительного уровня жизни работника и членов его семьи. И хотя понятно, что проект предлагает всего лишь законодательный механизм оплаты труда, а размеры заработной платы будут устанавливаться отдельно, все же в условиях экономического кризиса и острейшего бюджетного дефицита подобная формулировка вызывает недоумение. Должно быть, «проектировщики» закона работали в расчете на «светлое будущее». Возникает опасение, что с пересмотром размера минимальной заработной платы (которая, согласно законопроекту, должна периодически производиться правительством с учетом инфляционных процессов) может произойти то же самое, что с пересмотром стоимости потребительской корзины: КМ уже полтора года не возвращается к этому вопросу, объясняя свои действия нецелесообразностью в условиях высокой инфляции.

В статье 8 законопроекта об оплате труда речь идет об определении размера МЗП с учетом стоимости минимального потребительского бюджета и постепенным сближением этих уровней по мере экономической стабилизации. Впрочем, понятно, что слияние этих категорий произойдет не скоро...

В определении норм и гарантий оплаты труда разработчики проекта «велосипеда» не изобретали - они будут устанавливаться в соответствии с КЗОТом Украины.

Отдельные статьи законопроекта посвящены оплате труда по совместительству (за фактически выполненную работу) и по контракту. При этом за основу взяты коллективные договоры.

В статье 19 «Система договорного регулирования оплаты труда» опять же прослеживаются современные подходы: согласно коллективному договору, оплата труда может быть ниже норм, обозначенных генеральными, отраслевыми и региональными соглашениями, но не ниже госнорм в случае, когда предприятия испытывают временные финансовые трудности. Однако эти «трудности» не могут длиться более 6 месяцев...

Размер заработной платы может быть ниже оговоренного в трудовом договоре, если работник «провинился» - гонит бракованную продукцию, не выполняет производственных норм и т.д. Должно быть, в будущем к данной статье будет написан не один нормативный акт, четко определяющий «вину» работника и допустимые карательные санкции со стороны работодателя.

Формы выплат заработной платы, предусмотренные статьей 23, возможны лишь в денежных знаках, признанных на территории Украины, и натурой, но не в виде спиртных и наркотических веществ. Оплата труда в форме расписок и долговых обязательств также запрещена.

«Детище» ФПУ обсуждалось законодателями и исполнителями с большим энтузиазмом. Впрочем, несмотря на полярность взглядов, они вели себя по отношению друг к другу весьма толерантно. Так, министр труда Михаил Каскевич высказался против принятия данного законопроекта. Мотивировка позиции министра следующая: проект не просчитан, бюджет не «резиновый», в случае принятия возможен новый виток инфляции, обнищание населения, безработица...

Итак, Кабмин против. Мнения народных депутатов по этому поводу разделились. Например, лидер МДГ Олег Карпов назвал данный проект популистским, а аргументацию профсоюзов в его защиту - общими лозунгами. По его мнению, принять Закон об оплате труда - значит выступать в роли друзей народа. Так что - Стоян мне друг, но истина дороже. Г-н Карпов считает, что проект сыроват и к потреблению не годен...

Впрочем, на доводы оппонентов «друзья народа» предоставили свои доказательства, проиллюстрировав их статистическими данными. Лидер профсоюзов Александр Стоян убеждал, что увеличение минимальной заработной платы не влияет на инфляцию (МЗП в инфляционных процессах занимает 6-е место).

Для справки: доля заработной платы в национальном доходе сегодня составляет 9,6 процента, а в себестоимости продукции всего 7 процентов(в советское время эта доля была около 35%).

На стороне защитников новой системы оплаты труда выступает и президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

- Еще несколько лет назад я предлагал реформировать оплату труда. Без нее нельзя проводить экономические преобразования. Замораживание заработной платы ведет к снижению покупательной способности населения. Которая, в свою очередь, тормозит развитие производства.

И хотя парламент принял Закон об оплате труда в первом чтении, кульминация «пьесы» о зарплате ожидается именно во втором действии.

Яблоком раздора по-прежнему будут финансы, вернее, их отсутствие. Согласно проекту закона минимальная заработная плата должна быть приравнена к черте малообеспеченности, которая по ценам января уже составляла 2 млн. 500 тыс.крб. По расчетам Кабмина, такая «уравниловка» обойдется в сто триллионов карбованцев ежемесячно... А это государству не по карману. Так что, пока законодатели слагают гимны, финансы продолжают петь романсы.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89