ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА КРЫМА АНДРЕЙ СЕНЧЕНКО: «…НАМ НЕ ПОТРЕБУЕТСЯ НИКАКАЯ ПОМОЩЬ, ЕСЛИ С НАМИ ПОЛНОСТЬЮ РАССЧИТАЮТСЯ ЗА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ»

Лариса Кондратенко 2 декабря 1994, 00:00

Читайте также

Андрей Виленович Сенченко - один из пяти вице-премьеров нового правительства Республики Крым. Сфера его деятельности - региональная экономическая политика. О том, каковы ее цели и направления, - наша беседа.

- До прихода Сабурова вы восемь месяцев проработали заместителем председателя Совета Министров Крыма по экономической реформе. После того, как правительство Мешкова-Сабурова крымские парламентарии отправили в отставку, вам вновь доверен этот ответственный пост. Считаете ли вы до сих пор, что возможен «особый», крымский путь проведения экономических реформ?

- Не только возможен, но и крайне необходим. Точкой отсчета осмысленных экономических реформ в Крыму можно считать принятие 16 июня прошлого года постановления Верховного Совета Крыма предыдущего созыва «О формирований на территории Республики Крым режима открытой экономики» и последующего Указа Президента Украины «О режиме открытой экономики на территории Республики Крым».

В указанных документах впервые не только определены приоритетные направления, но и закреплено право республики на особый путь экономического развития в составе Украины. К сожалению, работа по формированию открытой экономики была прервана известными событиями уже в начальной фазе.

Особенности проведения реформ в Крыму заключаются в необходимости предварительного - очень четкого! - определения полномочий республики и эффективного механизма их поэтапного расширения. Практический опыт говорит о том, что единственно бесконфликтным вариантом решения этой задачи являются договорные отношения между Украиной и Крымом в сфере экономики. Реализация же идеи гибких договорных отношений возможна лишь при закреплении ее в конституциях Украины и Крыма, законах Украины. Это позволит реализовать простой и понятный алгоритм взаимоотношений: вначале договором закрепляются объемы полномочий республики, а затем законом Крыма регулируются соответствующие отношения на его территории.

- Одним из аргументов Евгения Сабурова в пользу деятельности его команды было наполнение бюджета Крыма на 80 процентов против 20, как было в начале года.

- А вот здесь как раз и есть результат первого опыта договорных отношений в экономике между Крымом и Украиной, что позволило в 1994 году осуществить отдельные элементы налоговой реформы. Результат не замедлил сказаться. За 9 месяцев текущего года в республиканский бюджет поступило 97 процентов запланированных налогов, в то время как в бюджет Украины - лишь 64 процента. Заключение подобного договора на 1995 год - стратегическая задача правительства, необходимое условие проведения реформ.

Тот шок, который испытали граждане и предприятия Крыма, в один миг обеднев вдвое при обвальном падении карбованца, обусловленном кредитными эмиссиями в Украине, говорит о том, что необходим договор, регулирующий наши взаимоотношения в связи с проведением таких операций и призванный защитить результаты проводимых в Крыму реформ. По нашим оценкам, в объеме финансовых ресурсов Украины доля граждан, предприятий и бюджета Крыма составляет примерно 4 процента, следовательно, именно эту часть от объема кредитной эмиссии должен получить в свое распоряжение Крым, чтобы в процессе инфляции не допустить опережающего обнищания крымчан.

Очевидной является необходимость заключения договоров по вопросам валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности и т.д. Кроме того, надо формировать рыночную инфраструктуру. Речь идет в первую очередь о развитии Республиканского банка Крыма, валютной биржи, таможенной службы, о создании регистрационной палаты, комитета по надзору за страховой деятельностью, тендерного комитета.

- Доходную часть бюджета образуют налоги, но именно налоговая система вызывает сегодня самые серьезные нарекания, как со стороны государственных предприятий, так и предпринимательских структур. Планирует ли правительство Крыма реформу системы налогообложения?

- Разумеется. Это основа всех реформ. Эту работу планируем вести по четырем направлениям. Прежде всего это общее поэтапное снижение уровня налогов и оптимизация налоговой системы. Начальный этап предусматривает снижение ставки налога на добавленную стоимость и расширение структуры расходов, включаемых в затраты предприятия при исчислении налога с прибыли - в первую очередь за счет расходов на развитие производства и содержание объектов социально-культурной сферы. В дальнейшем планируется, снижая в целом давление налогового пресса, повысить значение платы за используемые ресурсы. Предполагается также свести к обоснованному минимуму платежи, взимаемые с предприятий в различные внебюджетные фонды (занятости, защиты малоимущих, охраны труда и др.), создать эффективный и гласный механизм работы этих фондов, надежную систему контроля за использованием их средств.

Ко второму направлению следует отнести снижение налогов, призванное стимулировать развитие отраслей с быстрым оборотом капитала и повышение экспортного потенциала предприятий. Предусматривается резкое снижение НДС на импортные товары, ввозимые нашими предприятиями через крымские таможни. Это позволит оживить оптовую торговлю, обеспечить развитие транспортной инфраструктуры, укрепить материальную базу таможни, создать новые рабочие места.

Третье направление - проведение экспериментов по глубокому реформированию налоговых взаимоотношений по отдельным группам предприятий, четвертое - переход от системы взимания налогов с доходов граждан на систему самостоятельной уплаты этих налогов гражданами. Этот процесс будет сопровождаться дальнейшим снижением налоговых ставок.

- Конечно, снижение налогов - долгожданный и объективно положительный процесс, но для того, чтобы получить эффект от этой меры, надо опять-таки ждать. Как долго? И как пережить республике этот нелегкий период? Опять жизнь в долг?

- Нет. Необходимо изыскать альтернативные источники пополнения бюджета. Сколько бы мы ни говорили о потенциале Крыма, главным нашим ресурсом является земля, ее эффективное использование. Это и есть тот альтернативный источник, который позволит нам достойно пережить период реформ.

Основной формой земельных отношений правительство считает аренду на различные сроки с переходом к ставкам платежей, соответствующим мировой практике. Это заставит вернуть в госзапас неэффективно используемые земли, что в свою очередь позволит решить проблему выделения крымчанам участков под строительство жилья, развивать фермерство без развала существующих форм сельскохозяйственного производства. В ближайшее время нам предстоит ввести как систему индексации платежей за землю, так и разветвленную систему льгот для граждан Крыма и товаропроизводителей, являющихся плательщиками других видов налогов. В полной мере новые ставки платежей должны быть применены в отношении земель, не используемых в сфере материального производства и для нужд граждан. Объем незадействованных ресурсов велик: только воинскими частями Украины в Крыму занято около 50 тысяч гектаров земли, еще 40 тысяч гектаров за пределами Севастополя - Черноморским флотом. Плата за эти земли с лихвой сможет перекрыть возможный временный дефицит бюджета при любых, самых радикальных налоговых реформах.

При этом необходимо сразу отмести всякие политические спекуляции - мы ставим вопрос не о внесении платежей воинскими частями, а о взаимных расчетах между бюджетами. Не ставя вопрос о прямых проплатах из бюджета Украины, мы считаем, что эти суммы должны быть учтены при определении вклада Крыма в решение общегосударственных проблем Украины. Что же касается России, то, не претендуя на международную правосубъектность, мы считаем, что никакая помощь нам не понадобится, если она полностью с нами рассчитается за используемые ресурсы как землепользователь с землевладельцем, Вторым реальным источником пополнения бюджета является возможность введения двойного налогового законодательства: традиционного, о котором говорилось выше, для резидентов Крыма и оффшорного для нерезидентов Украины. Это позволит привлечь новые финансовые потоки в Крым. - Но для того, чтобы привлечь в Крым внешние финансовые потоки, необходимо совершенствование банковской системы, а эта работа у нас пока в зачаточном состоянии. - Тем не менее работа ведется. В ближайшее время предстоит провести переговоры с Национальным банком Украины, результатом которых должно явиться принятие законов Крыма «О банках в Республике Крым» и «О Республиканском банке Крыма». В числе прочих мер предполагается создание на базе филиалов украинских банков самостоятельных дочерних банков, с правами юридического лица. С целью контроля за эффективностью использования бюджетных средств планируется ввести институт уполномоченных банков правительства.

Правительству, совместно с Республиканским банком, предстоит ввести в действие альтернативные платежные средства-векселя, активно включиться в процесс формирования рынка ценных бумаг, где наряду с акциями компаний должны котироваться ценные бумаги, эмитируемые Минфином Крыма. Республиканскому банку также предстоит решить задачу сокращения наличного денежного оборота путем внедрения электронных денег (пластиковых карт). Остро стоит вопрос законодательного оформления и широкого внедрения ипотечного кредитования.

- В одном из интервью бывший вице-премьер, а ныне первый вице-премьер украинского правительства Виктор Пинзеник сказал, что пока из бюджета будут дотироваться промышленные предприятия, работникам бюджетной сферы на лучшую жизнь надеяться не приходится. А цены между тем празднуют свободу, и, как мы знаем, отношение правительства к ним в ближайшее время будет оставаться в высшей степени либеральным...

- Как ни привлекательна в бытовом понимании идея сдерживания цен на товары первой необходимости, она заведомо проигрышна для Крыма. Сдерживая цены, мы за счет кармана крымчан будем содержать всех приезжих. Не дадут положительного результата и печально известные идеи прошлого правительства в отношении цен на хлеб. Альтернатива безудержному вымыванию средств нашего бюджета - в дальнейшей либерализации цен и реальном создании эффективного механизма адресных дотаций.

- Как мы знаем из доклада премьер-министра Крыма Анатолия Франчука, одним из главных направлений деятельности правительства будет реформирование OTHO ний собственности. Хотелось бы услышать ваше, мнение по поводу одной из острейших проблем - приватизации государственных предприятий.

- Все споры на эту тему беспредметны до решения вопроса о разделении собственности между Украиной и Крымом. Наша позиция по этому вопросу заключается в том, что в собственность Крыма должны быть переданы все объекты, подлежащие приватизации, и лишь в отношении остальной собственности должны быть проведены пообъектные переговоры. Вторым этапом должно стать восстановление управляемости государственных предприятий, четкое определение критериев оценки их работы, эффективности использования государственной собственности.

Необходимо вернуть первоначальное значение понятию аренды как формы временного закрепления права пользования объектами собственности, а не механизма ее ползучей приватизации.

Разумеется, осуществление задуманного потребует качественного изменения функций правительства, которое должно осуществить переход от распоряжений к управлению процессами в сфере экономики.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.04
EUR 29.06