«ВАРЯГ» ГОТОВИТСЯ — ЗНАЧИТ, БЫТЬ ПЕРЕХОДУ

Поделиться
Известие в центральной и местной печати о том, что тендер на приобретение «Варяга» выиграла китайская фирма «Agencia turistica e diversoes chong lot», вызвало большой интерес...

Известие в центральной и местной печати о том, что тендер на приобретение «Варяга» выиграла китайская фирма «Agencia turistica e diversoes chong lot», вызвало большой интерес. Появилась масса комментариев. Они касаются в основном будущей сделки и различных версий относительно того, что будет с недостроенным «Варягом» в дальнейшем, уже после подписания контракта. Появились даже предположения, что выигравшая тендер фирма может оказаться подставной, а купленный ею авианесущий крейсер Китай использует для своего военно-морского флота, естественно, достроив его. Для подобных инсинуаций есть и определенный повод. Дело в том, что сумма будущего контракта - 20 миллионов долларов. А по подсчетам специалистов, если то, что называется «Варягом», перевести в металлолом, то стоимость по ценам мирового рынка составит где-то около четырех миллионов долларов. Вот эта разница и дала толчок для домыслов и предположений. Мол, коль уж китайская фирма согласилась столько заплатить, то, ясное дело, «Варяг» не пойдет на металлолом и будет использован для других целей. Ну а если для других - почему бы не для военных?

Все эти предположения и побудили корреспондента «Зеркала недели» побывать на предприятии и узнать, что же происходит на «Варяге» и вокруг него. В каком состоянии оформление документов по проведенному тендеру и, главное, какие работы ведутся на самом «Варяге»? Что является истиной, и на чем основываются домыслы и предположения?

Первое и главное из увиденного: гигантский корпус «Варяга» находится там, где и месяц или год тому назад, - на новой набережной Черноморского судостроительного завода. К сведению любителей собирать факты относительно судьбы этого необычного корабля, который пытался родиться на рубеже двух эпох, да так и не родился. «Варяг» в своей так и не начавшейся жизни уже совершил рейс, который стал для него символическим, превратив в нахлебника, выкачивающего и без того скудные заводские средства. С 1985 по 1994 годы авианесущий крейсер находился в самом сердце Черноморского судостроительного завода - около стенки набережной под названием Большой Ковш. Махина, на которую поднимались с помощью лифтов, была связана с берегом тысячами нитей в виде силовых кабелей, средств связи и т.д. И вот настало время уступить место строящемуся танкеру. Вспоминается, как рабочие завода провожали «Варяг» в это его первое плавание от одной набережной завода к другой, как убирали кабели, связывающие судно с берегом. Для того чтобы проделать эту операцию, понадобились все буксиры, которые только можно было найти. Два часа ушло на короткий путь от одной набережной до другой.

Вовсе не случайно мы вспомнили о том первом «рейсе». Вскоре «Варягу» предстоит второе, куда более длительное путешествие в далекое Макао - португальскую колонию на южном побережье Китая. Тот факт, что Макао, где «прописана» выигравшая тендер фирма, в декабре следующего года отойдет к Китаю, и вызвал, скорее всего, слухи о том, что «Варяг» может пополнить ВМФ Поднебесной. И к такому выводу приходят не только отдельные журналисты, но и целые информационные агентства - Ассошиэйтед Пресс и ИТАР-ТАСС.

Беспокойство понятное. Авианесущий крейсер, способный нести на своем борту более 50 летательных аппаратов (а с учетом размещения на верхней палубе - и до 60), уже сам по себе способен нарушить баланс военно-морских сил в пользу государства, в чье распоряжение он попадет. В прессе уже появились опровержения украинской стороны: недостроенный авианесущий крейсер нельзя будет использовать в военных целях, заводу-изготовителю поручено обеспечить выполнение этого условия.

Ясное дело, что, побывав на месте, корреспондент «Зеркала недели» прежде всего поинтересовался этой стороной дела. Как сообщил старший строитель отдела главного строителя ЧСЗ Григорий Соколов, специалист, непосредственно занимающийся предпродажной подготовкой, применение «Варяга» в военных целях исключается. В ходе его подготовки к продаже корпус корабля был подвергнут таким операциям, после которых выдержать многотысячемильное буксирование он способен, а военные нагрузки - нет. Уточним: даже если кому-то взбрело бы в голову установить на корпусе несостоявшегося крейсера ракетные или артиллерийские установки, тем более авиацию, то таких нагрузок «железо» уже не выдержало бы.

Подготовка «Варяга» к продаже на металлолом или для других целей, кроме военных, началась давно. Специальным соглашением между властями Украины и России был согласован перечень оборудования, которое было снято с корабля ввиду секретности. По согласованию с Министерством обороны Украины с «Варяга» снимается оборудование, необходимое для ВМФ Украины. Десятки механизмов, ранее смонтированных, сейчас уже несут службу на других кораблях украинского флота. По словам Г.Соколова, пока дорабатываются окончательные условия контракта, демонтаж на «Варяге» продолжается. Снимается ряд систем, кабелей, трубопроводов, механизмов для потребностей самого Черноморского завода, который использует их при строительстве танкеров и траулеров.

Если с военным использованием «Варяга», кажется, все ясно, то в том, что «Варяг» будет разрезан на металлолом, специалисты Черноморского завода очень сомневаются. Бывший главный строитель «Варяга» Алексей Середин считает, что цена в 20 миллионов долларов и цель получить кучу металлолома явно не стыкуются. К тому же покупателю придется разориться и на транспортировку корабля, а это еще не менее двух миллионов долларов. На Черноморском судостроительном, где уже имеют опыт разрезания младшего собрата «Варяга» - «Ульяновска», сомневаются, что подобная трудоемкая и энергозатратная операция может принести выгоду. И поэтому тоже строят свои предположения, как фирма, претендующая на «Варяг», сможет использовать его, чтобы не прогореть.

Главный строитель «Варяга» считает, что есть варианты. Например, использовать оставшееся оборудование в качестве запчастей, комплектующих. Корабль может быть переоборудован под плавучий космодром. Такой проект, кстати говоря, прорабатывался по заказу Министерства обороны Украины в КБ «Южное». И если он не подошел по известным причинам, не был реализован в нашей стране, то это вовсе не означает, что он не подойдет для других. «Варяг» может использоваться и как учебное судно, круизный корабль, который способен принимать небольшие пассажирские самолеты.

Вообще-то вариант использования судна для разного рода развлечений очень популярен среди специалистов ЧСЗ. В этой связи они вспоминают о судьбе авианесущих крейсеров «Новороссийск» и «Минск», которые начали свою жизнь около того же Большого Ковша. Южные корейцы, купив эти два корабля «на металлолом», использовали их как уникальные экспонаты для экзотических экскурсий. Сделка окупилась за полтора года.

В общем, диапазон предположений весьма широк. В него не входит только, пожалуй, одно - военное будущее «Варяга».

От редакции. Неизвестно и будущее самого контракта на покупку недостроенного авианесущего крейсера. По условиям состоявшегося 17 марта с.г. конкурса, если контракт не подписывается в течение месяца, конкурс признается несостоявшимся и фирма утрачивает право на подписание документов. 17 апреля уже миновало, но новостей пока нет…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме