Украинские таксомоторы: средство выживания или гламурный имидж?

Поделиться
Труднее всего на дорогах в эту зиму пришлось киевлянам — морозы, снегопады и гололед усугубили и б...

Кому-кому, а таксистам этой зимой пришлось поработать, засучив рукава, — телефоны диспетчерских служб больших и малых городов буквально разрывались от количества желающих заказать автомобиль…

— Были периоды, когда приходилось отказывать клиентам или просить их долго ждать, — рассказывает Татьяна, диспетчер одной из белоцерковских служб такси, — машин попросту не хватало. Кроме того, из-за экстремальных погодных условий тот или иной автомобиль часто выходил из строя. Если минувшей осенью мы боролись за каждого клиента, то этой зимой были случаи, когда мы сами, чтобы помочь людям, «перебрасывали» заказ в другие службы, имеющие свободные машины…

Тарифы и заказы

Для многих украинцев этой зимой служба такси стала вопросом выживания: без нее одинокие пожилые люди не могли добраться до поликлиники, аптеки или маркета, чтобы сделать запас продуктов.

Сделав в одном из маркетов Белой Церкви, и недельную закупку продуктов на 250 гривен (в том числе и неподъемных шестилитровых баллонов с питьевой водой), я израсходовала 13 гривен за доставку этого груза с помощью такси, что составило всего 5% от общей стоимости расходов. Согласитесь, плата за подобные удобства вполне приемлемая…

Подобная дешевизна объясняется короткими расстояниями и низкими тарифами в небольших городах: в той же Белой Церкви посадка в такси стоит 10 гривен, каждый километр — гривню…

В крупных областных центрах расценки повыше. Воспользовавшись данными аналитического отдела Информационной системы «Такси GSM», мы свели в таблицу тарифы на отечественном рынке служб такси на 1 января 2010 года.

Таксисты эмигрируют из столицы

Труднее всего на дорогах в эту зиму пришлось киевлянам — морозы, снегопады и гололед усугубили и без того тяжелую обстановку на перегруженных улицах столицы…

Общественный транспорт, в частности, троллейбусы и маршрутки, был частично парализован. Тут бы на помощь прийти вездесущим такси… однако, как показывает опыт, ситуация сложилась явно не в пользу пассажиров.

Сегодня в Киеве большинство таксистов предпочитают работать не на службу заказов, а на себя, но «крышуясь» вывеской той или иной службы.

Позвонив диспетчеру, вы рискуете услышать: «свободных машин нет», а в то же время прямо у вас под носом стоит совершенно свободный водитель искомой службы.

Подрабатывая на правах «бортового», киевские таксисты не хотят уродовать машину по гололеду и снежным заносам, разбитой дороге или крутым подъемам (ведь автомобиль свой собственный), вот и ждут возле ресторанов и торговых центров выгодного клиента.

Цена за проезд у таких «перебежчиков» в два раза выше, чем по тарифу…

— Многие наши ребята, работавшие в Киеве, сегодня вернулись домой, — комментирует ситуацию белоцерковский таксист Андрей К. — Это объясняется многими причинами. За осенне-зимний сезон цены на бензин резко выросли. Тарифы же из-за конкуренции между службами, наоборот, снижаются. Зарплаты, которые в Киеве традиционно были высокими, уменьшились с 6—8 тыс. гривен до 2—3 тысяч…

Киев строго контролируется ГАИ: за малейшее нарушение — растущие штрафы, которые приходится долго отрабатывать. Простои в пробках тоже бьют по карману — из-за них расходуется больше топлива, а ремонт машин по вине киевских дорог — вообще постоянная головная боль…

С точки зрения столичных пассажиров, цены на проезд в киевских такси, неоправданно высокие. По мнению многих, чрезмерно завышена не цена за километр, а стоимость заказа (т.е. минимальный проезд) — от 25 гривен и выше.

Причем разброс цен в столичных службах такси довольно таки разительный.

Например, заказав сегодня такси через службу «Эконом-авто такси» из центра города, от ул. Банковой, 2 до Центрального железнодорожного вокзала вы заплатите всего 25 гривен. Сделав такой же заказ через службу «Народное такси» — выложите уже 33 гривни, а через службу «Элит-такси» и того больше — 41 гривню…

Отслеживать «выгодные» тарифы очень трудно, поскольку каждая служба повышает их неравномерно и на свое усмотрение. Цены указываются в километрах, а точные расстояния высчитать невозможно — дорога может меняться из-за пробок, погодных условий и других причин. Этой зимой многие таксисты произвольно поднимали цены, пользуясь непогодой и спросом на услуги…

Однако существуют общие правила, учитывая которые, можно чуть-чуть сэкономить: например, стоимость проезда зависит от времени суток. Почти все фирмы предлагают в ночное время более щадящий тариф.

Иногда скидки возможны после часа пик в будние дни, а также до 12.00 в выходные. При этом разница в оплате по городу может составить три—пять гривен, за городом — 10—15 гривен.

Текущий заказ почти всегда на три-пять гривен дешевле, чем предварительный. Можно сэкономить и на телефонных разговорах — автоперезвон заказчикам сейчас практикуют многие службы такси.

Имидж — все!

Сделав заказ в той или иной службе такси, вы никогда не знаете заранее, — на чем вам придется ехать — на новом сверкающем джипе или колымаге с проваленными сиденьями и зашарпанным салоном. Диспетчер может сообщить вам марку машины, но права выбора автомобиля у вас все равно не будет…

Возможны курьезные ситуации, когда клиента привозят на старенькой развалюхе к парадному входу театра, где толпятся его знакомые, уничтожив одним махом весь его имидж.

К сожалению, в Украине, и особенно на периферии, нет разделения на службы с современным ухоженным автопарком и службы подешевле — с машинами, видавшими виды, хотя подобные различия могли бы регулироваться уровнем цен.

В Европе и США отношение к имиджу таксомотора — самое серьезное. Это не значит, что все такси окрашены в один цвет, хотя самым частым является все-таки желтый. Особенно популярен этот цвет такси в Нью-Йорке, благодаря компании с характерным названием Yellow Cab, основанной в 1912 году. Вызывающе яркую машину невозможно перепутать с какой-либо другой, поэтому клиент никогда не пропустит ее. Кстати, «желтое» такси в США не работает по вызову, а предназначено для голосующих на улице пассажиров. Заказать такси в Нью-Йорке можно только в специальных компаниях, но машина будет уже другого цвета.

У наших ближайших соседей, например, в Польше, такси такие же разноцветные и разномастные. В Новой Зеландии — зеленого цвета. В Гонконге такси чаще всего окрашено в красный цвет, в Сингапуре — голубого цвета, а в ОАЭ — кремовые...

В Киеве давно ведутся разговоры о создании коммунальной службы такси с машинами, окрашенными в один цвет, с общей символикой, но воз и ныне там…

Очевидно, такие благие намерения упираются в конкурентоспособность подобной службы на рынке такси.

— В столице часто проводятся мероприятия международного масштаба, — комментирует киевский таксист Александр В., — которые могла бы обслуживать специальная службы такси. Взять хотя бы грядущее Евро-2012. Ясно, что одними автобусами для перевозок его участников, обслуживающего персонала, журналистов и туристов не обойтись. Если у города нет возможности создать муниципальную службу такси, имеет смысл объявить тендер на перевозки участников международных мероприятий, в котором будут задействованы все киевские службы такси. Победит тот, кто сможет предоставить более современный автопарк, качественные услуги и приемлемые цены. А придумать символику для такой службы — дело нехитрое.

Подобный отбор мог бы стимулировать все киевские службы такси более качественно обслуживать клиентов.

Однако в Украине есть вид услуг, который, что называется, «впереди планеты всей» — это служба «женского такси», которая работает еще в Польше, России, Беларуси, Англии и ОАЭ.

Первая подобная служба для слабого пола появилась в 2000 году в Дубаях.

Основные отличия «женского такси»: водители—женщины, запрет перевозки мужчин, особо заботливое и вежливое отношение к клиенткам.

Для общества с высоким уровнем преступности подобное новшество бесценно — вашим знакомым не придется по вечерам запоминать номер машины, в которой вы едете домой. Женщина-водитель подождет, пока вы войдете в подъезд, отвезет по назначению несопровождаемых детей, а если надо, то вступится за вас, поскольку некоторые службы практикуют знание водителями приемов самообороны…

Мужчин в такое такси впускают только в качестве сопровождающего женщину.

Если служба «женского такси» заботится о своей репутации, то к услугам клиенток экраны с видеоклипами, популярные журналы, детские игрушки, зеркало, зонтик и щетка для обуви — все, что нужно для хорошего настроения…

Обычно машина, обслуживающая дам, приятного, возможно, даже розового, цвета.

Мне еще не приходилось ездить в таком такси, но весной, да еще в преддверии 8 марта, захотелось попробовать…

Из истории английского кэба…

Не каждому известно, что особая высота крыши английского такси объясняется британским правилом «человек в шляпе». Это означает, что сэр в головном уборе должен войти в салон не сгибаясь и не снимая цилиндр…

История такси как коммерческих перевозок пассажиров не такая уж древняя: наемные конные экипажи циркулировали по крупным европейским городам с XVII века, а вот к диковинному механическому экипажу извозчики привыкли не сразу, осваивая его с десяток лет.

Первая «служба такси» открылась в 1897 году на родине автомобиля, в Штудгарте.

В начале ХХ века спрос на такси, например, в Париже, был таким высоким, что перспективная автомобильная компания Renault мгновенно выпустила на рынок популярный двухцилиндровый автомобиль Type AG с крытым отделением для пассажиров и открытой кабиной для шофера.

Таксомоторы вошли в историю Франции как символ победы в Первой мировой: когда в 1914 году немцы прорвали линию обороны в районе реки Марны, были реквизированы 1100 такси для спешной переброски гарнизона из Парижа. Они мгновенно перевезли шесть тысяч французских солдат и помогли предотвратить захват французской столицы.

За участие в этой операции модель Type AG стали называть «Марнским такси» и она считается одним из героических символов республики.

Необычную историю имеет и немецкое такси: выпущенная в 1925 году фирмой Hanomag модель 2/10 PS стала своего рода народным такси. Эта двухместная машина напоминала нынешний седан Renault Logan и получила за необычную форму кличку «Коммиссброт» — краюха хлеба. В этом прозвище была доля правды — благодаря маленькому автомобилю немецкие таксисты имели кусок хлеба…

Перед Второй мировой, с появлением в 1936 году Mercedes-Benz 260 D, стандартное европейское такси уже выглядело несколько иначе, однако в годы оккупации европейским странам стало не до коммерческих перевозок. Фашистские власти реквизировали большинство таксомоторов, а бензин выдавался по документам строгой отчетности. Европа перешла на мускульную тягу — на улицах появились велосипеды с пассажирскими колясками в виде прицепов. Некоторые велотаксисты имели даже крытые «экипажи»…

В послевоенном мире такси разных стран разительно отличались друг от друга: респектабильная и забытая ныне марка DeSoto Custom Suburban концерна Chrysler в США (1929—1961 гг.), африканское такси — старинный Peugeot, английский Austin FX3 в стиле ретро, у которого слева от водителя располагалось открытое багажное отделение.

В ФРГ до 1990 годов 90% таксомоторов были «Мерседесами», а подавляющее большинство японских такси — классические седаны Toyota Crown Comfort, которые практически не усовершенствовались с 1980-х. Зато в японских такси задняя дверь распахивается перед пассажирами автоматически, а сиденья устланы белыми узорчатыми чехлами.

В некоторых уголках планеты такси выглядит весьма экзотически. Например, в Юго-Восточной Азии, где царит жара и бедность, широко распространены трехколесные моторикши и тук-туки, сделанные на базе мотоциклетных агрегатов. Подобный вид передвижения небезопасен, зато на порядок дешевле обычного такси и позволяет туристу познакомиться с жизнью страны не через оконное стекло…

В Южной Америке можно встретить архаичные модели такси, давным-давно снятые с производства в Европе и Америке, а мексиканские улицы до недавнего времени были запружены бело-зелеными «Жуками», тарахтящими расположенными сзади двигателями воздушного охлаждения. Проехаться на таком экологически опасном автомобиле по улицам Мехико можно было по самому дешевому тарифу, но с 2001 года загрязняющие воздух автомобили заменили более безопасными, четырехдверными.

Известные своей оригинальностью итальянцы обожают шестиместный Fiat 600 Multipla, весьма популярный среди местных таксистов. Вместимость у этой машины, как у автомобиля двумя классами выше, расход топлива в два раза меньше, а размеры позволяют юркнуть в самую узкую итальянскую улочку.

Таксомоторы на популярном курорте Капри — кабриолеты, а в 1960-е туристов даже возили на открытых Fiat 600 D Jolly с плетеными сиденьями. Сейчас роль такси на Капри исполняют кабриолеты, переделанные из седанов Fiat Marea.

Украинские такси не имеют каких-то особых отличий, а их пестрота и разнообразие обусловлены частной принадлежностью каждому водителю.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме