УГОН

Александр Иващенко 17 марта 1995, 00:00

Читайте также

Как там сказано в хрестоматийной киноленте «Берегись автомобиля»: - «Каждый, кто не имеет машины, мечтает ее купить, а каждый, у кого она есть, мечтает ее продать...»? Так или нет, но, тем не менее, о том, чтобы родной его автомобиль украли, не мечтает никто. И в то же время...

- в структуре имущественных преступлений, которые совершены в 1994 году, каждое десятое - похищение автотранспорта;

- таких преступлений в прошлом году зарегистрировано 7886, что на 26,1% (+1632) больше, чем в 1993 году;

- на сегодняшний день в розыске по Украине находится более 80 тысяч единиц транспортных средств, в том числе - 27000 автомашин;

- только в результате краж автотранспорта в 1994 году государство и граждане Украины понесли убытки, которые по самым приблизительным расчетам в сегодняшних ценах составляют более 10 триллионов карбованцев.

Итак, автомобили похищают. Опираясь на статистические данные, попробуем ответить на хрестоматийные вопросы: Кто? Какие? Как? Где? И некоторые другие вопросы, возникающие при более близком знакомстве с этой темой...

Кто?

Как показывает анализ, автовор в подавляющем большинстве своем сегодня молод. Из числа лиц, осужденных за такие преступления, половину составляют лица в возрасте от 18 до 24 лет, седьмую часть - от 25 до 29 лет. Четверть же осужденных похитителей вообще не достигли совершеннолетия. 44,0% таких лиц нигде не учились и не работали (даже страховыми агентами).

75% преступлений, связанных с автотранспортом, совершено в групе. Времена Деточкиных минули - сегодня на их место, по оценкам специалистов, пришли хорошо организованные, отлично законспирированные преступные группировки, с четким разделением обязанностей. Такие группы располагают необходимыми для своего «промысла» транспортными средствами, средствами связи и иной техникой. Имеют, как правило, длительные и отлично налаженные связи в странах СНГ. По имеющейся информации, большинство угнанных машин «идет на экспорт» - в направлениях России, Беларуси, стран кавказского региона и Прибалтики.

Какие?

Из всего похищенных в 1994 году 28938 единиц транспортных средств 57,1% (12730) составили автомобили, 39,5% - мотоциклы, 3,9% - мопеды. Среди автомашин печальной славой наиболее угоняемых пользуются последние модели ВАЗа - «восьмерки», «девятки», «девяносто девятые». И, несколько уступая им, иномарки. Такой «рейтинг» вызван тем, что, пользуясь весьма и весьма большим спросом, ВАЗы в силу многочисленности на рынке СНГ довольно трудноуловимы. «Мерседес» или «BMW», естественно в общей массе машин заметнее, его легче искать.

Существует (правда, неофициальный) «рейтинг» даже по цветам автомобиля. Чаще всего владельцы недосчитываются «красавиц», выкрашенных под «гнилую вишню», «мокрый асфальт», белых. Увы - мода определяет выбор и преступников.

Как?

Способам «отъема», как говорил незабвенный О.Бендер, транспортного средства несть числа. Отсутствие владельца вовсе необязательно. Все чаще в сводках МВД звучит такая формулировка, как «завладение автотранспортом». Завладение открытое, разбойное, сопряженное с опасностью для жизни. Уж сколько раз твердили - «Не грачуйте!». Но бензин дорог, кушать хочется, вот и выезжает частник на промысел. Однако вместо ожидаемых денег вполне может увидеть перед собой нож, либо ствол обреза (если не что-то посерьезнее). И расстается, бедный, со своей машиной. Случается, и с жизнью в придачу (при попытке оказать сопротивление).

Крадут, конечно, и тайно. Тут все утонченнее, сложнее, подготовленнее. Необходимая машина, как правило, выслеживается, четко определяются возможные места ее стоянки, пути отхода в случае неудачи. На «акцию» идет группа такого условного состава: «Умный» или «Техник» - человек, хорошо разбирающийся в механизмах, электронике, чья задача - быстренько нейтрализовать хитрую сигнализацию, заменить при необходимости снятые узлы автомобиля своими, завести машину. «Сильный» - его функции проще - отжать дверь, сорвать блокировку рулевого управления, одним словом, грубая работа. Плюс физическая защита других участников. «Водитель» - именно водитель-профессионал, чья задача как можно быстрее, кратчайшим путем увести машину подальше, при этом не вызывая подозрений у постов ГАИ. Наличествует, как правило, и группа прикрытия и слежения (говоря проще, «стоящие на стреме»), которая моторизована и имеет с основной группой мобильную связь. Нарисованная схема достаточно условна - все может быть либо проще, либо еще сложней и изощренней.

«На вооружении» у конкретных исполнителей состоят весьма хитроумные приспособления для проникновения в машину, обезвреживания различных систем сигнализации и охраны. Не буду их описывать просто потому, что слишком часто газетная полоса становится кое-для кого учебником...

Входят обычно в такую группировку и люди других специальностей, те, чья задача подготовить машину к последующей продаже и сбыть ее. Тут уж совсем тонкая работа. Впрочем, об этом ниже...

Где?

Если понимать этот вопрос в широком, географическом смысле, то наиболее солоно приходится столичным автолюбителям - 1972 из них стали в минувшем году «безлошадными». 791 такое преступление зарегистрировано в Донецкой области, 669 - в Одесской, 557 - в Николаевской, 375 - во Львовской и 323 - в Запорожской областях. На долю этих регионов приходится 4687 или 59,4% от общего числа таких преступлений в Украине.

Если же понимать «Где?» в узком смысле, то и ребенку понятно, что наиболее лакомым кусочком для воров является оставленная под домом или офисом машина, не защищенная ни стенами гаража, ни охраной стоянки. Что сегодня - при существующей дороговизне этих самых стоянок и гаражей - обычная картина. Впрочем, если на машину (как правило, это случается с наиболее роскошными «иномарками») конкретно «положили глаз», умелые воры сумеют подловить момент, когда водитель оставит ее около дома, зайдя, к примеру, пообедать.

Куда смотрит милиция?

Милиция, конечно, смотрит. И не только... На протяжении 1994 года органами внутренних дел Украины осуществлен ряд мероприятий по активизации борьбы с преступными посягательствами на транспорт.

По специальному плану с привлечением всех служб органов внутренних дел проведены широкомасштабные операции «АВТОМОБИЛЬ», «ТРАССА» и «ТРАЛ». Во время проведения мероприятий разыскано 547 автомашин, 632 мотоцикла, раскрыто 2795 краж и угонов автотранспорта, задокументировано 1425 фактов хищений горюче-смазочных материалов, изъято 507865 литров горючего.

Причем, ошибкой было бы считать, что дело ограничивается кампаниями и разовыми операциями. Вот эта ежедневная борьба, так сказать, в лицах:

- в минувшем году в Житомирской области сотрудниками уголовного розыска изобличена и обезврежена организованная преступная группа в составе 6 человек, совершившая более 20 краж автомобилей. При задержании у преступников изьято 13 автомашин, большое количество узлов и агрегатов к ним, холодное и огнестрельное оружие;

- в нынешнем году сыщиками Украинского угрозыска совместно с коллегами из г.Калуги в г.Феодосии задержана организованная преступная группа Иванова, которой совершено более десяти краж автомобилей в Украине и России. Также во взаимодействии с российскими коллегами в городе Брянске взята группа из граждан Украины, которая занималась кражами автомашин аж в Бельгии и Германии;

- в Харьковской области задержана организованная преступная группа из 5 человек с межрегиональными связями, возглавляемая неким А. География действий преступников была широкой - Харьков, Москва, Ялта. Специализировались строго на угонах и кражах иномарок. При задержании изъят громадный арсенал: 5 автоматов, пистолеты различных марок, большое количество боеприпасов, а также различные бланки и карты;

- в Ивано-Франковской области выявлена преступная группа из 5 человек, также с межрегиональными связями - жителей Херсонской области, которой совершено 6 разбойных нападений на водителей автотранспорта. У преступников изьято большое количество вещей, валюту, оружие;

- уголовным розыском во взаимодействии с СБУ задержана межрегиональная преступная группа из 7 кавказцев, которые на протяжении 1993-95 годов совершали разбойные нападения, грабежи, совершили 10 угонов автотранспорта (в основном - дорогих престижных иномарок; на счету группы несколько «Мерседесов», «Ауди») на территории городов Харькова, Калуги, Славянска, Воронежа и других. У группы изьяты не только обрез и другие вещественные доказательства совершения преступлений, но и фальшивые документы и штампы, с помощью которых автомобили сбывались;

- также состоящая из кавказцев группа была задержана донецкими сыщиками. И тоже успевшая совершить 10 краж автомашин, последняя из которых была изъята при аресте. Однако способ действий в данном случае у преступников был похитроумнее: машины они... возвращали их же владельцам! За солидное вознаграждение, разумеется, и через подставных лиц. Тем не менее цепочка преступлений (которым своей сговорчивостью потакали обворованные) оборвалась - один из автомобилистов оказался человеком здравомыслящим и обратился куда следовало...

Как уберечься?

Ответ на этот вопрос дает старший оперуполномоченный по особоважным делам Главного управления уголовного розыска МВД Украины майор милиции Сергей ДУХЛЕНКО.

- Естественно, самый лучший способ защиты - это надежный гараж либо хорошо охраняемая стоянка. Если же речь идет о хранении машины где-то во дворе... Ну что ж, и тут можно кое-что посоветовать.

Главная идея заключается в том, чтобы заставить злоумышленников понять, что увести вашу машину «по-быстренькому» у них не получится. Потому что именно время при совершении такого преступления - главное. Как можно этого добиться? Конечно, установкой различных противоугонных систем. Я лично отдаю предпочтение механическим - типа блокираторов педали и рулевого управления. Электронику наши доморощенные «умельцы» уже неплохо научились отключать.

Той же цели может послужить любое нарушение в агрегатах и узлах машины, мешающее ее завести (например, в электрической схеме, либо двигателе). Можно, к примеру, просто снять аккумулятор, но с другой стороны - нарушение будет тем действеннее, чем оно на первый взгляд незаметнее. Повозившись изрядно, преступники, скорее всего, если у них нет конкретного «заказа» именно на вашу машину, плюнут и отправятся восвояси. Главное для них, повторюсь, быстрота действий.

Иллюстрацией к этому постулату может послужить такой пример: в моей практике была группа угонщиков, «ходивших на дело» со своим замком зажигания - открутив стоящий в автомобиле, они подсоединяли его к проводам, и - ходу... Так вот, «не по зубам» им оказалась та машина, где замок зажигания был не привинчен, как положено, а приклепан намертво. Так что, как видите, уберечься все-таки можно. Нужно только не пожалеть времени и сил на укрепление и защиту своего автомобиля...

Ну, и, безусловно, не стоит и говорить о том, что расплата за разгильдяйство и легкомыслие будет суровой - незакрытая дверца или опущенное стекло в автомобиле, да и вообще - машина, брошенная на долгое время без присмотра, - приглашение если не для квалифицированных воров, то для начинающих либо для жаждущих острых ощущений подростков, которые в лучшем случае прихватят ее покататься. Чем могут закончиться такие катания - всем понятно.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89