ТОРГОВЫЕ МЕГА-ЦЕНТРЫ - СИМВОЛЫ ПРОЦВЕТАНИЯ

Джеффри Чан 31 марта 1995, 00:00

Читайте также

Таиланд, неуклонно наращивающий в последние годы темпы своего экономического развития, уверенно вошел в семью новых азиатских «драконов». Свидетельств тому немало, и прежде всего в столице страны Бангкоке. Ограничусь лишь двумя показателями: во-первых, число платежеспособных квартиросъемщиков в Бангкоге увеличивается ежегодно примерно на три процента, и, во-вторых, средний годовой доход каждого взрослого жителя Бангкока достиг четырех тысяч долларов. В последнее время здесь наблюдаются и новые симптомы дальнейшей «драконизации» Таиланда, симптомы возвращения сюда подлинной «торговой революции». Один из них - появление торговых мега-центров. Перед столичными покупателями распахнул свои двери из хрома и стекла настоящий торговый город под названием «Сикон Скуэр».

Тайцы, нашедшие новые пути зарабатывать деньги, столь же быстро изыскали и эффективные способы их тратить. Прежде всего это относится к торговле, и потому быстро меняется «торговый ландшафт» Бангкока. Аляповатые, устаревшие магазины, на протяжении века составлявшие главный городской торговый район, теперь уходят в прошлое, уступая свою клиентуру торговым мега-центрам, этим гипер-супермаркетам, расположенным, как правило, за пределами городской черты, а также магазинам, торгующим 24 часа в сутки. В 1993 году в Бангкоке уже открылись три крупных торговых центра, построенных в непосредственной близости от новых жилых кварталов. И вот теперь - супергигант под названием «Сикон Скуэр». Расположенный в пыльном предместье, около «хайвэя», «Сикон Скуэр» располагает самыми последними достижениями и «хитростями», связанными с обслуживанием покупателей: обширные, с фонтанами амфитеатры, кинокомплекс из 14 залов, настоящий парк развлечений с горками и трамплинами для «роллеров», а главное - тысячи и тысячи магазинов... Создатели «Сикон Скуэра» гордятся тем, что им удалось соорудить самый крупный торговый центр не только в Таиланде, но во всей Азии.

Рост доходов населения - главная предпосылка расширения торговли. Доходы тайцев в последние годы быстро росли, соответственно расширялось и строительство торговых заведений. По мнению консалтинговой компании по вопросам собственности «Ричард Эллис Таиланд», общее «торговое пространство» в Бангкоке между 1990 и 1994 годами увеличилось в два раза. Некоторые специалисты полагают, что к концу 1995 года торговых заведений здесь будет открыто вдвое больше, чем за все предшествующее десятилетие.

По мнению экспертов торговой компании «Клейнворт Бенсон Эйша», на бурное развитие торговли в таиландской столице оказывают свое влияние и причины демографического характера. Да, говорят они, в Бангкоке быстро вырос средний класс, имеющий достаточный доход и «свободные деньги», чтобы чаще, чем прежде, совершать походы за покупками. А поскольку городская инфраструктура оставляет желать лучшего, то альтернативой посещению довольно грязных городских парков стало повальное увлечение походами в торговые мега-центры, которые теперь служат еще и местом отдыха и приятного времяпрепровождения.

«Сикон Скуэр» в этом отношении убедительный пример. Но даже он не предел. В 1995 году другой мега-центр, еще больших размеров, нежели «Сикон Скуэр», - «Фьючер Парк Плаза» - откроется на противоположном конце Бангкока и, судя по всему, действительно превзойдет своего соперника по всем параметрам.

Тут самое время задаться вопросом: а на что, собственно, рассчитывают создатели мега-центров? Уж не на продолжение ли нынешнего торгового бума? Некоторые аналитики уже сейчас призывают не поддаваться чрезмерной эйфории. В недалеком будущем, говорят они, положение коммерсантов может оказаться весьма шатким, поскольку средний класс в Таиланде, хотя и будет расти и впредь, тем не менее будет оставаться весьма немногочисленным слоем в общем населении страны. В настоящее время только около одного процента тайцев получают ежегодный доход, превышающий 30 тысяч долларов. Будет ли это достаточной финансовой базой для поддержания торгового бума на нынешнем уровне? Едва ли. Такие доходы в Австралии, например, получают 40 процентов жителей, в Японии - 62 процента, а о торговом буме и тем более о строительстве гигантских торговых центров там даже не помышляют...

Создатели «Сикон Скуэр» сумели возместить значительную часть произведенных расходов, к тому же они подписали с большинством владельцев магазинов долгосрочные контракты с весьма удлиненными сроками платежей, что в какой-то мере может считаться гарантией от возможных неожиданностей. Новым торговым мега-центрам, строящимся сейчас в Бангкоке, придется конкурировать с уже существующими в борьбе за обладателей денег и потенциальных покупателей. Борьба эта обещает быть напряженной...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60