Станет ли новым прологом нынешний грустный итог?

Поделиться
Итоги двадцати лет независимости сложно охарактеризовать как положительные для украинской экономики.

Итоги двадцати лет независимости сложно охарактеризовать как положительные для украинской экономики. Общеизвестные факты: рекордная гиперинфляция в первой половине 90-х и потеря почти 60% ВВП от его уровня 1990 года, который так и не удалось восстановить по сей день. Стоимость произведенных в Украине товаров и услуг, по итогам прошлого года, составила лишь 2/3 своего аналога двадцатилетней давности. Возможно, эти показатели и не были бы такими катастрофическими, если бы учитывали огромные обороты теневого сектора, на который, как известно, приходится около половины официального. Последний факт наряду с высочайшей долларизацией денежного оборота - еще одна из наиболее уничижительных характеристик отечественной экономической системы.

Двадцатилетней и значительно большей давностью до сих пор характеризуются большинство из используемых нами технологий, производственных мощностей, объектов инфраструктуры и т.п. Да и сама построенная за эти годы система рыночных отношений, как и управляющая ею госмашина, тоже еще хранит множество пережитков «совкового» периода.

Нужно ли считать прошедшие 20 лет полностью потерянными для экономики страны, или все-таки за этот период были сформированы предпосылки, позволяющие надеяться на улучшение ситуации в будущем? И что, наконец, украинскую экономику в этом будущем ждет?

Чтобы попытаться выяснить это, ZN.UA адресовало нескольким представителям госструктур и наиболее авторитетным экономистам ряд вопросов:

1. В чем состоят основные достижения и основные недостатки рыночных преобразований в Украине, осуществленные за 20 лет независимости страны?

2. В чем вы видите основные риски и вызовы текущего периода?

3. Какой должна быть роль государства на нынешнем этапе, каковы ее главные задачи?

Игорь ШУМИЛО, директор Генерального экономического департамента НБУ:

Если говорить о главных достижениях рыночных преобразований в Украине за годы ее независимости, то это, во-первых, наличие значительной прослойки людей, у которых есть дар к предпринимательской деятельности и которые способны быть успешными даже в условиях такого искаженного рынка, как у нас.

Во-вторых, хотя деятельность как государственных, так и негосударственных учреждений (неправительственных исследовательских организаций, ассоциаций предпринимателей, журналистов и т.п.) все еще далека от лучших международных стандартов, в их рядах уже есть люди, особенно молодые, которые хотят сделать их лучше и знают, как это сделать.

Основные недостатки, которые необходимо отметить, состоят в следующем:

- хотя власть и провозглашала, но крайне мало делала для обеспечения экономической свободы как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса, для создания благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций (недостаточный уровень защиты прав собственности, выполнения контрактов и отсутствие конкуренции на значительном количестве рынков);

- остался тотальный контроль за экономической деятельностью, следствием чего является высокий уровень коррупции и наличие мотивации к нелегальной экономической деятельности;

- постоянный социальный популизм привел к несоответствию бюджетных обязательств государства реальным возможностям экономики;

- одновременно сохраняются неэффективность использования общественных ресурсов, низкое качество услуг, предоставляемых бюджетными организациями, ненадлежащая социальная защита уязвимых слоев населения (инвалидов, детей, пенсионеров) из-за неэффективной системы социальных льгот, распыляющей финансовые ресурсы.

Как результат - значительное расслоение общества на небольшое количество невероятно богатых людей, значительную долю малообеспеченных и подавляющее большинство тех, кто едва сводит концы с концами.

Вызовом текущего периода для страны является прежде всего угроза рецессии мировой экономики или даже дестабилизация на финансовых и товарных рынках и, как результат, их сворачивание для украинских товаров (уменьшение экспорта) и финансовых поступлений в страну (инвестиций, кредитов и т.п.).

Основной риск для страны состоит в усилении недоверия к власти и в потере надежды на то, что она способна реализовать крайне необходимые действия по удержанию финансовой стабильности и по развитию способности к высоким темпам устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

На сегодняшний день все бремя реформ ложится на плечи простых людей и малого бизнеса, и эти реформы практически не задевают богатых и самых богатых.

3. Главными задачами государства на нынешнем этапе являются:

- развитие экономической свободы (создание благоприятных условий для ведения бизнеса и на этой основе искоренение коррупции и вывод экономики из тени);

- распределение груза сложных решений на все общество: более богатые должны платить за реформы больше, чем наиболее уязвимые слои населения.

Ярослав ЖАЛИЛО, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:

Главные достижения бесспорны. Сформирована экономика, базирующаяся в основном на рыночных принципах организации, развивается предпринимательство, создана интегрированная банковская система, обеспечивающая функционирование национальной валюты.

Недостатки прежде всего возникают из-за неравномерности реформационных процессов. Во-первых, остаются практически нереформированными аграрный сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, система социальной защиты и рынок труда… Это создает диспропорции, которые деформируют ресурсные потоки (вымывание средств из нереформированных секторов), провоцируют распространение «теневой приватизации», усиливают социальную дифференциацию и усиливают социальную напряженность. Во-вторых, экономика работает на новых рыночных принципах, однако унаследовала дорыночное структурное несовершенство - устарелость технологий, высокую ресурсоемкость, монополизацию, чрезмерную долю незавершенных производственных циклов.

Послекризисный мир изменился, это формирует новые вызовы и для Украины. Прежде всего это усиление конкуренции на традиционных для Украины товарных рынках. Следовательно, вызов относительно повышения конкурентоспособности, овладения ее современными рычагами, освоения новых рынков как в географическом, так и в товарном разрезах. Не менее важно в этом контексте экспортозамещение. Вызовы обусловлены и эволюцией мировой финансовой системы. Надо ориентироваться на снижение зависимости от внешних заимствований как для финансирования дефицита госбюджета, так и на корпоративном уровне. Для этого, очевидно, понадобится изменить подходы к налоговой и денежно-кредитной политике. Нужно ориентироваться на генерирование и аккумуляцию ресурсов прежде всего внутри страны.

Ключевой внутренний вызов - приведение в соответствие уровней экономического и социального развития. В некоторой степени для этого понадобится более умеренная социальная политика с ее концентрацией на тех, кто реально нуждается в помощи. Но самое главное в противоположном - достичь надлежащего социального эффекта от экономического развития: последовательного увеличения доходов работающих, наполнения госбюджета, предотвращения получения сверхприбылей, «вымывания» доходов у тех, кто непосредственно создает национальное богатство, расширения возможностей для прибыльной деятельности малого и среднего бизнеса и т.п.

Государство должно овладеть современными инструментами экономического регулирования и реализации экономической политики. Традиционные инструменты сейчас стремительно теряют действенность, и это присуще не только Украине, это глобальный процесс. То же касается не только регуляторной сферы, где администрирование уже в большинстве случаев отжило свое, но и внешнеторговой сферы, в которой средства тарифного регулирования заблокированы ВТО, сферы денежно-кредитного регулирования и влияния Национального банка на деятельность коммерческих банков, регулирования финансового сектора в целом и т.п. Как можно быстрее необходимо сформировать рынки в нереформированных пока секторах, прежде всего в агарном и ЖКХ. Без этого их управляемость будет стремительно теряться. Это же касается и рынка труда, который до сих пор фактически не действует как макроэкономический регулятор.

Вопреки все еще распространенным экстралиберальным иллюзиям, роль (и ответственность) государства по определению и реализацию стратегических приоритетов развития сегодня только усиливается. Сводить эту роль к «ночному сторожу» для бизнеса и социальному защитнику обездоленных - прямой путь на периферию мирового развития.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме