РЫНОК ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ЗАТОР НА ГЛАВНОМ РУБЕЖЕ ЗАПАДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И УКРАИНСКИЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ РАЗДЕЛЯЕТ КАБМИН

Александр Глаголев 17 февраля 1995, 00:00

Читайте также

Трудно предугадать, чем закончится очередная попытка разработчиков первого украинского электромобиля получить гарантии Кабинета министров по защите привлекаемых в этот проект инвестиций. Как известно, решение валютного совета по кредитам, на основе которого предполагалось сформулировать такой документ, не состоялось.

А в итоге «Дженерал моторс» и Дойче Банк, согласившиеся предоставить льготные кредиты под программу украинского электромобиля, вынуждены были расторгнуть первоначальные договоренности.

Теперь приходится только удивляться, что Кабмин не отреагировал на условия Дойче Банка, предлагавшего кредит сроком на 6 лет под 4% годовых. Но под правительственные гарантии возвратности кредита. Такой стартовый капитал, по оценкам специалистов, позволил бы в Украине открыть собственное производство аккумуляторов европейских стандартов. Возможно, сказалось давление на правительство лоббирующих ведомств, закупивших такие изделия по прежним контрактам и не заинтересованных в какой-либо перемене условий.

Но факт остается фактом. Руководству акционерного общества «Электромобиль», учредителями которого выступили СП НВЦ «Информатика», Институт электросварки им.Патона, корпорация «Дальполиметалл» (Россия), НП АО «Александрия провод», а также физические лица, пока не удалось убедить Кабинет министров в целесообразности предоставить кредиторам такие гарантии. Хотя все собранные экспертные оценки на уровне министерств и заинтересованных ведомств свидетельствовали в пользу такого производства.

А между тем, как говорил политический классик, процесс пошел и приобретает все больший общественный резонанс. Идея создания украинского электромобиля - органичная часть концепции отечественного электромобилестроения. И для ее реализации уже осуществляются на основе соглашений поставки комплектующих. В числе таких поставщиков ЛУАЗ, предприятие из Саратова, откуда ожидаются двигатели, аналогичные тем, что используются на «МиГ-31». Система управления - из Александрии. Свинец и цинк для производства аккумуляторов поставила «Дальполиметалл». Производственные площади в 2000 квадратных метров (с возможностью их расширения) предоставлены Институтом электросварки. Одновременно получено и согласие городских властей на организацию сборочного цеха и завода по производству стартерных и тягловых аккумуляторов. Словом, организационный период пройден.

Но удастся ли быстро, как требуют того обстоятельства, пройти очередной ключевой этап - получить правительственное решение о защите инвестиций в программу электромобиля? Фактор времени в этой ситуации приобретает особое значение. В дверь уже стучатся новые инвесторы, предлагаются новые супертехнологии на выгодной для украинской стороны основе.

Совсем недавно при активном участии посольства Украины в Израиле осуществлена договоренность с одной из фирм о поставке технологического оборудования по производству в Киеве экологически безупречных аккумуляторов суперкласса. Изделий, которых еще не имеет ни одна автомобильная компания мира. Эти аккумуляторы многократно увеличивают пробег электромобиля.

Договорились также и о том, что сбыт до 60 процентов продукции будет обеспечиваться украинской стороной в СНГ, а 40 процентов - израильской фирмой в Европе. При этом Украина, если сделка состоится, по реализации будет получать только за счет НДС доход в расчете на год около 30 млн. долларов.

Вместе с тем израильская фирма хотела бы тоже заручиться правительственной гарантией защиты своих вложений. То есть, чтобы законодательство Украины, в рамках которого будет функционировать данное производство, было не менее чем на 5 лет стабильным. Имеются в виду энергообеспечение, неизменные налоговые и таможенные правила. Фирму вполне устраивает нынешний уровень такого законодательства. Важно только, чтобы оно не менялось к худшему. И предполагается, что таким документом будет постановление Кабинета министров.

Будет ли? Неизвестно. Ведь прежнее, по оценкам экспертов, достаточно мотивированное обращение АО «Электромобиль» в Кабинет министров не было услышано. Не придется ли уверенным в своей правоте, настойчивым разработчикам украинского электромобиля вновь пойти по кругу министерских и ведомственных согласований, когда дело, казалось бы, очевидное? Президент АО «Электромобиль» г-н Татаренко - лауреат ряда союзных государственных премий, даже принял на работу нескольких специалистов, чтобы «подталкивать» в министерствах этот вопрос. Поистине, ничто так дорого не обходится в нашей непредсказуемой действительности, как реализация какого-либо технического проекта или идеи. Израильская фирма ведь предлагает нам ноу-хау и технологию не доморощенных, не заокеанских, а бывших сотрудников Харьковского физико-технического института. Платим сегодня за то, что в суматохе перестройки и размежевания не смогли заметить, а может быть, и не захотели замечать.

Но это - к слову. Обстоятельства же таковы, что действительно требуется пакет правительственных документов по всему кругу вопросов, связанных с производством электромобиля. Но может быть, ускорит процесс письмо, которое по поводу всех этих обстоятельств направил президент Академии наук Украины Борис Патон (исх. 250, 26.01) на имя премьер-министра Виталия Масола? Это уже, как полагают обозреватели, последняя «козырная карта», брошенная сторонниками отечественного электромобилестроения на стол правительства. И есть надежда, что на этот раз она не будет бита.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89