РАДУЕТ? ОГОРЧАЕТ? И ВСЕ-ТАКИ РАДУЕТ! ОБОЗРЕНИЕ ЗА НЕДЕЛЮ, ПРОШЕДШУЮ ПОД ЗНАКОМ ПРИВАТИЗАЦИИ

Наталия Яценко 20 января 1995, 00:00

Читайте также

Парадоксальная получается ситуация: чем хуже состояние дел в экономике, тем больше людей, которые знают, что делать и как быть. Вот и пестрят газеты (и наша не исключение) все больше интервью с очень умными и уважаемыми согражданами. А как дело доходит до результатов, то зачастую материала и на заметку не наскребешь, особенно если речь идет о такой болезненной и непростой теме, как приватизация.

Однако, то ли расположение планет нынче особенно благоприятное, то ли действительно откладывать дальше некуда, но в последние дни буквально все причастные к процессу изменения форм собственности в Украине структуры стали действовать, принимать решения. Так что начинаю осваивать новый жанр - обозрение. Как говорится, не взыщите.

Крымские «игры» и реакция Киева

В начале недели казалось, что самое пристальное внимание властных структур Украины должно быть сосредоточено на решении Верховного Совета Крыма, объявившего все госимущество на территории полуострова собственностью автономии. Но сей «демарш» - не первый в Симферополе и, судя по всему, не последний - не вызвал гнева в высоких кабинетах. Окрика не последовало, как, впрочем, и оперативных комментариев. Ушел от разговора о решении крымчан и председатель Фонда госимущества Украины Ю.Ехануров. Зато его первый заместитель А.Тарасенко оказался несколько разговорчивее.

Александр Григорьевич оценил происходящее в Крыму как политические игры вокруг собственности. Некоторые руководители, мол, не понимают, что госимущество с территории Крыма никуда не денется, не вывернут же его бульдозером, как говорится, с корнем. Конечно, интересы многих политиков заставляют печься о построенных в свое время на деньги Союза и Украины таких дорогостоящих объектах, как здравницы, некоторые крупные промышленные предприятия. Но тем более нужно идти цивилизованным путем разграничения собственности между Украиной и автономией.

Путь этот, как оказалось, весьма непрост и неблизок. Для начала надо бы, по мнению А.Тарасенко, завершить на полуострове полную инвентаризацию объектов. На сей счет уже подготовлен проект постановления Кабмина Украины, но вот как скоро его удастся воплотить в жизнь?

Есть и еще один аспект проблемы, кстати говоря, довольно пикантный: что будет делать с госсобственностью автономия, успевшая обзавестись и Конституцией, и президентом, и даже Фондом госимущества, но до сих пор не имеющая приватизационного законодательства? На принятие закона в одну строку - в Крыму действует приватизационное законодательство Украины - тамошний ВС не идет. Ситуацию, по словам А.Тарасенко, может изменить лишь соответствующий указ Президента Л.Кучмы.

При этом первый заместитель председателя ФГИ поспешил сделать оговорку: конечно, украинский механизм приватизации не без недостатков, но они исправляются...

Ваучер тот же, но 50-миллионный

Крымской темы коснулись как бы вскользь, на пресс-конференции по завершении представительного совещания-семинара в Фонде госимущества при участии руководителей региональных отделений ФГИ. В течение целого дня посланцы областей сверяли позиции, получали рекомендации, что и как надлежит делать в свете двух президентских указов - по большой приватизации и по малой, подписанных с интервалом немногим более месяца.

По сути, в который раз изменяется и сама идеология приватизации, и подходы к ней (в рамках, увы, практически неизменного законодательного поля). Так что вопросов у практиков очень много, сроки поджимают, а поскольку значительное количество нормативных документов пока еще не утверждено, то всех, естественно, интересует, когда же это произойдет.

Два ответа, будто по заказу, получены на этой неделе. Так что представители регионов разъезжались по домам не без хороших новостей. Во-первых, Кабинет министров утвердил новую методику оценки объектов приватизации. Насколько она хороша, покажет, конечно, практика. А по мнению заведующего сектором приватизации КМ Н.Щербины, методика более простая, нежели прежняя (когда речь идет о конкурентных способах приватизации) и приближает нас к рыночным ценам (когда речь идет о способах неконкурентных). Так что будем надеяться, что продажа объектов по бросовым ценам наконец-то отойдет в прошлое.

Второе решение также из разряда долгожданных: Кабмин наконец-то решился на индексацию основных производственных фондов, которая по разным причинам откладывалась на протяжении всего 1994 года. Решено, что стоимость фондов по состоянию на 1 января 1995 года увеличивается в 44 - 53 раза, а следовательно, «потяжелеет» и наш приватизационный имущественный сертификат - он будет стоить 50 миллионов карбованцев.

Конечно, практики в некотором смятении: не притормозит ли индексация и без того еле дышащую приватизацию в Украине? Н.Щербина, к примеру, считает, что принятое решение скажется скорее на темпах приватизации малой, а за сертификатную в этом смысле беспокоиться не стоит: если акт оценки имущества утвержден до 1 января с.г., то его переписывать-переделывать не придется. Просто при оплате таких объектов будет приниматься в расчет прежняя цена ваучера - 1,05 миллиона карбованцев, что, впрочем, абсолютно не ущемляет прав рядового гражданина.

Решение об индексации основных фондов и одновременно ваучера, а также принятие новой методики оценки объектов напрямую связано с реализацией известного постановления «О совершенствовании механизма приватизации...», принятого Верховным Советом 29 июля прошлого года. Как видим, Кабмин, хоть и с опозданием, намеченное выполняет. Самое время поинтересоваться, как держат слово сами парламентарии.

Поражение почти всухую

Держат, как не держать. Вот и в минувшую среду депутаты попытались утвердить список предприятий, не подлежащих приватизации. В который раз? Уже в третий или четвертый, боюсь ошибиться. По крайней мере, «ЗН» при всей своей молодости писала о проблемах запретительного списка и связанной с ним отмене моратория на приватизацию уже дважды. Причем, в последний раз под заголовком «Депутаты смеялись. Плакала наша приватизация?» (№10 за 1994 год).

На этот раз в зале не смеялся никто. Вопрос о списке надоел, как говорится, хуже горькой редьки, тем более, что законотворчеством в данном случае и не пахнет - Верховный Совет попросту подменяет исполнительную власть, о чем недвусмысленно сказал выступавший от комиссии по экономической реформе депутат Г.Мозер.

Казалось, все аргументы выслушаны и высказаны, нет смысла повторяться. Ан нет... Ю.Донченко с Луганщины и другие депутаты, представляющие левый блок, принялись активно доказывать, что «приватизация - это путь от социализма к капитализму», что происходит массовая атака на социалистические устои. Дошли даже до совсем невероятного: госсобственность - это тот рычаг, с помощью которого удастся поднять нашу экономику. А что ж правые, реформаторы? Уступили без боя. Как на беду для экономических вопросов, и время оказалось обеденное. В общем, если бы не довольно мягкие на общем фоне выступления представителей фракции Руха, то можно было бы считать, что проиграли всухую. Результаты голосования - 112 голосов за принятие списка - только подтвердили этот факт.

Да, за списки биться надоело. Но давайте разберемся, есть ли другой выход. Ведь, по большому счету, именно отсутствие списков запретительных тормозит составление списков разрешительных - тех самых 8 тысяч средних и крупных предприятий, которые согласно президентскому указу необходимо приватизировать в текущем году.

Кстати говоря, почему именно 8 тысяч? По словам заместителя председателя ФГИ А.Капцова, именно таким было задание государственной программы приватизации на 1994 год (в скобках заметим: нереальное с самого начала). На сегодня в список «восьмитысячников» удалось собрать всего 6147 предприятий. Прокол? В Фонде госимущества склонны его списывать на нашу никудышную статистику: мол, в базе данных Минстата свыше 120 тысяч предприятий, а как начнешь разбираться... То Харьковский облсовет, то Харьковская налоговая инспекция, то множество их аналогов в других городах и весях. Но коль назвали цифру, то к ней надо стремиться, и именно такой наказ дан региональным отделениям Фонда. Непонятно только, как этого достичь на практике, не зная, чего коснется законодательное «низзя».

Пока суд да дело...

Фонд госимущества подготовил список немногим более 50 предприятий, которые будут выставлены на первый сертификатный аукцион в Житомире и последующие еще в четырех областях, где реализуется пилотный проект приватизации. Не знаю только, прельстят ли, к примеру, жителей индустриальной Запорожской области перспективы стать совладельцами предприятия «Машстройконструкция» в селе Песчаном или Запорожского завода железобетонных конструкций №10. Вопрос не только в престижности объектов. Не подкосит ли саму идею сертификатных аукционов столь незначительное на первых порах предложение, не взметнутся ли цены до 10 - 20 номиналов за одну акцию некоторых предприятий, что мы уже наблюдали в прошлом году по результатам первой волны приватизации? Не знаю, на кого будем пенять, если даже на переоцененный, 50-миллионный сертификат наш гражданин получит какие-то смешные 3 - 4 акции, а в перспективе, следовательно, - мизерный дивиденд. Уж не на депутатов ли - народных радетелей, постаравшихся побольше объектов вывести из-под приватизации?

Как бы то ни было, мы накануне новых важных шагов. Открытие первого в Украине аукционного центра планируется в Житомире уже на будущей неделе. Не за горами, надеюсь, и обсуждение в парламенте государственной программы приватизации на 1995. Так что, по-видимому, будет возможность совершенствоваться в жанре обозрения.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89