ПРИЯТНЫЕ ПУСТЯЧКИ ВМЕСТО УВЕСИСТЫХ ПРЕМИАЛЬНЫХ ЗАПАДНЫЕ ФИРМЫ ПООЩРЯЮТ РАБОТНИКОВ ТУРИСТИЧЕСКИМИ ПУТЕВКАМИ ЗА РУБЕЖ

В. Стрижевский 30 декабря 1994, 00:00

Читайте также

Помимо других полезных и важных вещей, 80-е годы нашего столетия в Соединенных Штатах ознаменовались тем, что в ту пору были изобретены всевозможные и мудреные системы поощрения работников. Некоторые из таких систем известны нашим работающим читателям, некоторые - нет, но ясно, что их объединяло одно: стремление поставить оплату труда в зависимость от качества и количества выполняемой работы. Так возникли всякого рода планы по приобретению акций по цене ниже рыночной, планы переоценки акций...

Например, какая-нибудь молодая компания, не имея достаточных наличных средств, но желая удержать ценного работника, выплачивала ему часть заработка своими акциями. Если он работал хорошо и своими действиями способствовал успехам производства, то и акции росли в цене, а с ними и реальные заработки специалиста. Такого рода программы поощрения в большинстве своем употреблялись в высшем, руководящем, звене, хотя известны случаи, когда и рабочие покупали акции своей компании, становясь совладельцами и соавторами ее удач и неудач.

Все эти программы материального стимулирования, над которыми в свое время поломали голову и финансисты, и бухгалтеры, и менеджмент, теперь выходят из моды. В начале 90-х годов возвращается хорошо забытое старое, о чем говорили как о списанном в архив на веки вечные. Главным средством поощрения становятся не деньги, а ценные подарки. Среди тех, кто недавно вновь прибег к этой форме материального стимулирования, напоминающей нам о социалистическом способе хозяйствования, - американская компания по производству термостатов и кондиционеров «Марлоу индастрис» (Marlow Industries), британская ассоциация БАА, объединяющая водителей, попавших в дорожные аварии, и крупный английский банк «Барклей» (Barclays). Все они предлагают своим сотрудникам в виде поощрения за хорошую работу совершить круиз по Карибскому морю, бесплатно слетать в Европу или получить в виде подарка широкоэкранный цветной телевизор.

С финансовой точки зрения эта затея мало что дает обеим сторонам. Существующие налоговые законы точно так же заставят вас заплатить какие-то деньги за круиз, в который вы поехали от работы, и за телевизор, как если бы вам выдали премию деньгами. Другое дело в Японии, где иные традиции, где гораздо теплее отношение к фирме, как родному дому, где в ходу концепция пожизненного найма. Там такие вещи, как бесплатный пропуск в фешенебельный гольф-клуб или туристическая путевка за рубеж, всегда практиковались.

Примечательно, однако, что часто те самые руководители, которые 80-е годы ставили крест на подарках, сделавшись адептами компенсационных планов, теперь от них отворачиваются. Пока они были в новинку, они казались всем панацеей. Теперь обращают внимание на то, что такие планы разоряют фирму - ибо ведут к увеличению заработной платы, иногда же они просто не работают, потому что очень трудно в точности измерить, чего же человек стоит, получает ли он премии по заслугам.

Вдобавок, человек быстро привыкает к хорошему, привыкает смотреть на вчерашнее поощрение, как на свой сегодняшний твердый оклад. А другие, обойденные, падают духом или начинают испытывать жесточайшие муки ревности. Всего этого можно избежать, упраздняя планы и раздавая подарки. К тому же подарки обходятся фирме гораздо дешевле, чем премиальные сетки. Вот что случилось в компании «Эйвон продактс» (Avon Products), которая практикует прямую продажу, то есть, минуя торговую сеть, распространяет товары через своих агентов.

Она выпускает и сбывает разные косметические средства. В ней около 400 тысяч дам, являющихся агентами фирмы и поставляющих косметические наборы клиентам прямо на дом. Компания долгое время поощряла лучших из лучших присылкой на дом поздравительных открыток, косметических наборов, туристических путевок и тому подобными невинностями и безделушками.

Потом в один прекрасный день менеджмент компании вдруг почему-то пришел к выводу, что эта практика устарела и ее необходимо заменить чем-нибудь положительным, рациональным, разумным. Было объявлено, что вся эта чепуха заканчивается, и что вместо этого набранные очки за хорошую работу будут засчитываться только при покупке фирменных облигаций долгосрочного займа, на старость.

Следствием такого решения стал чуть ли не бунт в рядах эйвонского войска. Эйвонские дамы восстали, восстали самым решительным и недвусмысленным образом против такого образа мыслей менеджмента. Пришлось Кристине Гоулд, отвечающей за операции компании на североамериканском рынке, немедленно объявить о возвращении к прежней системе рассылки подарков. Гоулд не только восстановила статус-кво, но и пошла дальше - разослала благодарности почти полумиллиону своих дам и расширила выбор в каталоге подарков, предлагаемых фирмой за отличную работу.

Я слышал от своих знакомых об одной даме из недавних иммигранток, быстро сделавшей карьеру в другой компании косметических продуктов - «Мери Кей» (Mary Kay). Она тоже занималась прямой торговлей и через год после начала деятельности получила за свои феноменальные успехи от фирмы не что-нибудь - автомобиль, и чуть ли не новенький!

Компания «Леви Страус» (Levi Strauss), известная своими джинсами, поступает куда проще и гениальнее, Она навыпускала купонов с напечатанным словом «Молодчина» - и раздала служащим в своей штаб-квартире в Сан-Франциско. Эти купоны имеют хождение в виде наградных знаков. Сотрудники с удовольствием обмениваются ими, поощряя друг друга за хорошую работу. Конечно, они получают и чеки, но часть премиальных, говорят, была заморожена, а показатели в работе почти не пострадали.

Купоны с надписью «Молодчина» имеют достоинство с 25 долларов. Их можно просто обменять на деньги или получить купон на подарок, а можно просто тщеславно приколоть над своим рабочим местом. У каждого отдела есть свой бюджет на эти наградные знаки, а вдобавок руководители вправе раз в квартал премировать отличившегося сотрудника подарком стоимостью до 150 долларов - в виде, например, билета на увлекательный футбольный матч. Время от времени все служащие собираются вместе и выбирают лучшего руководителя, награждая и его в свою очередь разного рода ценными подарками.

А в Англии компания «Витбред иннс» (Whitbread Inns), подразделение известного пивоваренного концерна «Витбред», придумала систему зачетов для барменов. Если бармен выполнит поставленную перед ним месячную норму, напоив пивом означенное число людей и принеся заведению означенную сумму денег или завершит курсы профессиональной подготовки на «отлично», ему начисляют очки.

Когда наберется внушительное число очков, он может выбрать по каталогу разнообразные вещи, начиная с дорогих ручных часов и кончая экзотическим путешествием на воздушном шаре.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09