Почему Украине нужен план Б: что делать с экономикой, если внешней помощи окажется недостаточно

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Почему Украине нужен план Б: что делать с экономикой, если внешней помощи окажется недостаточно © depositphotos/Creatarka

Проблемы десятилетий умножились на десять

В первые месяцы полномасштабного вторжения агрессора финансовая система Украины избежала коллапса лишь благодаря печатанию денег. По итогам 2022 года были напечатаны около 400 млрд грн.

Через какое-то время начала поступать внешняя финансовая помощь. Более 32 млрд долл. в виде грантов и ссуд были предоставлены в 2022 году. Из этой суммы грантов поступило около 14 млрд долл. (Напомним, что план Маршалла для Европы был безвозвратным более чем на 90%.)

Сейчас все экономические балансы страны обеспечивают страны-союзники. Гарантии на текущий год предполагают около 42 млрд долл. внешней помощи.

В НБУ сказали, сколько денег напечатали в Украине в первый год войны
В НБУ сказали, сколько денег напечатали в Украине в первый год войны

Вместе с тем кредитные средства иностранных партнеров вызвали рост внутреннего и внешнего долга страны с 95 млрд долл. на финише 2021 года до более чем 132 млрд долл. на сегодняшний день.

За это время соотношение долга к ВВП страны значительно превысило все критические стоп-линии и, по прогнозам МВФ, до конца текущего года приблизится к 100% ВВП (в 2021-м это соотношение находилось в рамках 50%).

Для понимания: общепринятый максимум этого показателя — 70%.

В следующем году потребности Украины во внешнем финансировании будут на уровне, не ниже чем в текущем году.

Крупнейшим «поставщиком» валюты (более 50%) являются Соединенные Штаты, следующим — страны ЕС и институты европейского содружества (более трети обязательств).

Справка ZN.UA

ВВП на душу населения Словакии и Чехии приближается к 25 тыс. долл., Польши, Венгрии — к 20 тыс. долл., Болгарии и Румынии, которые никогда не имели такого промышленного, аграрного, научного и военного потенциала, как Украина, — к около 15 тыс. долл. Словения вообще достигла практически среднего значения ВВП в Евросоюзе (среднее значение ВВП в странах ЕС — 34 тыс. долл. на каждого гражданина содружества).

Экономический результат Украины за 32 года независимости — по состоянию на последний мирный 2021 год — менее 5 тыс. долл. ВВП.

План Б, или «подушка безопасности»

Партнеры уверяют, что Украину без поддержки не оставят. Но стоит ли расслабляться? Уже сейчас есть круг нерешенных вопросов, связанных с внешним финансированием.

  1. Объемы финансирования 2024-го и последующих лет.
  2. Регулярность и своевременность помощи.
  3. Процент грантов в общем объеме поддержки.
  4. Перспективы частичного списания или реструктуризации долгов.
  5. Динамика финансирования в зависимости от избирательных циклов.

Да, на сегодняшний день ситуация в экономике Украины стабилизирована, бюджетные поступления демонстрируют ограниченно положительный рост. Пенсии и зарплаты поступают вовремя, рост цен уже хотя бы не скачкообразный, а курс национальной денежной единицы ощутимо укрепился. Однако находиться в теплой ванне финансового благосостояния — напрасная, а главное, опасная идея.

Не секрет, что сейчас зависимость от внешнего потока помощи критична для экономики Украины. Поэтому реализация любого риска (даже отчасти) из указанных выше при одновременном ненадлежащем выполнении домашнего задания украинскими членами правительства будет иметь последствием негативный шок и экономические потрясения. Инфляционный поезд без тормозов, сверхвысокая эмиссия, неконтролируемая девальвация гривны, несвоевременное выполнение государством социальных обязанностей — вот лишь несколько штрихов потенциального масштабного экономического кризиса, которого мы просто обязаны избежать.

Масштабы необходимых внешних трансфертов (в которых преобладают именно кредитные источники) генерируют необходимость создавать свою «подушку безопасности» в виде восстановления экономической устойчивости государства. Это и есть план Б для Украины.

И даже при достаточных и регулярных объемах западной помощи этот план нужно обязательно выполнять.

Создавать свою «подушку безопасности» нужно было еще вчера. А впрочем, в прошлом и текущем годах десятки миллиардов гривен прошли мимо государственной казны из-за неоднозначных управленческих решений.

Весна прошлого года. Официальный курс доллара — 29,25 грн/долл. США, и именно к нему привязаны карточные курсы. А на черном рынке котирование тогда уже превышало 35 и даже 40 грн/долл. Космическая маржа стоила золотовалютным резервам государства миллиарды долларов потерь. Еще более невероятные суммы прогоняли через криптосистему.

Общеизвестные и непонятные преференции для импорта на общегосударственном уровне, существовавшие до июля 2022 года: беспошлинный ввоз товаров, в частности «евроблях», что не только вымывало валюту из государственной казны, но и создавало длинные очереди на границе и многодневные помехи для волонтерского движения, ввозившего товары для потребностей обороны в решающее для страны время.

А еще невероятные бонусы в виде расширения круга резидентов, получивших право на упрощенную систему налогообложения и уменьшение налоговой нагрузки до 2%. Известно, что этой возможностью «экономить прибыль» охотно воспользовались богатые сетевые магазины (наполненные на 100% импортной техникой, приобретенной за валюту) и другие крупные налогоплательщики.

Эти экономические ошибки дорого обошлись стране, нуждающейся в средствах на оборону.

Космические дыры

Часть дыр в госбюджете были ликвидированы, хотя и с огромным опозданием. Однако обнаруживаются другие, из-за которых потери госбюджета просто поражают.

Например, компании, работающие онлайн в сфере игорного бизнеса, за пять месяцев текущего года заплатили налогов на 2,2 млрд грн. Это в четыре раза больше, чем за весь 2022 год (около 550 млн грн).

Такое увеличение поступлений в госбюджет в БЭБ объясняют, в частности, прекращением схем уклонения от уплаты налогов через манипулирование платежами и утаивание их реального назначения.

Еще одной показательной «черной дырой» неэффективного использования средств в военное время является ситуация с местными бюджетами.

Не секрет, что некоторые регионы получили выгоды от экономической деятельности вследствие релокации предприятий и выплат переселенцам, а также значительные дополнительные средства от поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с денежного обеспечения военнослужащих и правоохранителей.

Вместе с тем в 2022 году военные затраты возросли до 34% ВВП против 3,2% в 2021-м. И львиная доля из них — это непосредственные выплаты военным.

Значительно увеличились и личные доходы правоохранителей. Причем еще совсем недавно дополнительные выплаты правоохранительным органам, органам ГСЧС и некоторым другим категориям не были дифференцированы в зависимости от зоны выполнения задач, что тоже создавало дополнительное давление на бюджет Украины.

В конце концов, это не способствовало материальному обеспечению прежде всего потребностей, связанных с непосредственной обороной государства от агрессии. Кроме того, налоги из этих доходов неравномерно попадали в местные бюджеты.

Вследствие этого некоторые местные бюджеты начали укладывать тротуарную плитку и другие «прелести» мирного времени (реконструировать стадионы или устраивать роскошные цветники даже в прифронтовых городах).

Кроме желания понравиться избирателям, нелишней составляющей такого вдохновения, наверное, есть и «дружественные» частные фирмы, не страдающие от лишней скупости и всегда готовые поделиться прибылью с ближними за помощь с бюджетным заказом.

Поэтому неудивительно, что Минфин предлагает бюджетное нововведение, согласно которому запланировано полностью забрать у местных громад налог на физических лиц из таких категорий как правоохранители и военнослужащие. Также есть инициатива уменьшить на 4% норматив отчисления НДФЛ в бюджеты территориальных громад.

В любом случае какое-то законодательное регулирование в этой сфере просто необходимо. Ведь менять дроны на новую мостовую еще рано.

Встречное движение

Надежная поддержка финансовой платежеспособности Украины возможна лишь тогда, когда навстречу помощи Запада будут двигаться ощутимые украинские усилия. Однако еще до сих пор не устранены все законодательные лазейки, позволяющие коррупционерам разной величины чувствовать себя весьма комфортно.

Кроме того, остались и невысокая культура уплаты налогов, и низкое качество управления в экономике, а еще популизм политиков, который часто противоречит экономическим интересам страны. Принцип «обогащение превыше всего», как видим, не отпускает многих высоких должностных лиц даже в военное время.

Сейчас экономика воюющей страны держится благодаря потоку внешних евро и долларов от партнеров. Но в любом случае этот поток конечен, по крайней мере, по размерам точно. Например, между инвестиционными средствами в восстановление Украины и текущей помощью цивилизованных стран мира точно будет перерыв.

Не исключено, что, например, во время этого перерыва страну может накрыть масштабный финансово-экономический шок со всеми его ужасными атрибутами. Такое может произойти, если Украина и дальше будет жить в иллюзиях и самоуверенности, что транши помощи бесконечны по времени и размеру, вместо того, чтобы опираться на собственный экономический потенциал.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме