НОВАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА: ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИССОНИРУЮТ С ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ольга Ваулина 24 февраля 1995, 00:00

Читайте также

По данным Государственного комитета жилищно-коммунального хозяйства Украины, к началу 1995 года в стране приватизировано 1,7 миллиона квартир. Это примерно 26% общего количества жилплощади, подлежащей приватизации. По словам начальника управления жилищного хозяйства Госкомитета Владимира Куксы, процесс проходит нормально. Правда, сперва высказывались предложения назначить конечный срок приватизации, но затем было решено, что это недемократично, и от идеи отказались. Посему приватизация идет своим чередом. Первоначальный энтузиазм граждан, желавших поскорее стать собственниками жилья, поиссяк.

Причин много. Во-первых, несовершенное законодательство. До сих пор парламент не определился с Законом о налоге на недвижимость. Как объяснил ситуацию председатель комиссии Верховного Совета по вопросам базовых отраслей и социально-экономического развития регионов Валерий Череп, первоначально Министерством финансов был предложен налог в размере 0,1 процента стоимости приватизированного жилья. (Кстати, именно такой налог предусмотрен законодательством России.) Однако опыт соседей в данном случае нам не подходит: различны доходы и уровень жизни населения. В последнем варианте налогового законопроекта предлагается 0,05 процента стоимости жилья.

— Окончательно же мы сможем определиться со ставкой налога на частное жилье только после принятия Закона об оплате труда и определения доходов граждан Украины, — объяснил Валерий Череп.

Второй момент, тормозящий приватизационные процессы, — отсутствие конституционно закрепленного права на собственность. Правда, в новом проекте Гражданского кодекса, по словам министра юстиции Василия Онопенко, как раз заложено понятие частной собственности и ее защита. Но пока законопроект не готов...

И третий немаловажный штрих, дополняющий сомнения потенциальных собственников, — плата за квартиру. По словам заместителя министра экономики Виктора Кальника с 1 февраля 1995 года потребители оплачивают 20 процентов расходов на содержание жилья, с 1 марта эта цифра возрастет до 30 процентов и к концу года — до 43.

До недавнего времени плата за коммунальные услуги была 7% от себестоимости. Новая жилищная концепция, принятая Кабинетом министров в ноябре прошлого года, предусматривает постепенное выравнивание тарифов на жилье и реальной стоимости его содержания.

— Приватизационная политика в Украине строится по принципу: хочешь — становись собственником. Но мы считаем нежелательным, чтобы жилье приватизировали граждане, которые не смогут его содержать в дальнейшем. К этой категории относятся нетрудоспособные, инвалиды, пенсионеры, малоимущие. Эти люди, согласно практике других европейских государств, должны проживать в государственных квартирах. У нас нуждающихся в государственном дотированном жилье около 30 процентов, — комментирует Владимир Кукса.

И все же приватизационная политика на первом ее этапе (если не думать о будущей плате за содержание частной собственности и налогах на нее) весьма щадящая. Исходя из утвержденных законом санитарных норм, 90 процентов украинских семей могут стать владельцами своих квартир, не заплатив ни копейки.

За каждый лишний метр жилой площади взимается 17,5 тысячи карбованцев. (Размеры платы Кабмин намерен проиндексировать в самое ближайшее время.) Сумма умножается на коэффициент потребительской стоимости дома, определяемой специальной комиссией при исполкомах. В данном коэффициенте должны быть учтены местонахождение дома (центр, отдаленные районы), санитарно-гигиеническое состояние территории (шум, загрязненность), строительный материал. Коэффициент квартир, расположенных на первом и последнем этажах многоэтажного дома, уменьшается на 10 процентов.

Недавно Кабинет министров утвердил Концепцию государственной жилищной политики. Украинский парламент планирует рассмотреть ее до конца февраля. Что же представляет собой этот документ?

— Это своего рода идеология жилищной политики в новых экономических условиях, — говорит председатель комиссии ВС по вопросам развития базовых отраслей и социально-экономического развития регионов Валерий Череп. — Раньше гражданин имел маленькую заработную плату, но большие социальные гарантии: право на труд, отдых, жилье и т.д. Смысл Концепции — не в праве на жилье (см. Конституцию), а в гарантиях получения этого жилья разными способами. То есть государство создает такие условия, чтобы каждый украинский гражданин мог построить, купить или получить в аренду квартиру, исходя из своих возможностей.

Новая идеология предлагает дифференцированный подход к жилищной проблеме: есть средства — решай ее сам, малоимущим поможет государство. Если в отношении первых, «имущих», будет проводиться политика ссуд и кредитов, то малоимущих можно обнадежить всего лишь обещаниями. А обещанного, как известно, можно и не дождаться.

Прежде в Украине, как сообщили в НИИ архитектуры и градостроения, ежегодно сдавалось в среднем 5 миллионов 200 тысяч квадратных метров жилья. И тем не менее, мечта о собственной «крыше» над головой так и не осуществилась для каждого четвертого украинца. Очередь на получение муниципального жилья каждый год увеличивается на 320 тысяч семей. Впрочем, исходя из сегодняшних реалий, они могут простоять в ней до конца жизни...

За последние годы строительство муниципального жилья сократилось в три раза. Так что, даже зная о бумажном гуманизме новой Концепции государственной жилищной политики в отношении бедных, на практике новоселье справят не многие.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89