НАЛОГИ, КОТОРЫЕ НАС ОЖИДАЮТ В 1995 ГОДУ

10 февраля 1995, 00:00

Читайте также

Председатель Государственной налоговой инспекции Украины Виталий Ильин о фискальном суверенитете
и налоговом управлении финансами

Как известно, сейчас на рассмотрении в Верховном Совете находится целый пакет законов, касающихся нового порядка налогообложения, призванный составить в будущем единый кодекс. Часть из них уже принята, часть по разным причинам отложена, однако их принятие планируется в самое ближайшее время. Полагая, что читатели уже имеют определенное представление о важнейших из принятых в налоговой сфере законов, мы хотим предложить их вниманию комментарий самой концепции построения налогового законодательства Украины, сделанный Виталием Никифоровичем Ильиным.

Материал подготовлен Михаилом КУХАРОМ, INTERNEWS, при содействии Международного центра перспективных исследований Татьяны Степанковой.

1. Налоговое законодательство

В Украине налоговое законодательство создается впервые, как и многое другое. Основополагающим законом данной направленности со времен провозглашения независимости является Закон Украины «О системе налогообложения», принятый в феврале 1994 года. Им четко установлен приоритет Верховного Совета Украины как единственного органа, устанавливающего и упраздняющего налоги, сборы, иные платежи в бюджет. Он также разграничивает платежи, предназначенные для центрального и местных бюджетов.

Основными общегосударственными налогами, согласно ему, являются налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций, подоходный налог с граждан, госпошлина, налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств и на промысел.

Перечень же местных налогов и сборов, применяющихся согласно решениям местных Советов народных депутатов, включает в себя гостиничный сбор, плату за парковку автомобилей, рыночный сбор, сбор за выдачу ордеров на квартиру, сбор за выигрыш в бегах, налог на рекламу, за право использования местной символики, коммунальный налог и некоторые другие, средства от которых поступают в местные бюджеты.

К сожалению, в Украине сложилась такая ситуация, когда налоговое законодательство в той или иной степени регулируют 34 закона, принятых Верховным Советом. Однако сегодня мы находимся уже накануне создания единого законодательного кодекса, регулирующего налоговые отношения с одновременным запретом всех иных законодательных актов, не касающихся вопросов налогообложения непосредственно. Стоит ли говорить о том, сколь давно назрела подобная необходимость и насколько легче будет исполнять подобное законодательство как субъектам предпринимательства, так и налоговым службам Украины.

2. Налоговые ставки. Фискальный суверенитет

Как известно, в 1994 году действовал Закон «О налоге на доходы предприятий и организаций». С 1 января 1995 года мы перешли на налогообложение не дохода, а прибыли, как это принято в большинстве стран мира. Общая ставка налога устанавливается в размере 30% от налогооблагаемого размера прибыли.

Плательщиками налога являются все без исключения предприятия и организации, включая бюджетные, банки, кроме Национального банка, являющиеся юридическими лицами по законам Украины и получающие прибыль от коммерческой деятельности.

Естественно, что в ходе подготовки Закона «О налогообложении прибыли предприятий и организаций» было принято решение о некоторой дифференциации ставок налогообложения в зависимости от разных видов деятельности субъектов предпринимательства. Как я уже говорил, за базовую принимается ставка в 30%. Она будет увеличена на 10% при налогообложении прибыли от проведения лотерей, посреднических операций, сдачи в аренду помещений и отдельных видов имущества; на 15% — от реализации товаров и продукции на аукционе. Казино и игорные дома, игральные автоматы, другой игорный бизнес, аренда имущества для использования в игорном бизнесе, прибыль от проката аудио- и видеокассет, других носителей информации, проведение массово-концертной деятельности, зрелищных мероприятий на стадионах или в иных помещениях, где количество присутствующих превышает 2 тыс. человек, облагается по основной налоговой ставке, увеличенной на 30%.

Доходы предприятий в виде дивидендов будут облагаться налогом по ставке 15% из источника выплаты при их начислении.

Некоторые изменения вносятся в порядок выплаты и срок начисления налогов. Налог на прибыль будет теперь начисляться по итогам истекшего месяца, а не квартала, как раньше. За счет приближения платежа к фактическому сроку получения прибыли, а также ежемесячного перерасчета мы планируем получать реальные суммы налогов.

Этим законом вносятся изменения и в налогообложение иностранных и совместных предприятий, согласно которым они с 1 января нынешнего года будут платить налог на прибыль на общих основаниях. Не будет это касаться лишь тех предприятий, которые созданы до 1 ноября 1994 года и пользуются налоговыми льготами согласно Закону «Об иностранных инвестициях». Вместе с тем закон предусматривает полное устранение двойного налогообложения иностранных и совместных предприятий.

Следующая тема — это НДС. При нашем участии разработан проект закона «О налоге на добавленную стоимость», заменивший действовавший до недавнего времени декрет Кабинета министров с таким же названием. В нем уменьшено давление на товаропроизводителей — плательщиков этого налога. Его планируемая ставка — 16,6 вместо 21,9 процента с налогооблагаемого оборота. При этом ставка НДС, включаемая в цену, должна быть уменьшена соответственно с 28% до 20%. С учетом уменьшения ставок налога планируется пересмотреть в сторону сокращения перечень льгот, предусмотренный декретом «О налоге на добавленную стоимость».

3. Новые налоги

На рассмотрение Верховного Совета наряду с другими вынесен проект закона Украины «О налоге на имущество предприятий». Подобный налог существует во всем мире, в Украине же он появится впервые. Потому мы не спешим с его введением, чтобы украинские предприниматели во время обсуждения в Верховном Совете могли хорошенько ознакомиться с ним. Считаем, что он должен вступить в силу лишь 1 января 1996 года. Объектом налогообложения будет имущество предприятий в стоимостном выражении, пребывающее на его балансе или полном владении и являющееся совокупностью основных средств, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, оборудования и средств производства. Будет исчислена среднегодовая стоимость этих фондов. Затем эта среднегодовая стоимость будет уменьшена на стоимость объектов жилищно-коммунального, социального назначения, объектов охраны окружающей среды, обеспечения пожарной охраны, продуктопроводов, путей сообщения, линий связи и электропередач, спутниковой связи, средств связи общественного использования, приспособлений, используемых не более трех месяцев в году для обеспечения функционирования различных видов связи, автомобильных дорог общего пользования, а также в лесном и сельском хозяйствах. Стоимость основных производственных фондов планируется уменьшить также на размер мощностей, законсервированных по решению правительства. Оставшаяся база облагается налогом на имущество предприятий по ставке 1% в год.

С 1 января 1996 года мы планируем также ввести налог на недвижимое имущество граждан. Ставка налога планируется в размере 0,05% от стоимости недвижимости. Закон об этом наряду с другими будет вынесен на рассмотрение Верховного Совета.

С целью упорядочения физических лиц — плательщиков подоходного налога — нами разработан проект закона «О государственном реестре физических лиц». Подобная форма применяется в большинстве стран мира, согласно ей каждый гражданин должен будет получить свой идентификационный номер, используемый на протяжении всей жизни не только для целей налогообложения, но и в системе Сбербанка, при выдаче прав на владение автомобилем и иных формах регистрации физического лица.

С 1 января 1995 года введено всеобщее декларирование доходов граждан, которое вместе с введением государственного реестра поможет более полно учесть доходы плательщиков с тем, чтобы по результатам работы за год были произведены перерасчеты сумм налогов и возвращены (или дополнительно востребованы) денежные средства, переплаченные (или недоплаченные) в бюджет.

Согласно постановлению Верховного Совета, в Украине в 1994 году было введено декларирование доходов физических лиц, получавших доходы не по месту основной работы. В налоговые инспекции поступило деклараций от физических лиц на сумму более 2,5 миллиона долларов. По ним был произведен перерасчет подоходного налога, исходя из реального совокупного дохода. 60% лиц были возвращены налоги, неправомочно взысканные по месту основной работы. 40% плательщиков пришлось доплатить сумму налога.

4. Налоговые льготы

Проект закона о налоге на имущество предприятий предусматривает льготы в оплате для бюджетных организаций и учреждений, религиозных организаций, специальных протезно-ортопедических предприятий, предприятий общественных организаций инвалидов, а также предприятий, которые не входят в их состав, но имеют более 50% своих сотрудников — инвалидов.

Предусматриваются налоговые льготы для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, учебных заведений, организаций науки и культуры, спорта, деятельность которых частично финансируется из госбюджета, сельхозпредприятий, а также производств, относительно которых принято решение об их санации. Есть льготы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, относительно объектов незавершенного строительства.

Согласно Закону «Об иностранных инвестициях» в течение 5 лет не будут облагаться налогом предприятия с таковыми, зарегистрированные до 1 ноября 1994 года, о чем уже сказано выше.

От налога на недвижимость, согласно проекту закона, будут освобождены граждане, пострадавшие вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды детства, инвалиды 1 — 2 групп. Льготы по этому виду налога получат инвалиды войны, участники военных действий, лица, имеющие персональные заслуги перед Отчизной, подпадающие под действие Закона о статусе ветеранов войны, гарантий и их социальной защиты, те, на кого распространяется действие Закона Украины «Об основных направлениях социальной защиты ветеранов труда» и др.

Закон «О системе налогообложения» предусматривает право сельских, районных и городских Советов народных депутатов на предоставление дополнительных льгот в части налога на недвижимое имущество граждан в рамках сумм, отчисляемых в соответствующие бюджеты.

Согласно Закону Украины «О внесении изменений и дополнений в Криминальный кодекс» установлена криминальная ответственность за предумышленное непредоставление налоговых деклараций или злостного укрывательства объектов налогообложения ответственными лицами — субъектами предпринимательской деятельности, если их действия привели к ущербу для государства в крупных размерах. Под крупными размерами подразумевается сумма налога, начисленного со скрытого объекта налогообложения, которая в 100 раз, а под особо крупным размером — в 1000 и более раз, превышает размер минимальной заработной платы.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89