МОТОРОСТРОЕНИЕ УКРАИНЫ: ДО ОСНОВАНИЯ, А ЗАТЕМ?..

Евгений Петренко 18 ноября 1994, 00:00

Читайте также

Помимо воли политиков и значительной части населения, Украина туго спелената экономическими связями со странами бывшего СССР. Особенно остро это ощущается в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. Следует признать, что мы, как и наши соседи, откатились назад на несколько лет в попытках самостоятельно реализовать замкнутую модель «наука - технические разработки - производство». В области моторных технологий Украина была в числе ведущих европейских стран. Сейчас же пытаемся латать дыры, образовавшиеся в результате разрыва научно-производственных связей.

Процесс реинтеграции происходит с трудом, о чем лишний раз напомнила проводившаяся в Киеве научно-практическая выставка-конференция «Мотортехнология’94». Состав организаторов был более чем представительный: Министерство машиностроения, ВПК и конверсии Украины, Академия инженерных наук Украины, концерн «Мотортехника», и российский аналог Минмашпрома - АО «Автосельхозмаш-Холдинг». Но даже этим структурам не удалось в полной мере преодолеть инерцию распада. Вероятно, именно недостаточный интерес со стороны украинских производителей вызвал серьезные расхождения в оценке результатов выставки.

ГЛУПО РАССЧИТЫВАТЬ СОЗДАТЬ ЧТО-ТО НА РОВНОМ МЕСТЕ

По мнению вице-президента концерна «Мотортехника» Владимира Богуша, сейчас сделать в Украине новый двигатель крайне сложно. Прежде всего мешает отсутствие единого информационного поля и централизованного финансирования. Расположенные на территории бывшего СССР заказчики, производители, разработчики ныне находятся по разные стороны госграниц. После развала Союза Украине достался мощный научный потенциал, однако она потеряла большинство производственных мощностей. Имеющиеся в распоряжении страны производства по выпуску дизельных двигателей практически не имеют местных заказчиков. В то же время за пределами Украины наметился дефицит в подобных изделиях. В свою очередь, Россия на 80% потеряла украинский рынок автомобильных двигателей. Все это - следствие разрушения единой информационной сети; при этом конструкторы и производители зачастую «изобретают велосипед».

Однако, как ни странно, подобная ситуация беспокоит скорее наших соседей, но отнюдь не украинских производителей. Рядом со стендами Минского моторного завода, Заволжского завода, КамАЗа не было представлено ни единого моторостроительного предприятия Украины. Вполне вероятно, что чувство монополиста не способствует поискам новых рынков сбыта. А вот большинство заводов, специализирующихся на выпуске комплектующих, выставку не проигнорировали, подписали немало выгодных контрактов, в частности с белорусами.

По мнению В.Богуша, нашим моторщикам следует поучиться расторопности у тех же россиян. Горьковский автозавод (ГАЗ) представил карбюраторный двигатель нового поколения, полностью соответствующий уровню мировых стандартов. Как свидетельствуют специалисты, подобный уровень российской экспозиции объясняется широкомасштабным сотрудничеством с иностранными инвесторами. Подобное в Украине пока невозможно, так как идея общегосударственного техноцентра, создаваемого при финансовой поддержке ФРГ, еще не нашла одобрения у украинского правительства.

БЫЛИ БЫ ДЕНЬГИ. ОСТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖИТСЯ

По мнению представителей Академии инженерных наук Украины, именно отсутствие у государства возможностей прямого финансирования моторостроения является главным препятствием к развитию перспективной отрасли. А развивать есть что. По предварительным данным, ряд зарубежных фирм готовы уже в 1994-95 годах инвестировать объединение «Мотор-Січ» - крупнейшего на территории Восточной Европы производителя авиационных двигателей. Заслуживает внимания тот факт, что на выставке, имевшей автотракторную направленность, прозвучал ряд докладов по вопросам авиационного двигателестроения, подготовленных киевскими и харьковскими специалистами. В свою очередь, лидер тяжелого дизелестроения «Завод им.Малышева» (г. Харьков) в 1993-94 годах успешно перекрыл брешь в обеспечении поставок дизельных двигателей для КрАЗов и даже вышел на российский рынок. Напомню, что этот завод до сих пор комплектует двигателями танки серий Т-82, Т-90. При должной модернизации, по мнению украинских моторостроителей, он сможет обеспечить потребности ЛАЗа в двигателях для автобусов.

И совсем уж невероятным выглядит игнорирование государством его же программы «Украинский автомобиль». При задании увеличить выпуск легковых автомобилей ЗАЗ до 1 млн. шт. в год к 1996 году проблематичным остается оснащение автомобилей двигателями российского ВАЗа. В то же время отечественные двигатели Мелитопольского моторного завода, аналогичные западным типа Форд «Фиеста», «Рено 5», Фольксваген «Гольф», не выпускаются в достаточном количестве.

НО ОТЧАИВАТЬСЯ РАНО

И ученые, и практики единодушны: развал отрасли не может продолжаться долго. В результате переговоров решено возобновить выпуск специализированного журнала «Двигателестроение», который станет значительным подспорьем в координации усилий. Владимир Богуш прогнозирует, что на выставке «Мотортехнологии’95» будет представлено большинство моторостроительных предприятий Украины, Белоруссии, России. Создаваемый банк данных уже насчитывает более 3000 подобных предприятий. Кроме того, не следует забывать о растущем присутствии на нашем рынке западных фирм. Если в нынешней экспозиции основной упор был сделан на станки и запчасти к импортным двигателям, то в следующем году предприятия бывшего СССР могут ощутить значительную конкуренцию со стороны инофирм. В преодоление кризиса моторостроения могут внести свою лепту и ученые. Анонсированные на конференции новые конструкционные материалы, аппаратура лазерного упрочнения, гибкие производственные комплексы с успехом могут быть проданы - если не у нас, то более богатым заказчикам. Словом, повода для пессимизма нет. Вот только Министерство машиностроения, хотя и было представлено как организатор, больше занималось сбором информации...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.76
EUR 28.75