Газовый захват Европы

Поделиться
Тезисы диссертации на соискание звания кандидата экономических наук, опубликованные в 1998 году в а...

Тезисы диссертации на соискание звания кандидата экономических наук, опубликованные в 1998 году в академическом издании и принадлежащие тогда еще никому не известному Владимиру Путину, ныне повсеместно цитируются западной прессой. Факт преобразования Министерства газовой промышленности СССР в государственный газовый концерн «Газпром» в 1989 году освещается ведущими СМИ мира не столь активно. Как и трансформация в 1992 году ГГК «Газпром» в российское акционерное общество с тем же названием. О том, что планы по либерализации этой компании были окончательно похоронены именно с приходом на президентский пост Путина, вспоминают несколько чаще, как, впрочем, и о том, что именно с его легкой руки доля государства в уставном капитале компании в прошлом году была доведена до 51%. Зато максимум внимания мировой общественности привлекла новая стратегия «Газпрома», которая заключается в переносе основного акцента в деятельности крупнейшей российской компании с добычи газа на его транспортировку, переработку и хранение.

Собственно, логика этого процесса полностью отвечает как мировым (и, в частности, европейским) тенденциям развития энергорынка, так и коммерческим интересам данной конкретной компании (занимающей, согласно последнему рейтингу журнала Forbes, 12-ю позицию в мире по объемам рыночной капитализации). Вот только проведение разделительной линии между государственными интересами отдельной страны, политическими амбициями ее руководства и корпоративными стратегиями пусть даже и очень крупной компании обычно требует от западных аналитиков гораздо меньших усилий, чем в данном случае. Идея о том, что «Газпром» исполняет роль нового стратегического оружия Москвы, а также о планах Путина занять пост главы этой корпорации после завершения своей президентской каденции муссируется на страницах разноязычной прессы достаточно часто. Чего, к сожалению, не скажешь о целостном отслеживании результатов передела европейских газораспределительных систем.

Хотя, по данным PriceWaterhouseCoopers, доля сделок с участием европейских компаний составила в 2005 году 58% от общего объема слияний и поглощений в энергетической области. Стоимость всех таких операций в пределах Европейского континента выросла в три раза по сравнению с предыдущим годом. Средняя цена каждой из них увеличилась более чем в два раза: с 258 млн. до 542 млн. долл. Правда, далеко не все заявленные сделки состоялись по причине так называемого энергетического национализма. Однако, учитывая, что уже в ближайшее время вступит в силу закон, требующий окончательной либерализации европейского энергорынка, тенденция по наращиванию объемов подобных сделок не только не ослабится, но и многократно усилится. И «Газпром», по всей видимости, не собирается упускать это поистине золотое время.

Более того, зарубежные аналитики утверждают, что именно эта российская компания и станет главным игроком на европейской энергетической сцене. Причем не только благодаря обладанию 16% мировых резервов газа и 20% его производства (в целом по России эти показатели составляют соответственно 27 и 22%). Как свидетельствует статистика, уровень добычи газа в этой корпорации при рекордном росте спроса и объемов экспорта практически не вырос. Три четверти сырья добывается на трех основных месторождениях, неуклонно приближающихся к истощению своих резервов. Несмотря на колоссальную прибыль — в 2006 году от экспорта газа «Газпром» планирует получить 33 млрд. долл. — средств на освоение новых месторождений не хватает. Окупаемость активов компании является одной из самых низких в мире, а рыночная стоимость, пропорциональная энергетическим резервам, составляет в нефтяном эквиваленте 1,3 доллара за баррель против средних для Запада 15 долларов. Тем не менее компания уверенно наращивает планируемые объемы экспорта российского газа.

Частично обеспечить выполнение этих планов можно было бы при помощи независимых газодобывающих компаний, работающих на территории России. На их долю приходится около 20% объемов «Газпрома», и наиболее заметной из них является англо-российская ТНК-BP, имеющая лицензию на разработку месторождения Ковыкта в Восточной Сибири. Вот только лицензии на строительство газопровода оттуда у нее нет, и в этом вопросе она оказывается полностью зависимой от «Газпрома», который и стремится выжать максимум пользы из сложившейся ситуации.

Более того, этой же логике он следует и на территории всей Европы. Учитывая, что прибыль в процессе транспортировки газа и его распределения конечным потребителям значительно выше, чем при газодобыче, «Газпром» кардинально поменял свою многолетнюю тактику и нацеливается на долю в газораспределительных сетях большинства европейских стран, иногда даже ценой доли в освоении российских газовых месторождений.

Как известно, с июля этого года в Евросоюзе вступят в силу новые условия доступа к газотранспортным национальным сетям в пределах ЕС, предполагающие отмену исключительного права доступа к ним, а также к экспорту и импорту энергоресурсов со стороны отдельных государств. С 2007 года распределением энергоресурсов, по основной задумке, будут заниматься исключительно энергокомпании, действующие в условиях честного и конкурентного европейского рынка. В том, что он будет честным, еврокомиссары начали сомневаться уже сейчас, учитывая недостаточную прозрачность этих компаний, высокие цены, а также беспрецедентные усилия, предпринимаемые крупными компаниями для недопущения на этот рынок новых игроков. А его конкурентность еще менее вероятна, так как эксперты прогнозируют, что в результате наиболее масштабного энергетического передела в скором времени на территории Европы останется лишь несколько энергетических монстров, среди которых стремится оказаться и «Газпром».

Несмотря на то, что далеко не все сделки и договоренности российского концерна открыто обсуждаются в СМИ, в общих чертах целостная картина все же просматривается. Получив резкий отпор в борьбе за газораспределительные системы со стороны новых правительств Украины и Грузии, «Газпром» все же продолжил свою агрессивную тактику ценового шантажа. В случае с Арменией она сработала достаточно эффективно, и теперь российскому энергетическому гиганту принадлежит более 75% акций «АрмРосгазпрома», строящийся 40-километровый участок газопровода Иран — Армения, а также преференции в строительстве второго участка этого газопровода протяженностью 197 км. Вознаграждением за такую уступчивость со стороны Еревана стало фиксирование цены на российский газ для Армении на отметке в 110 долл. (против нынешних 54) за тысячу кубометров до 1 января 2009 года. Хотя аналитики и отмечают, что правительство Армении до последнего надеялось на значительно более низкую цену. Однако здесь уже сыграл свою роль тот фактор, что российский газ поступает в республику через территорию Грузии, и если бы цена газа для Армении оказалась ниже той, что запрашивается с Грузии, то грузины его просто бы не пропустили. Предполагается, что такая высокая цена на газ для Армении будет компенсирована либо непосредственно российской финансовой помощью, либо поставками вооружения по заниженным ценам.

В случае с Молдовой нет даже и такой степени прозрачности достигнутой договоренности. Известно лишь, что «Газпром», повышая цену на газ для нее до «европейского уровня, также зарился на большую долю в компании «Молдовагаз», в которой ему и так принадлежат 50% плюс одна акция. А вот получил ли он желаемые 75% акций, участники переговоров не разглашают. Известно лишь, что Кишинев, владеющий 35% акций, решил расплатиться с Россией в первую очередь долей в 13,5%, принадлежащей Приднестровью. Подробности этой не совсем вразумительной сделки в прессе не обсуждаются, известно лишь, что цена на газ повысилась до тех же 110 долл. (правда, пока сроком на три месяца).

Еще более туманно выглядит ситуация с Беларусью. Как известно, через эту страну проходит 20% транзита российского газа в Западную Европу. Осуществляется он по двум магистральным трубопроводам, один из которых принадлежит «Газпрому», а второй — «Белтрансгазу». «Газпром», уже получивший землю под вторым газопроводом в долгосрочную аренду, рассчитывал еще и на 50% его акций. Президент Лукашенко вроде бы и не возражал, однако оценивал эти акции в 2,5 млрд. долл. Москва же больше 500 млн. платить явно не собирается. Зато опять же собирается повышать цену на газ — как минимум в три раза, с нынешних 46,68 долл. за тысячу кубометров. Времени для раздумий «бацьке» дали немного.

Болгария, по территории которой российский газ идет в Македонию, Грецию и Турцию, тоже прошла испытание «Газпромом» на прочность. Москва потребовала от Софии отказаться от бартерных расчетов за транзит газа (благодаря которым часть голубого топлива Болгария покупала по цене 83 долл.) и перейти на «европейские» цены — 258 долл. Неофициально же сообщалось, что возможность «отыграть» контракт назад может быть предоставлена Софии за возможность участия «Газпрома» в приватизации «Булгаргаза». Болгары все же нашли в себе силы отказаться от этого предложения, заявив, что контракт у них действителен до 2010 года, а уже в марте нашли альтернативу российскому газу (от которого сейчас зависят на все 100%). Новый газопровод, который войдет в строй к 2008 году, позволит получать газ из Египта.

Особо драматично развивались отношения между «Газпромом» и Польшей, которая начала диверсифицировать свой газовый рынок еще в 2000 году, а продолжила в момент отключения поставок российского газа в Беларусь, выбрав более надежные (хотя и более дорогие) поставки норвежского газа. Более того, Варшава отказалась передавать «Газпрому» контрольный пакет акций PGNiG — оператора поставок российского газа на территории Польши.

Не достались в процессе первичной приватизации «Газпрому» и акции венгерского поставщика газа MOL, которые были выкуплены немецким концерном E.On.

Правда, в последнее время в западной прессе появились сообщения о том, что E.On, партнер «Газпрома» по Северо-Европейскому газопроводу, как раз и собирается расплачиваться с «Газпромом» акциями как этой компании, так и болгарских, польских и чешских компаний. А также акциями своей «дочки» — E.On Ruhrgas AG, являющейся крупнейшим импортером газа в Германии.

Учитывая, что объем газа, импортируемого Евросоюзом вместе с Норвегией (чьи собственные запасы скоро начнут истощаться), Швейцарией, Болгарией, Румынией и Турцией, может вырасти с 200 миллиардов кубометров газа в 2001 году до 650 млрд. в 2030-м, «Газпрому» есть за что воевать. Хотя и Европа не может позволить себе расслабиться, так как российским газом очень активно интересуются Китай, Индия и США. Так что ближайшие несколько месяцев обещают быть исключительно насыщенными «газовыми ароматами».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме