ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ? ИЛИ О ТОМ, КАК ОДИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ПРЕТВОРЯЛ В ЖИЗНЬ ИДЕИ ДРУГОГО ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА

Серафим Дубенский 9 декабря 1994, 00:00

Читайте также

В те, не столь отдаленные, времена, когда безбрежная демократия нам еще и в кошмарном сне присниться не могла, должностные лица были так храбры, что ничего на свете не боялись. Даже народного контроля, ибо контролировал он как-то уж очень избирательно. И все его «карательные» акции представляли собой не что иное, как сотрясание воздуха. Как-то забылись со временем за ненадобностью в стране, где людям надлежало жить по моральному кодексу строителя коммунизма, слова пролетарского вождя о том, что «гвоздь» всей советской политики сводится к организации, учету и контролю. Списаны в архив и наставления другого вождя, наследника и продолжателя «гвоздевых» идей, который прямо так и говорил: «Хорошо поставленная проверка исполнения - это тот прожектор, который помогает освещать состояние работы аппарата в любое время...».

Прожектор «в лице» народного контроля демократам оказался ни к чему, и они его быстренько упразднили. Некому стало радеть об исполнении резолюций и реализации директив руководящих органов.

Долго ли, коротко ли, но аппаратная мысль вдруг поняла, что от упомянутого упразднения отнюдь не только позитивные последствия наблюдаются. Скорее даже наоборот - повальная растащиловка кругом идет, а припугнуть злоумышленников некому.

Первыми, как всегда, опомнились крымчане. Не зря же полуостров называют непотопляемой территорией партократии. Пораскинули они незамутненным прогрессивными идеями интеллектом да и решили возродить народный контроль. Только теперь под другой вывеской - «Контрольная комиссия правительства Крыма».

Конечно, в самой идее пресекать ошибочными преступные деяния должностных лиц нет ничего предосудительного. Однако в постановлении правительства Республики Крым «О контрольной комиссии правительства Крыма», кроме повышения уровня контроля за исполнением принимаемых правительством решений, констатируется еще одна цель - привлечение граждан Крыма к контролю за проведением приватизации. Положение это надо, очевидно, расценивать как упреждающий маневр, так как приватизация на полуострове приостановлена. Расторопность правительства, безусловно, похвальна, так как пока приватизация не наблюдается, «прихватизация» имеет место быть. У комиссии тут уже и сегодня есть чем заняться.

Но вот в чем загвоздка. Создавая комиссию, правительство, что называется, не заглянуло в святцы. «Не стыкуется» упомянутое постановление с законами Республики Крым. Да и с украинскими тоже. Вот что гласит сей воистину «исторический» документ: «Контрольная комиссия правительства Крыма сочетает государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Деятельность Контрольной комиссии осуществляется на основе Конституции Республики Крым, законов, действующих на территории республики, постановлений Верховного Совета Крыма и правительства Крыма. В состав Контрольной комиссии могут входить представители государственных органов, политических партий, общественных организаций, рабочие, крестьяне, служащие, деятели науки и культуры, работники средств массовой информации, ветераны войны и труда». Не правда ли, похоже на народный контроль? Все категории и слои населения привлекаются к... чему? А вот: «Контрольная комиссия правительства Крыма призвана вести систематическую проверку выполнения решений правительства Крыма, законов, действующих на территории Республики Крым, решительно выступать против всего, что наносит ущерб интересам республики».

Трепещи, нарушитель законов! Работающая на основе коллективности комиссия включает в спектр своей деятельности практически все, что только может подлежать контролю и проверке, - выполнение государственных программ экономического и социального развития, нарушение государственной дисциплины, факты бесхозяйственности и расточительства, волокиты и бюрократии, любые попытки обмана государства. Здесь и осуществление контроля за соблюдением должностными лицами законов, действующих на территории Республики Крым, при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан, здесь и способствование совершенствованию работы государственного аппарата.

Словом, много чего. Желающие могут стряхнуть пыль с положения о Народном контроле СССР - они не заметят разницы между новым и старым документами. А впрочем... Есть в крымском варианте «казенной бумаги» и абсолютно новый пункт. Правильно, вы догадались: комиссия призвана осуществлять контроль за ходом приватизации, защищая при этом интересы народов Крыма. О результатах этой защиты комиссия должна систематически информировать премьер-министра правительства Крыма, как, впрочем, и о деятельности органов государственной власти республики вообще и органов исполнительной власти местных Советов и их должностных лиц в частности - по исполнению Конституции Республики Крым, постановлений и распоряжений правительства Крыма.

Права у Контрольной комиссии, созданной правительством Крыма, которое, кстати, назначает и ее председателя, так же широки, как и у в спешном порядке ликвидированного народного контроля. Перечислять мы их не станем, но обратим внимание на сходство констатирующей части документа по его стилистике с партийными постановлениями времен «зрелого застоя»: «знакомиться с...», «запрашивать у...», «давать поручения о...», «привлекать к...» и т.д. Руководителям же министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности вменяется в обязанность устранять вскрытые недостатки и нарушения и в установленные сроки сообщать о результатах Контрольной комиссии. Срок рассмотрения ее предписаний чрезвычайно жесткий - 10 дней. Ну и, конечно, противодействие членам комиссии в выполнении возложенных на них задач, а, паче того, их преследование в связи с деятельностью по осуществлению контроля, чреваты для виновных в этом лиц привлечением к ответственности в соответствии с законодательством Украины. В свою очередь лица, привлекаемые к проверкам, как и сами члены комиссии, морально и материально поощряются.

Поощрять, видимо, придется многих, так как Контрольная комиссия будет иметь свои представительства во всех городах и районах Республики Крым и группы содействия на предприятиях, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах. А дел у энтузиастов контроля - край непочатый. Ведь многое в Крыму еще не разворовано, а любителей прибрать к рукам бывшее народное добро хоть пруд пруди.

Не удивительно, что идея создания нового контролирующего органа или, вернее, реанимация старого обрела на просторах полуострова своих сторонников. Печать Крыма сообщает о поддержке ценного начинания правительства народными массами. «Одобрямс» выражают и общественные организации, и политические партии. Так, к примеру, новое издание под названием «Наша газета» помещает в первом же своем номере обращение консультативного Совета политических партий и общественных объединений феодосийского региона к крымчанам, где сообщается о решении признать своевременность образования комиссии и дается обещание оказывать ей всестороннюю помощь.

Что ж, выходит, дело Ленина живет и побеждает? Не совсем. Есть одна досадная подробность, которая слегка портит картину реставрации народного контроля, ибо влить старое вино в новые мехи мешает не что иное, как закон, так как статьей 130 Конституции Республики Крым подчеркивается, что полномочия правительства Крыма и порядок его деятельности определяются конституционным законом, а в статье 1 Закона «О правительстве Крыма» закреплено, что в своей деятельности оно ответственно перед Верховным Советом. Ответственность же правительства предполагает его подотчетность, и, следовательно, создание других контрольных органов противоречит закону.

Что же касается организации внутреннего контроля за исполнением решений правительства, то в системе его государственных центральных и других органов предусмотрены для этой цели специальные структуры: управление делами, организационно-контрольное управление и пр. Функциями контроля за исполнением решений правительства наделены в соответствии с Законом «О правительстве Крыма» вице-премьеры, министры, председатели госкомитетов и другие должностные лица. В чем же смысл создания еще одного контролирующего органа?

Очевидно, есть резон прислушаться к выводам начальника правового управления службы государственных дел правительства Крыма Н.Шевченко, который, в частности, говорит: «Практика показывает, что обычно контрольные комиссии выщестоящим органом создаются для контроля за деятельностью нижестоящих звеньев. Создание правительством Контрольной комиссии за своей же деятельностью является нонсенсом».

Означенный нонсенс, как паровоз, повлек за собой вагон и маленькую тележку других несуразиц. Так, пунктом 3 постановления определено, что председателем Контрольной комиссии назначается депутат Верховного Совета Крыма Владимир Ильич Шевьев, а в ее состав, согласно положению, входят представители государственных органов, политических партий, общественных организаций, а также отдельные граждане (крестьяне, рабочие, служащие и др.). Следовательно, по своему составу комиссия является органом общественного контроля и уж никак не может быть создана правительством.

Далее из объема и характера предоставленных комиссии полномочий следует, что она неминуемо будет вторгаться в компетенцию других государственных контролирующих органов - КРУ, комитета по защите прав потребителей и других, что, безусловно, недопустимо.

И наконец, положением предусмотрена уголовная ответственность за противодействие членам Контрольной комиссии. Но даже не обладающему юридическими знаниями человеку сразу видно, что этот пункт положения противоречит действующему уголовному законодательству, которым определены представители государственных органов и общественных организаций, подлежащие защите в установленном порядке.

Назначив депутата Верховного Совета Крыма В.Шевьева председателем Контрольной комиссии, правительство оказало ему плохую услугу, поскольку назначение это неправомочно: депутат не состоит в трудовых отношениях с правительством или каким-либо его органом. И тут, конечно, неделовые, ни личностные качества названного депутата, кстати, председателя одной из фракций крымского парламента, вовсе ни при чем. Можно только посочувствовать В.Шевьеву, который горит желанием заняться контролированием приватизации всерьез, поскольку располагает данными о неблагополучии в дележе крымской собственности.

Чем же объяснить случившийся с правительством Крыма конфуз? Может быть, неопытностью, поскольку правительство работает, что называется, без году неделю? Может быть, некомпетентностью, ибо подбор кадров в правительство проходил в спешном порядке и больше по политическим признакам, чем по деловым? Может быть, торопливостью, так как за правительством уже закрепился ярлык «правительства одной зимы», а следовательно, оно и не собирается расхлебывать плоды своих скороспелых решений?

Как бы то ни было, а оконфузилось правительство Крыма с реставрацией народного контроля крепко, хотя и продолжает делать вид, что ничего особенного не случилось. Сам по себе контроль, конечно, нужен, кто возражает. Тут и Владимир Ильич Ленин, и Владимир Ильич Шевьев, безусловно, правы. Но разница между тем, когда Верховный Совет контролирует правительство, и тем, когда это правительство контролирует самое себя, все-таки есть. Особенно в том случае, когда речь идет о контроле над приватизацией.

Ведь не зря депутат ВС Крыма Борис Кизилов напомнил в парламентской газете одну из позиций программы партии экономического возрождения Крыма, председателем которой является В.Шевьев: «Акционировав сразу весь Крым, мы реально поставим гражданина над государством...»

- Теперь мы знаем этого гражданина, - саркастически заметил депутат.

И в самом деле - есть о чем подумать.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
USD 27.06
EUR 29.18