«Борисполю» меняют курс

Поделиться
Чиновники намерены отдать в частные руки главный аэропорт страны

Намерение Кабмина передать международный аэропорт «Борисполь» в концессию дает специалистам отрасли пищу как для размышлений, так и для опасений. Приход неэффективного инвестора может не только не улучшить работу предприятия, но и нанести ему серьезный вред.

Вопрос о привлечении управляющей компании в «Борисполь» обсуждается уже не первый день. Еще в прошлом году эту идею публично озвучил и начал активно продвигать нынешний вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников. И вот 26 сентября правительство принимает решение включить аэропорт в список объектов, подлежащих концессии. Однако чиновники так и не потрудились как следует объяснить, зачем, собственно говоря, они это сделали…

Действительно, для чего передавать частнику стратегический объект, который еще и прибыль приносит? Ссылки на мировой опыт, к которым частенько любит прибегать глава Мининфраструктуры, здесь просто неуместны. Столичные аэропорты в Европе, как правило, управляются государством, как, например, в Польше либо Чехии, или же государством и муниципальными властями, как в Германии.

«Весомым» аргументом правительства в пользу концессии стала необходимость достройки зоны внутренних рейсов в новом терминале «D». Мол, нет у аэропорта на это денег, а без дополнительных 30-40 тыс. кв. м никак не обеспечить пассажирам удобные стыковки. А для этого нужно, ни много ни мало, около 1 млрд. грн. Но если вспомнить, что в ходе подготовки к Евро-2012 государство вложило в воздушные ворота Донецка 7,5 млрд. грн., Львова - 4,5 млрд. грн. бюджетных средств, то поиски одного миллиарда для «Борисполя» у частников выглядят, по меньшей мере, странными. Сравнить это можно, пожалуй, с готовым домом, где нужно установить дверь. Но для этого хозяин готов отдать весь дом тому, кто оплатит установку двери.

Чиновники также отмечают, что инвестор готов будет погасить задолженность «Борисполя», которая, по их оценкам, на сегодняшний день достигла 4,8 млрд. грн. То есть аэропорту нужно ежегодно выплачивать свыше 480 млн. грн. на протяжении десяти лет, за которые концессионер рассчитается по обязательствам. Но любопытства ради стоит заглянуть в финансовую отчетность предприятия за 2011 год. В документе указано, что «Борисполь» за год направил на погашение задолженности 500 млн. грн. и при этом умудрился заработать 586 млн. грн. чистой прибыли. Пожалуй, довод о финансовой несостоятельности тоже не слишком убедителен.

Единственный аргумент, который имеет право на жизнь, - это повышение эффективности работы аэропорта. Ибо есть нарекания со стороны базовых перевозчиков: цены высокие, сервис не ахти, и неавиационные доходы получать нельзя. А здесь уже и вправду требуется вмешательство международных компаний с соответствующим управленческим опытом. Вот только вопрос в том, действительно ли власти хотят привлекать инвестора с мировым именем?

Авиакомпании уже высказали свои опасения, что концессионером в результате непрозрачного конкурса может стать малоизвестная структура без опыта и знаний в отрасли. МАУ и «АэроСвит» убеждены в том, что оптимальный выбор концессионера-эксплуатанта возможен только при абсолютной открытости и прозрачности конкурса, обеспечении доступа к участию в нем всех желающих и выделении достаточного времени на его проведение. «Учитывая стратегическое для страны значение решения, которое будет принято по итогам концессионного конкурса, какая-либо поспешность в его организации недопустима», - сказано в совместном пресс-релизе авиакомпаний («АэроСвита» и МАУ).

Неэффективная структура может, пользуясь монопольным положением аэропорта, взвинтить цены и тем самым снизить пассажиропоток и выручку. «Есть сборы, которые регулирует государство, а есть огромное количество разного рода услуг, за которые мы платим аэропорту. Например, багажная лента. Мы за нее платим, на наш взгляд, явно завышенную цену. А будем платить в два раза больше, если этого захочет концессионер. Поэтому здесь очень важно, кто именно станет этой управляющей структурой», - отметил президент МАУ Юрий Мирошников.

Вопрос также в том, выиграет ли от прихода частника государство. На сегодняшний день Мининфраструктуры заявляет, что размер концессионного платежа составит 150 млн. грн. в год. И это при чистой годовой прибыли почти в 600 млн. грн.! Правда, чиновники тут же делают оговорку, что цифра эта предварительная, а окончательная ставка будет сформирована на базе независимой оценки. Только эти расчеты тоже не сулят ничего хорошего. Ведь такую оценку должна проводить компания с мировым именем и соответствующим опытом и знаниями в этой сфере. Если же это сделает никому не известная украинская структура, как это часто происходит, то такой оценке просто нельзя доверять.

Методы оценки, размер концессионного платежа, желание взять в управление не аэропорты Донецка и Львова, пропускающие менее 1 млн. человек в год и нуждающиеся в загрузке новых терминалов, а именно «Борисполь» с его 8 млн. пассажиров в год… Все это невольно наводит на мысль о подготовке процедуры под конкретного украинского инвестора. Причем, если конкурс и выиграет международная компания, у нее, скорее всего, будет местный партнер, который и будет определять политику предприятия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме