Зураб Аласания: "На Общественном ТВ нужны смысловые люди"

Аслания

Читайте также

 

Новый год к нам мчится, скоро "все" случится: с 2015-го в Украине начнется очередная новая эра — государственные телерадиокомпании страны станут единым и независимым медиавещателем — Национальной общественной телерадиокомпанией Украины. То есть эдаким общественным медиа-монополистом. На эту тему много разных мнений. И в узкоспециализированных изданиях, и в блогах. Много страстей на форумах. Поскольку любая "новая эра" приходит к людям вместе со старыми предчувствиями: реорганизуют или уволят? 

О том, каким может быть Общественное вещание в Украине; о том, чем и кем придется жертвовать ради великой мечты; о трудном процессе перехода от государственного к общественному вещанию — об этом и многом другом рассказал гость ZN.UA — Зураб АЛАСАНИЯ — генеральный директор Национальной телекомпании Украины. (Этот разговор мог бы стать началом обсуждения преобразований в пространстве общественного вещания). 

— Зураб Григорьевич, по заданной теме очень много узкоспециализированных сентенций: как будто специальные люди сами себе и рассказывают — ах, каким замечательным будет общественное вещание… Но вот, скажем, живет в Сумах некий дядя Ваня (не обязательно "чеховский", хотя Антон Павлович и бывал в тех местах), рядовой обыватель… И ему с высокой колокольни плевать на будущее общественное вещание. Потому что из вечера в вечер либо смотрит сериал, либо отслеживает смачную пикировку олигархов на рейтинговых телеканалах, предполагая и свою "сопричастность" к их великим деяниям… Так вот, какая мотивация именно у этого дяди со временем настроиться на общественное, подкинуть в ваш костер пару поленьев рейтинга? Ведь в "остальном" телевизоре столько прекрасного, столько говорящих голов… 

— Этот вопрос во многом связан с доверием зрителя. Да, вы совершенно правы, информации на нашем ТВ очень много. Может быть, зрителям даже трудно сориентироваться в ней. Но в данной теме, конечно, многое зависит не только от "дяди Вани", но, в первую очередь, от нас. Как мы — Общественное вещание — сможем себя позиционировать. Насколько эффектной и эффективной будет промо-кампания этого вещания. 

В любом случае — с чего-то же нужно начинать. 

— С чего непосредственно — начинать? С какого проекта, акции, внешних структурных преобразований на нынешней Национальной телекомпании Украины вскоре стартует Общественное? 

— Понимаете, Общественное вещание должно иметь базу, почву под ногами. Только юридическое лицо компании будет создаваться полгода. 

 

Хотя запустить Общественное можем в любой день! Ведь зрителю неинтересны все наши юридические проблемы. 

Условно говоря, стартом запуска Общественного может стать март 2015-го. Новый сайт уже готов. Можем к тому времени подтянуть и другие ресурсы. Так что к марту возможен выплеск "наружу". 

Хотя, вы же прекрасно понимаете: Общественное вещание создается не месяц, даже не год. И не только для "дяди Вани", но для более широкого спектра телезрителей, радиослушателей. 

Если даже промо до них не доберется, тогда должно добраться уже общественное мнение: разговоры в трамвае, обсуждения на работе. 

Завоевать доверие аудитории — главная задача. Тем более что в наших условиях общественное вещание не будет зависеть ни от олигархических денег, ни от государственного администрирования. 

— Классик, между тем сказал: невозможно жить в государстве и быть свободным от него. В том числе и телевизору! Допустим, сегодня Общественным "рулите" лично вы. И это одна история. А завтра — Пиховшек. И это совершенно другая история. А послезавтра — Ткаченко. И это тоже особая история с привкусом… 

— На уровне личности — согласен… Фактор личности и в истории, и в телевидении, и в политике — был и остается важнейшим фактором влияния. 

Тем не менее, мы попытались сделать максимум для того, чтобы обезопасить именно эти "моменты влияния" — со стороны государства, определенных политиков. 

В первую очередь, должен быть действенным принцип законности. Из состава редакционного совета в рамках общественного вещания выведен даже Кабинет министров. Собственно говоря, он сам себя вывел. В поправках прописан запрет какой-либо приватизации или продажи хотя бы одной акции — на сторону. Это 100% государственная компания, при этом государство не имеет права влиять на ее редакционную политику. 

— А на имущество компании государство имеет право влиять? 

— Когда кто-либо захочет "реализовать" имущество, принадлежащее государству, более чем 25% — это вопрос для обсуждения. 19% — согласования с Наблюдательным советом. 

— Для читателя, зрителя, слушателя (снова используем расхожий образ "дяди") интересно понять хотя бы внешние штрихи, которые превратят ныне существующую Национальную телекомпанию Украины в прекрасное и загадочное Общественное вещание. Что этому зрителю скажете уже сейчас? 

— О внешнем бренде немногое могу сказать. Даже не могу сказать, как это будет называться. Но, в общем, замечу следующее: зритель в рамках общественного ТВ увидит то, чего он раньше не видел…

— А чего еще не видел наш зритель, искушенный всеми садистскими методами общественно-политического ТВ? 

— Ну, возможно, не все видели как выглядит телестудия в Харькове или в Сумах, или во Львове? То есть присутствие интересных региональных включений, их выходы в прямой эфир станут особенностью будущей структуры. Основа которой — полилог всей страны: Запада и Востока, Юга и Севера. 

— Что сейчас вами уже прописано в будущей "сетке" Общественного? 

— Большой выпуск вечерних новостей. В стык к нему — перекличка региональных студий. Зритель должен знать, что в это время происходит не только в столице, но и в Сумах, Дрогобыче, Львове. Будут сюжеты, которые важны и для страны, и для каждого отдельного города. 

Я однажды уже говорил, что важно "поменять стране мозги", то есть прекратить постоянные "шоу" и начинать "ток"… 

Принцип работы: акцент не на экспертах и политиках, а именно на аудитории, для которой политики-эксперты — вспомогательные элементы. То есть говорит народ, народ выбирает, народ определяет тему. А уже политики пусть нажимают кнопочки и образуют какие-либо "рейтинги". 

— С коммерческой точки зрения, насколько эти ноу-хау эффективны и успешно реализуемы? Говорим не о дальней-дальней перспективе, а о том рубеже, который отметили вы сами — март-2015. 

— Огромная помощь — со стороны Европы. Европейские общественные телерадиовещатели очень хотят, чтобы у нас в Украине состоялся проект Общественного. Естественно, для этого нужно огромное количество денег. А у нас их нет. 

И вот представители европейских общественных телерадиокомпаний попросту дарят нам множество своих программ. От немецко-французского телеканала Arte получили в подарок 300 часов. А это один из лучших в мире каналов. Они презентовали нам музыкальные программы, классику, документальные циклы. Сугубо символические деньги за носители, а так, практически — подарок. Поляки говорят: мол, за 100 евро можете купить сорок серий фильма! Почему бы и нет? 

— Недавно вы заявили, что как раз контент польского телекино и станет основой сериальной линейки Общественного. А вот русские сериалы — даже на порог не пустите. В этом — русофобия? Или просто такая ситуация сейчас? Ведь есть же и достойные экранизации русской классики, где Достоевский совершенно не прославляет спецназ? 

— Да, это моя личная проблема… Я вообще-то без литературы не могу жить… И разговариваю на русском языке свободно, как и на украинском, впрочем. 

Но вот в процессе чтения новых русских текстов почувствовал "что-то не то". Что-то меня там начинает "типать". Поэтому снова вернулся к классике. 

Видимо, мне надо как-то пережить этот период. Когда предвзятость к текстам современных русских авторов тоже останется в прошлом… 

— Говоря о будущих приобретениях (благодаря щедрости французов, поляков), нельзя не думать о потерях. Человеческих, кадровых… Понятно, что изменение структуры, только на базе Национальной телекомпании Украины, повлечет за собой вынужденные серьезные сокращения. Каков их примерный "процент" в ближайшем будущем? 

— Конечно, люди этого опасаются. Но хочу акцентировать внимание на следующем: этот процесс не сиюминутный, а достаточно длительный. 

И здесь есть проблема не только кадровая, но и сугубо гуманитарная, часто мировоззренческая. Ведь на наших государственных каналах работает много людей, которые думают, что именно госканал обязан обеспечить их работой, и они же совершенно не думают о том, чтобы "обеспечить" своим творчеством и своим эффективным продуктом, собственно, зрителя. 

То есть все с ног на голову. Не они для ТВ, а ТВ — для них… А в региональных масштабах подобная формула даже острее. Поэтому можно говорить об условном барьере будущих сокращений — 50%. 

— Важный аспект: кто непосредственно возьмет на себя хирургическую болезненную функцию — резать по-живому? Для этого нужен человек в кожанке типа Троцкого. 

— Почему Троцкого? Это может быть и интеллигентный просвещенный человек наподобие Бухарина… По проблеме, о которой мы сейчас говорим, определенные обязательства взяла на себя одна серьезная международная юридическая фирма… 

— Сверхзадача этой фирмы? Как она собирается регламентировать и определять, кто нужен, а кто не нужен из ныне действующих кадров в системе нового Общественного?

— Функция компании — в разработке полной модели смены кадров. Но, повторюсь, модель будет образована не сразу, не с ходу. Относительно критериев — пока сказать сложно. У меня много личного отношения к этим людям. 

— В истории любой революции, в том числе и телевизионной, сам Бухарин может оказаться в роли жертвы. Вот вы, например, видите себя в такой роли через полгода хотя бы? 

— У меня есть вдохновляющий пример — Егор Гайдар. Да, он шел на непопулярные вещи и это были процессы несопоставимые с теми, с которыми сталкиваюсь я. 

На своем уровне я должен выполнить определенные функции. Должен дать толчок для обустройства новой модели: каким могло бы стать общественное ТВ. 

Много вызовов… Но я человек самодостаточный. И не страдающий от возможной потери этого или другого рабочего места. 

— Мы говорим о периоде "тектонических сдвигов", обустройстве новой модели и ломке старой структуры. Какой самый болезненный период (хронологически) именно для данного процесса?

— Это будущий год —
2015-й. Он будет очень болезненным для многих людей. 

— В том числе, как многим понятно, и для людей, интегрированных в региональные телерадиокомпании? Сколько официально, по вашим данным, насчитывается государственных региональных телерадиокомпаний? 

— 26 формально, а 23 — реально. Все они финансируются из общего бюджета. И мечтают сохранить те же позиции. Цифра, которую они тянут из госбюджета — около 510 млн гривен. Это без учета Национальной телекомпании Украины. А с учетом НТКУ— 650. 

— Когда наконец образуется "вертикальная горизонталь" общественного вещателя, как изменятся эти цифры? 

— 650 млн — останутся. Эти средства будут предопределены бюджетом страны. 

— 26 областных государственных телерадиокомпаний — собственно, что будет с ними в новом году: какая конфигурация, какие внешние и внутренние структурные изменения? 

— Они получат вертикальную интегрированную кампанию. И будут объединены в одно юридическое лицо. Все в разных городах, при этом — одна компания. С довольно жесткой интеграцией — сверху вниз. 

— Даже когда говорим только о внешней модели, как бы считываются элементы эдакого "тоталитаризма", поскольку вертикаль — сверху вниз… 

— Да, на определенном уровне демократия заканчивается. Если хочешь создать предприятие по рыночным законам, в определенный момент обсуждения прекращаются. И начинается работа. Начинается управление менеджеров. А приказы и команды должны исполняться. 

Редакционный совет — прекрасная штука! И мы выбираем редакционную политику, а не политику давления государства на компанию. В европейском медийном пространстве такие модели эффективны. Есть примеры Германии, Франции, других стран. 

— В медийном мире, особенно в регионах, уже слышны сигналы эмоционального, порой жесткого сопротивления грядущим нововведениям. Пока тлеет... Взорвется? 

— Образ мышления многих людей, работающих в гостелерадиокомпаниях —инерция, на грани патологии… "Государство должно быть мне папой, потому что оно — должно". 

Конечно, против "папы" могут быть какие-то заявления. Но далеко это не пойдет. Дальше молчаливых пикетов — вряд ли. 

Просто есть люди, которые привыкли, чтобы власть была "сверху". Как только состоится преобразование, как только определится юридическое лицо, лишь назначат директора — все, точка.

— Один из важных вопросов во всех этих процессах — земля. Государственные областные телерадиокомпании — это же и земельные угодья, на которых телерадиокомпании расположены. Допускаю, некоторые "телеточки" будут санированы. Что с земельными наделами? 

— Эти вопросы выводятся из-под распоряжения местных руководителей и в большей части переходят в одно юридическое лицо. 

Но и это вопрос времени. Три-четыре года. 

Хочу, чтобы поняли и читатели, и телевизионщики: многие предыдущие руководители на местах в телерадиокомпаниях были заинтересованы в распределении финансовых потоков. А я не заинтересован в этом! Я — за идею. Я за то, чтобы вывести эти потоки из частных карманов, как сделали в НТКУ. Все, до свидания, черных потоков нет! 

— Пока вы выводили эти потоки, Национальная телекомпания Украины заметно потеряла в рейтинге и доходах. Это правда?

— Просто я знаю, что мы делаем правильное дело. И знаю, куда движемся. 

Я не сторонник рубить шашкой. Я — за здоровый консерватизм. Например, не тороплюсь видоизменять программу "Надвечір'я", которая в эфире тридцать лет, у нее есть свой зритель. И мне интересно, что этот зритель думает, что чувствует. 

— А на каком этапе именно сегодня ваше взаимопонимание или взаимонепонимание с двумя заметными персонажами Первого Национального — Поплавским и Шустером? 

— Если имеете в виду юридическую сторону вопроса, то здесь все чисто и прозрачно. Михал Михалыч больше не звонит! У него сейчас много других забот. Правда, вместо него мне массово звонили другие люди… И буквально выкручивали руки: реши вопрос с Поплавским! В этой истории до судебных дел не дошло. И, как и прежде, я регулярно вижу его концерты у нас на кнопке, но это уже ТРК "Эра", куда Поплавский плавно переехал. 

Относительно Шустера… Закончился контракт. Мы предупреждали, что не продлим его. Шустер молчит. Недавно он нашел иной выход — спутниковый канал. Вскоре он там запускается. К тому же он вещает на канале "24". 

— В отношении Шустера, когда вы постоянно говорите о "ценностном" восприятии его проекта, это ваш заостренный субъективизм или вас попросили "сверху" именно так сказать? Вообще забавно: еще недавно Янукович клялся у Шустера едва ли не на Библии — мол, во веки веков буду поддерживать "свободу слова". Теперь… 

— Я еще раз подчеркиваю: отношение к этому телеведущему — не личностное, а именно ценностное. 

Вообще удивляюсь, почему в нашей стране никто никому не верит? Его шоу свое отжило. Вот вы смотрите? 

— Смотреть или не смотреть — тут разные мотивации. Поскольку из года в год видишь эту вроде скрытую, но все же явную технологию, смысл которой — часто — в разъединении страны на два полюса, на правых и левых, на белых и красных, на голубых и розовых… Это как бы "осиновый кол" в самое сердце… И, увы, эта телетехнология в трагический момент нашей истории даже сработала… Впрочем, и эти утверждения — субъективны. 

— Ну вот, подождите, вы же сами и сформулировали одну из причин. Причем — основную. И, заметьте, не я это сказал! 

А еще одна причина — уже в плоскости сугубо профессиональной… 

— Не так давно вы заявили, что общественное ТВ в дальнейшем будет предполагать абонплату. Когда это произойдет? 

— Наверное, многие готовы поддержать абонплату. Я не готов. Теоретически, она должна быть предусмотрена. Но существующий закон не дает нам такой возможности. 

Поправки можно внести года через четыре. Но сначала нужно показать, что на экране мы продаем не кота в мешке, а нужный обществу продукт. Чтобы уже потом спросить: ребята, а вам это надо? Если надо, если завоюем доверие, возможна поправка… 

— Какой "локомотив" (контент) в рамках будущего Общественного ТВ может потянуть за собой рейтинг — на ваш взгляд? 

— В 2015-м — это информационный блок. Он и будет локомотивом. 

Но в рамках общественного вещания не менее важное место будет отведено условно мною называемому "рефлективному" каналу. Ныне это государственная телерадиокомпания "Культура", но она войдет в состав общественного вещания. Сейчас у них есть только спутник, есть внутренняя лицензия. Вскоре получим лицензию цифровую. Будут интересные преобразования. "Культуры" будет больше в сто раз! Но не "шароварщины", а проектов инновационных, европейских. То есть подвожу к тому, о чем вы спрашивали: в рамках Общественного ТВ один канал — информационно-событийный, второй — "рефлективный", на основе "Культуры". 

— О наполнении рефлексирующего канала. Что там останется из ныне существующего и что появится? 

— Вы знаете, какая сейчас аудитория Первого Национального? 

— Ну, должно быть 50+…

— Нет. На "Первом Национальном" средняя аудитория — это 70+. Ее надо омолаживать. Но стоит ли терять тех, кому за 70? Тоже нельзя. Поэтому структура рефлексирующего канала и должна удовлетворять запросам разных поколений, отвечать разным вкусам. 

— Хорошо, но хотя бы симфонические концерты на канале "рефлексии" останутся? 

— Да. Возможно. Если "Первый" Национальный будет несколько рваным, событийным, то на Втором — и концерты, и все остальное. 

— Что скажете о возможном названии "рефлексии"? Есть варианты? Останется ли после ребрендинга, собственно, "Культура"? 

— Мне брендологи говорят, что "Перший" трогать нельзя, поскольку это "взірець", он и должен оставаться "первым". В отношении второго телеканала, возможен комбинаторный вариант. Допустим "Х-Культура". Но это разговор будущего. 

— Говорите о сокращениях. Кто-то уходит… Но остаются эти немереные площади, особенно в региональных телерадиокомпаниях. Какова их судьба? 

— Например, Харьковское областное ТРК — это 5300 кв.м., из которых используется полторы тысячи, а за все остальное мы платим аренду. Похожая ситуация на Крещатике, 26. 

Что будет? Считаю, что каждая копейка должна быть на учете: уж если платишь, то будь добр, объясни — за что. 

— Можно посочувствовать многим ветеранам нашего телевизионного движения… Похоже, не всем из них найдется место после ребрендинга. Так вот, какими новыми лицами собираетесь увлечь и подтянуть уже новую аудиторию, за которую решили побороться? 

— Новые лица будут. Будут и известные. Но, в основном, ставка на людей, которых пока не знает никто. Ставка на звезд — это желтуха. Это правило коммерческого рынка. А мне нужны смысловые люди. Мне важно знать, что и как он делает, но менее важно — известен он или нет в определенных кругах. 

— Вы резко разрубили гордиев узел, связанный с конкурсом "Евровидение". В 2015-м Украина, стремящаяся в Европу, на Евровидении представлена не будет. И это — ваше решение. 

— Да, я принял такое решение. И пересматривать его не собираюсь. Мы не выходим из "лиги" "Евровидения". Мы даже постараемся купить полуфинал и финал для показа в Украине. Но Украина в будущем году уже точно не поедет на конкурс. Поскольку не проводили национальный отбор. Мне поступило предложение сделать самостоятельный выбор. Но я не пошел на это из этических соображений. Даже если это будет распрекраснейшая Джамала, все равно мы бы не избежали обвинений в политической заангажированности. 

— Но Джамала — не "Гринджоли". 

— Да, Джамала достойный человек. Но достойных тоже толкают. При этом сама певица никакой активности не проявляла. Но я все-таки решил отрезать эту тему. 

— Вы упомянули о загрузке площадей в государственных областных телерадиокомпаниях, на Крещатике, 26… А какой видите судьбу телевизионного карандаша, который недалеко от Бабьего Яра? То есть загрузку пространства, где сами сейчас работаете? 

— Постоянно слышу разговоры, будто бы это какое-то "проклятое место". Но мне здесь комфортно! 

— И о зарплате. Сейчас на НТКУ она несопоставимо низкая с уровнем зарплат телевизионщиков "олигархических" телеканалов. 

— Поэтому мы и выходим в акционерные предприятия, в рыночные условия. Сейчас, например, я не могу платить "выше". Но дальше — Наблюдательный совет будет решать и эти вопросы. 

— В этом разговоре "о будущем" достаточно много тревожного… Но, может, хотя бы перед Новым годом надо какие-то акценты "оптимизировать", как-то подбодрить людей? 

— Хочу сказать следующее. Во-первых, Национальная общественная телерадиокомпания Украины никогда не будет заниматься пропагандой. Во-вторых, без общественного вещания как такового, в стране невозможно построение свободного общества. Люди должны это понять, должны поверить в это. В-третьих, я понимаю, доверие — это самое сложное, что может быть. Прошу его не только к себе, не только к общественному вещанию, я прошу, чтобы украинцы увеличили градус доверия друг другу: соседу, жене, начальнику. Тотальное недоверие может уничтожить страну. Пусть это доверие будет в кредит, но все-таки нужно доверять друг другу. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
3 комментария
  • Lyuba Gigar 9 января, 07:53 короче, в Зураба Асланії як в Петра Олексійовича: перші результати чекайте в 2020 і не раніше! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Indeec 28 декабря, 18:37 Как работник НТКУ делюсь следующими мыслями: 1. Хорошо бы поменять расположение логотипа канала. Переместить в нижний угол или уменьшить в размере. Всем неудобно работать. Зачастую, логотип располагается на лбу или перекрывает собой часть фигуры человека. Чтобы не допускать этого, случаются не правильные кадровки и прочие сложности. 2. Ситуация с зарплатой такова, что если оставить все как есть, с учетом постоянного роста цен, все конкурентноспособные специалисты, хотят они этого или нет, вынуждены будут уходить на другие каналы, а в НТКУ останутся только те самые с "инерционным образом мышления". 3. Техника, на которой мы работаем, давно исчерпала все здравые смыслы своего существования. Как бы хорош ни был профессионал, но если инструмент его деятельности непригоден для проф. работы, все его усилия будут жалкими попытками..., что мы и имеем неудовольствие наблюдать на экране. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ivan 27 декабря, 14:57 Велика надія на новини, чесні, звідусіль та на культурний канал, це та "пропаганда", яка єдино потрібна. Зурабу успіхів... Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.90
EUR 29.17