ЖАННА БОДНАРУК: ВЕРЮ В СВОЮ ЗВЕЗДУ

Виктория Муратова 27 января 1995, 00:00

Читайте также

Предопределенность или выбор?

Поначалу жизнь Жанны была благополучной, и, более того, все шло «как по нотам». В благополучной интеллигентной семье (мама - журналист, редактор Черниговского облтелерадио, отец - хормейстер, заслуженный работник культуры Украины) родилась музыкально одаренная девочка, которая с 5-ти лет (как Моцарт!) уже играла на фортепиано. Играла, пела и никак не могла решить, что же интереснее, что важнее в ее жизни. Решали родители, которые, естественно, со своей точки зрения, представляли себе, насколько нелегок хлеб эстрадного музыканта. Как выясняется теперь, в наше время нелегким стал хлеб любого музыканта, любого артиста, не имеющего благодателя-мецената.

Если правда то, что каждого человека ведет по жизни его звезда и оберегает ангел-хранитель, то звезда Жанны (родившейся под знаком Козерога) еще в юности предрекла ей судьбу.

Увлечение джазом, любовь к музыке «диско», в которой царила Донна Саммер, новые кумиры в поп-музыке 70-х - «АББА» - и несмотря на родительский запрет, желание петь на эстраде победило. Черниговский джаз-оркестр под управлением Д.Егорова стал первым коллективом, с которым Ж.Боднарук впервые вышла на сцену как певица. Музыкальное училище, четвертый курс фортепианного отделения: академическая методика обучения - классика, крупные формы, этюды и гаммы, технические зачеты и чтение нот с листа - и вдруг - Жанна на сцене с «Дымом» Дж.Керна! Наверное, для многих ее педагогов это было настоящим шоком. Лишь теперь, когда Ж.Боднарук, по окончании фортепианного факультета Киевской государственной консерватории им.П.Чайковского (класс О.С.Ткач), стала солисткой Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, многие понимают, что это не случайность, скорее - закономерность, точнее - предопределенность. Вот только не так это все представлялось в юности... Мечталось о прекрасной музыке, о творческой работе, о коллективе единомышленников, о «крепком тыле» за спиной, о совместных проектах - да мало ли о чем... Взамен - пока лишь недопонимание, чего хочет эта новая солистка: и оркестровки-то у нее непростые, нестандартные, и гастроли-то у нее свои, и песни...

Воспоминания

Все начиналось с диплома радиоконкурса «Новые имена» в 1987. А затем, в то время, когда наметился некоторый вакуум в современных направлениях украинской эстрады, возник воистину национальный, альтернативный, Всеукраинский фестиваль «Червона Рута». Решимости принять участие в конкурсе 1989 г. рядом с В.Жданкиным, В.Морозовым, сестричкой Викой и «Братьями Гадюкиными» студентке консерватории Жанне Боднарук не хватило. Последующие два года перед «Червоной Рутой-91» уже были подготовкой к ней, уже начались поиски своего имиджа, своего музыкального стиля, «своих песен». В них-то и была основная проблема: надежды на сотрудничество с братьями Мельниками в этом направлении не оправдались. За два месяца до фестиваля, когда наступила «точка принятия окончательного решения», Жанне предложил свои песни «Приворожи» и «Нам бути!» Андрей Шусть. Этот самобытный автор с индивидуальной, неповторимой (насыщенно-смысловой, эмоциональной, гармонической, мелодической) стилистикой и определил в итоге место Ж.Боднарук на фестивале, а впоследствии - на украинской эстраде вообще. Эта неожиданность, этот мощный сплав эмоций и загадочной, по сути, языческой силы, то, чем изначально богато национальное искусство, и позволило Жанне, неопытной, начинающей вокалистке, «заворожить» публику и жюри фестиваля. За неделю практически «сделана» песня «Нам бути!», впервые исполненная Жанной под фонограмму, своими руками сшит концертный костюм (кому из начинающих артистов это незнакомо!), и дебют состоялся. К этому моменту родители Жанны уже поняли, что судьба дочери решена. К этому дню - 12 августа 1991 г. - звезды сошлись так, что все предвещало значительное событие в ее жизни (но об этом Жанна не знала в тот момент, когда выходила на сцену).

Это было как в тот самый, особенный и неповторимый «момент истины», называемый «звездным часом» артиста. Дебют, первый выход на большую сцену, конкурс - и никакого страха, и то особенное состояние души - «на взлете», и бесстрашие, и счастье, и настоящая жизнь. Первое серьезное выступление Ж.Боднарук стало ее первой победой. В тот раз первую премию в жанре поп-музыки жюри не присуждало. Второе место разделили с Жанной группа «Плiч-о-плiч» и В.Хурсенко. И вот тогда и начались ее настоящие проблемы.

Внешне жизнь лауреата «Червоной Руты» Ж.Боднарук прекрасна.

1992: гастроли по Европе в составе группы лауреатов фестиваля (Франция, Бельгия, Германия, Польша, Словакия).

Далее - фестивали, один за другим: «Вивих» (Львов), «Золотий тiк» (Бурштин).

1993: «Тарас Бульба» (Дубно) - лауреат, «Вiтер зi Сходу» (Донецк) - лауреат, «Мария» (Трускавец) - гость.

1994: «Успех-2000» (Харьков) - победа в двух номинациях: лучший магнитоальбом и вокал, «Песенный вернисаж» (Киев) - лауреат, «Новая генерация» (Львов), «Мария» приглашает» (Трускавец), «Анна-Мария» и друзья» (Тернополь), и, наконец, главное в этом году - «Славянский базар», третий Международный музыкальный фестиваль в Витебске (Беларусь).

Одна из немногих украинских эстрадных артистов - Ж.Боднарук - музыкант с высшим образованием. Как сопрягаются в ее творчестве понятия формы и стиля (классической и эстрадной музыки)? Думаю, что и в том, и в другом жанре они имеют все же общие принципы. А главное ведь в любом виде искусства - профессионализм, искренность, высокие принципы музыканта. Это они не позволяют «расслабиться» и остановиться, в развитии поддаться соблазну максимального упрощения жизни. Именно эти принципы, наверное, и помогли Ж.Боднарук, вместе с Моникой, О.Кулаковой, и группой «Анна-Мария» добиться «живой» работы на концертах фестиваля «Вiтер зi Сходу» (Донецк, 1993). Всем известная редакция зрелищных программ УТ-1, стремясь к наилучшему, гарантированному результату качества при наименьших затратах энергии и средств, ставит условия участникам подобных «тусовок»: работа «под+» (т.е. - под фонограмму с записанным голосом), минимальное количество движений на сцене (шаг влево, шаг вправо - и артист выпадает из фокуса объектива камеры). Так вот, лишь отчаянные и непримиримые позволяют себе рисковать не попасть в кадр УТ-1 и остаться верным принципу работать «живьем». И среди них - Жанна Боднарук.

«Не унывать!» - это кредо жизни

Тут логично следует небольшое лирическое отступление, своеобразный «эскиз к портрету» личности Жанны. Начать, пожалуй, следует с того, что общеизвестно: характер формируется обстоятельствами жизни. А они таковы, что состоят, как, наверное, ни у одного из артистов - из сплошных проблем и трудностей. Солистка Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины (зарплата - как у среднего клерка), лауреат Всеукраинских фестивалей, Ж.Боднарук, пока еще не имеет собственного жилья. Лишь благодаря расположению к ней как к своей выпускнице руководства Киевской госконсерватории им.П.Чайковского, она имеет место в общежитии «альма матер».

Функции костюмера, стилиста, менеджера и продюсера, а с ним - и агента по рекламе при Жанне Боднарук выполнять приходится ей самой.

Профессиональная работа в шоу-бизнесе требует больших материальных средств, либо - верных друзей. Жанне пока приходится рассчитывать лишь на второе. Благодаря поддержке А.Карпенко (композитора, аранжировщика большинства ее песен), поэта Н.Бровченко и звукорежиссера И.Примы, записаны новые песни, практически завершена работа над вторым магнитоальбомом. Первый - «Приворожи мене», в который вошли песни, созданные и записанные в период с 1991 по 1993 гг., и который уже давно мог бы украсить коллекции любителей украинской эстрадной песни, все еще ждет своего тиража в Национальной аудиокомпании. Трудно себе представить в наше время нарушения договоренностей и отсутствия уверенности в исполнении обещаний, что когда-то все же наступит эпоха развитого шоу-бизнеса в Украине, о которой мечтают сегодня многие артисты, в том числе и Ж.Боднарук.

Готовясь к этой новой эпохе своей жизни, она постоянно ставит себе планку, поднимая ее на новую высоту. Первые песни, родившиеся в вихре «Червоной Руты-91» - это был поп-фолькстиль, очень быстро закрепившийся за Жанной как актерское амплуа. А она - неожиданно для всех - вдруг делает поворот: это - записи и выступления с группами «Анна-Мария» и «Нiчлава-блюз» с новыми композициями («Згуба-блюз», «Твiр моўх мрiй», «Свято»). Их пока что трудно подвести под черту стилевой определенности, это - сплав ностальгии по джазу, по красивой мелодике, по роскошным оркестровкам с «живыми» инструментами, по интересным аранжировкам. И пускай спорят знатоки от эстрады, стоит ли Ж.Боднарук писать песни, петь джаз, блюз, рок - это ведь вторично. А первично - неодолимое желание певицы постоянно избавляться от штампов амплуа, и непреодолимое стремление - «вперед и вверх». Главное - это то, что сегодня она не может назвать песню, когда-либо исполненную, которую хотела бы забыть, хотя времени на пробы и ошибки у нее практически не было. Главное - это ее принцип: никогда не копировать. Его можно расшифровать так: исполняя «чужие» песни, следует максимально приближаться к оригиналу, а в своих - не повторять чужие.

Идеалы в музыке, на которых выросла и сформировалась Ж.Боднарук, - это Э.Фитцджеральд и Л.Армстронг, М.Равель и К.Дебюсси, а также - солидный фундамент академического образования позволяют доверять ее музыкальному вкусу. Она украинка, и на каком бы языке не пела, всегда остается ею, даже исполняя шлягеры своих кумиров (Ш.О’Коннор и У.Хьюстон), утверждая, что даже не стремится делать это по-американски.

Из наших многочисленных бесед на околомузыкальные темы я вынесла самые серьезные и глубокие впечатления от личности музыканта Ж.Боднарук. Цельная натура, целеустремленная и отнюдь не сразу раскрывшаяся в общении, оставляющая какую-то недосказанность, как повод продлить размышления на тему... Ее отношение к шлягеру как понятию и определению особенного типа песен, - как к настоящему шедевру. Ведь шлягер по ее мнению - это то, что должно нравиться всем: и обывателю, и музыканту, и публике, и исполнителю. И здесь возможно - и должно вспомнить шлягеры прошлых лет, возрождая их к новой жизни (как «Черемшину» Юрийчука или «Коли заснули синi гори» Кос-Анатольского). И здесь не помешает некоторая сентиментальность (в лучшем своем проявлении), только не «размытая», «никакая» лирика!

Как ни странно, но при всех размышлениях о песне, о шлягере, о романтике и лирике - остается еще и неосуществленная мечта певицы Ж.Боднарук: петь рок-музыку, для полнейшего самовыражения, как конгломерат экспрессии, высшего проявления эмоций, как стрессовое откровение на эстраде, и здесь ее кумир - Т.Тернер.

Что дает силы Жанне? Осознание того, что наша Украина всегда - и сейчас - сильна была музыкой и музыкантами (ну, просто - по Т.Шевченко: «Осьде, люди, наша слава, слава Украўни!»).

Что позволяет Жанне не унывать? (Принцип, к которому приходят не вдруг, и не случайно!) Вечное стремление к новому открытию себя - для себя и для публики, к новым вершинам в творчестве, и, наконец - вера в то, что все в конце концов сбудется (в будущем, по звездам), вера в свои силы и в своих друзей (в настоящем, в реальности), и, конечно - вера в свою звезду.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.04
EUR 29.06