Зеленая улица. «Служебный роман» в наше время

Поделиться
На экраны родины вышел антирязановский и слегка художественный фильм «Служебный роман. Наше время».

На экраны родины вышел антирязановский и слегка художественный фильм «Служебный роман. Наше время». Зачем он вышел? Чтобы при помощи перекупленного «лейбла» образца 1978-го уже сегодня «немножко денег срубить». Кто снимал? 26-летний молодой человек по фамилии Андреасян, который, как говорят, имеет за плечами «хорошую лондонскую школу режиссерского мастерства». Кто снимался? Завсегдатаи российских и украинских поп-шоу. Кому смотреть? Поклонникам телепередач «Звезды на льду», «Звезды в цирке», Comedy Club, «Смачна ліга з А.Заворотнюк», «Вечерний квартал», «Воскресенье с Кварталом», «Горячее кресло», «Чисто news», «Рассмеши комика»...

Перед торжественной премьерой московский критик Александр Колбовский обратился в Интернете к честному народу: сомнительную переделку надо всем миром бойкотировать и носу не показать в залы, где псевдорязановское «кино» собираются демонстрировать!

Народ, как выяснилось, на призыв отреагировал вяло.

И, наверное, правильно сделал. Чего бунтовать-то? Не первая это, да и не последняя перепевка на мотивы старого любимого кино. Их - «тьмы и тьмы». Переснимали, переснимают и будут переснимать. Потому что перепевкам, переделкам, перетеркам, одним словом, «римейкам» - зеленая, главная улица… По которой вместе со своими «оркестрами» эти реставраторы-рационализаторы из «лондонских школ» еще долго и смело будут маршировать, размахивая корпоративным флагом с надписью «Не з’їм, так хоч понадкусюю!»

Товарищи-рецензенты, предупреждаю от всей души: сравнивать в своих сочинениях авторов того (или иного) старинного кино с участниками нынешних «вертепов» - полнейшая аналитическая неадекватность! Вы, что? Это попросту глупая и напрасная работа.

Тогда, в том-таки 1978-м, на работу в кино приглашали профессиональных драматических артистов. В основном, отличных мастеров своего дела. Тот же Рязанов их денно-нощно высматривал - и впоследствии выуживал из разных театров Советского Союза. И если где попадали в глаза брызги шампанского, т.е. самобытных артистических дарований, он просто «слеп» от радости... Так появилась в его «романе» Фрейндлих, которую возлюбил во всех репертуарных спектаклях «питерского» театра Ленсовета. Так раскопал в БДТ Басилашвили. А Немоляева - она для роли Оли Рыжовой не проходила «кастинг» перед бригадой одноклеточных киноменеджеров, а вошла в рязановское кино, покорив режиссера опять-таки на драматической сцене в его же пьесе.

Ну и так далее…

И когда начинается «поголовное» сравнение - этих и тех… Нет, извините… Где палец, а где остальные органы!?

Современный кинопроцесс, так называемое наше время, подчеркну, во всех смыслах ПРАГМАТИЧНО игнорирует выявление для экрана талантливых драматических исполнителей. (Хотя таковые были, есть и будут, поскольку в разнообразных театрах еще не все актерские силы угробили сериалы и тупые коммерческие пьесы.)

Просто «нашему времени», т.е. киновертепу, совершенно не обязательно усиленно «потеть», в поисках кого-то... Стоит нажать лишь одну из трех десятков телекнопок - и оба-на! Все герои «нашего» кино - как на подбор. Хоть в «Служебном романе» их снимай с утра до ночи. Хоть в «Москве», которая слезам не верит. Хоть Штирлицем их назови - только в гестапо не отправляй.

…Разноцветный и разноголосый медийный поп-зоопарк - и «кладезь талантов», и главное актерское агентство как для нашей страны, так и для дружеских нам государств.

Вот, например, участник Comedy Club - Павел Воля - изображает в премьере мужской парафраз секретарши Верочки, которую в свое время играла Лия Ахеджакова (причем, вопреки Гафту, не всегда играла «одинаково»). А Воля - этот именно что «изображает». Так как для комедийной или драматической игры необходимы определенные актерские навыки, профессиональные приспособления. А для статуса героя поп-шоу необходимо другое: в нужный момент скорчить физиономию… И хватит! Вроде артист, а вроде уже и не артист - Марат Башаров (Самохвалов), который не вылезает из ледовых шоу, и после «Границы» растерял практически все навыки и «рефлексы» артистизма художественного… А вот попсовый - артистизм - этого добра пока хватает.

По поводу Мымры… Когда девушка, ее имитирующая, у нас, в Киеве, слегка высокомерно обронила «…в отличие от героини Алисы Бруновны моя следит за собой…», я, конечно, тут же и вызвался развить ее мысль. Ибо «в отличие от Алисы Бруновны», милая, а также в отличие от Мэрил Стрип или даже от Ингеборги Дапкунайте, то, что предлагаешь на экране уже ты - это не воспринимается как «образ», это не выявляет твою способность к «актерским метаморфозам» (что в обязательном порядке предполагает данная роль). Это называется проще - случайным присутствием в кадре… Такой вот «счастливый случай» выпал девушке. (Когда-то также случайно она оказалась и в фильме С.Говорухина «Благословите женщину».)

Технология производства подобных новейших усовершенствованных «служебных романов» (и остальной «иронии»), не открою Америки, - дело проверенное и временем утрамбованное. Первая составляющая здесь - поп-звезды, что обозначено выше. Вторая - агрессивный продакт-плейсмент, который, кстати, своей активностью заметно переигрывает даже некоторых исполнителей. Третья - притянутое за уши «осовременивание» советского сюжета, когда, например, Самохвалов выступает еще и в роли корпоративного «шпиона» из конкурирующей фирмы…

И четвертое - безусловная «адресность» таких римейков. Поскольку этот адрес не дом и не улица. И даже не Советский Союз. А глобальный вездесущий - Телевизор, который моделирует схемы «узнавания», методы «опопсения» (всего сущего) и еще… «уничтожения» (всего творческого прежде).

При этом подобные римейковые забавы, по мнению их создателей, предполагают даже сверхидею. «Идеологическую», видите ли, составляющую. Мол, современный зритель - даун и идиот, и ему, дураку, совершенно не понятны советские реалии в тех же рязановских сюжетах (с их бухгалтериями, профсоюзами, дефицитами, партвзносами…).

А то! А то оригинальный «Служебный…» здесь не крутят на всех каналах раз в две недели и он не собирает оглушительные рейтинги!

И вообще странная логика у «римейщиков»… Если «даун-зритель», для которого якобы и стараетесь, осовременивая бесхитростные «романы», ничего не смыслит в советской бытологии, то что ж ему, бедному, делать, коль на экранах (или на сценах) возникнут реалии из шекспировской эпохи или мольеровской, или военного прошлого ХХ века?..

Что за «разводы» - как будто мы «лохи»?!!

Впрочем, договорились уже, лишний раз ругать-размазывать-сравнивать такие сочинения - напраслина: повозмущались на «форумах» и ладно.

Поскольку, на мой взгляд, корень этого конкретного зла - не в сверхактивности киномехаников «нового времени»: с них-то какой спрос (люди деньги зарабатывают как могут и как получается…).

Тут спрос посерьезней. С «других» персонажей.

Я бы их всех почтительно обозначил, как «отцов-созидателей».

Ведь не «просто так» истязают старые успешные сюжеты, а, как говорится, «по согласованию». С тем таки «отцом». С «созидателем».

С Эльдаром Александровичем Рязановым, например.

Оный, при всем уважении к сединам, еще в 90-е неведомо кому, неведомо зачем перепродает права на экранизацию. Потом - неведомо кто - перепродает другим таким же - неведомо каким… И в завертевшейся карусели даже бессмысленно искать крайнего. «Крайний» - все равно Рязанов.

Разве этот человек умирал с голоду в 90-е, когда сплавил «права» загадочным личностям; разве маститый режиссер в то время сидел без дела и не снимал за хорошие деньги документальные триллеры про любимые котлеты Ельцина или разнообразные комедии про проделки «старых кляч» с «дуралеями» вкупе?

Что вообще движет таким вот творческим человеком, когда он сознательно отдает на дальнейшее растерзание своего же «ребенка», свое самое творческое и самое состоятельное? Как и «Иронию…», кстати.

Дело же не в том, что во всем мире «переснимают» разные старые картины. А в том - какие именно…И «как»… И с какой целью… В тех - в «их» - случаях, как я понимаю, чаще и переснимают не только «бабла ради», но и с желанием переосмысления художественного.

В здешних хронических случаях пока за версту не видать творческого своеобразия в маниакальных «римейках». Только продакт-плейсмент, только поп-фауна из телевизора: как на Первом, как на втором, так и на всех остальных «планах». Что, например, руководит таким же пожилым и уважаемым Марленом Хуциевым, когда намедни отдает на откуп
К.Эрнсту под сомнительную «раскраску» безупречный черно-белый шедевр «Весна на Заречной улице»? Снова «голод»… (Тогда откуда у этого старика столько сил на борьбу с Н.Михалковым?)

А, может, и не деньги даже, а желание, сходное с рязановским: старческий азарт сыграть по правилам «нового времени»…

Только все эти, вроде взбодрившиеся, почтенные «игроки» -и Рязанов, и Хуциев, и бедная больная Т.Лиознова (которую измором склонили к изувечиванию «Штирлица») - в любом случае окажутся в проигрыше. «Новое время» с такими, как они, не «играет». И даже не заигрывает. А попросту использует их… Уничижает. За копейки выманивает главную собственность их творческой жизни, а потом пускает в оборот, как разменные монеты.

Поэтому, если после просмотра решите поругать «Служебный роман» №2, то не обязательно злобно коситься в сторону Вовы Зеленского (он-то что, он при «деле», хотя, кстати, Самохвалов подошел бы ему больше, нежели недотепа Новосельцев: уж больно хитропобедителен наш вездесущий шоумен-исполнитель). Корить и упрекать надо не тех, кто «сделали это», а тех - кто позволили «это»… Кто дрогнул перед звоном тринадцати серебренников. И непроизвольно открыл «шлюзы» перед паводком кинофальши и киноспама.

…Полагаю, однажды, в печальном итоге, после всех переделок, «перекрасок», «перетра…», нам с вами уж более ничего и не останется кроме трудной работы «перефразирования» даже поэтических строк из старинных оригиналов: «О вы, хранящие любовь, неведомые силы, пусть НЕВРЕДИМ вернется вновь ко мне - хоть кто-то…»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме