ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ АМНЕЗИЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ 144 СЕРИИ «НЕВІДОМОЇ УКРАЇНИ» ПРИПРЯТЫВАЮТ ОТ УКРАИНЦЕВ?

Константин Родик 28 октября 1994, 00:00

Читайте также

Чуть ли не весь прошлый год киностудия «Киевнаучфильм», которая ныне именуется Национальной кинематекой, работала над созданием сериала «Невідома Україна». Свыше 50 режиссеров сняли 144 пятнадцатиминутных сюжета по украинской истории - как они шутят, «от мамонтов до Кравчука». Работа, финансированная непосредственно Кабинетом министров, выполнена. И - сложена на студийные полки. Вот уже девять месяцев, как цикл «Невідома Україна» остается неизвестным Украине.

Не так давно в кинодепартаменте Министерства культуры был устроен просмотр ленты «Трипільське диво». Это - фильм 6-й цикла «Невідома Україна». Ограниченный круг зрителей посмотрел его повторно - среди шести лучших фильмов цикла он ранее презентовался в Доме кино.

Молодой режиссер Максим Бернадский создал, фильм-загадку. Трипольская культура представлена на его экране как эзотерическое чудо. Как возникла на берегах Днепра эта, возможно, самая первая и совершенная хлеборобская цивилизация? И где растворилась она после двадцати столетий своего существования? Может быть, трипольцы - и есть те легендарные арии? А если так, пришли они на украинские земли со стороны Средиземноморья, или наоборот - из Надднепрянских земель, из вековечного своего пристанища разошлись по всему свету?

Режиссер на отвечает на эти вопросы - он просто любуется феноменом. И убивает этим двух зайцев. Во-первых, после просмотра остается жажда таки самому найти ответы. А учитывая то, что сериал «Невідома Україна» адресован также школьной и студенческой аудитории, - это большой плюс. Бернадский, словно тот библейский Змий, искусил зрителя плодом познания.

А с другой стороны, избегая публицистических суждений, режиссер умело избегает и политики. Потому, что вопрос генетического родства трипольцев-ариев с украинцами есть довольно зримым в современных идеологических соревнованиях. А отстраненность от политики, как известно, только на пользу искусству.

Глава кинодепартамента, известный культуролог Леонид Череватенко назвал «Трипільске диво» выдающейся картиной. Кажется, в этом нет преувеличения. Но это талантливое произведение вот уже скоро год, как припрятано от широкой аудитории зрителей.

Почему сериал лежит в кинематеке без движения? Конкретного ответа никто в кинодепартаменте дать не может. Говорят только, что не согласованы вопросы собственности на сериал между Национальной кинематекой и Министерством культуры. Но какие - неизвестно, ибо, со слов Л.Череватенко, директор кинематеки В.Шматолоха «фактически подчинен только одному человеку - и.о. министра культуры М.Яковине».

Украинский зритель стал заложником аппаратных «разборок». Законсервирована - сказал бы, провокационно законсервирована - талантливая работа кинематографистов и историков-консультантов. «Трипільське диво», например, консультировали лучшие знатоки проблемы - представители младшей генерации ученых: Рыжов, Круць, Видейко, Ткачук. «Через год-два фильмы из «Невідомої України» будут морально устаревшими», - говорит Максим Бернадский. И это - реальные опасения. Ибо зафиксированные в «Невідомій Україні» сюжеты сейчас активно разрабатываются и другими кинематографистами, и писателями, и, конечно, историками. В какой-то степени законсервировано развитие общественного сознания украинского общества. Законсервированы, в конце концов, и наши - налогоплательщиков - немалые
деньги.

Фильмы цикла «Невідома Україна» - как те высокоэффективные лекарства, которые припрятаны на номенклатурном складе. Срок их хранения безвозвратно истекает. И это в то время, когда украинская государственность тяжело страдает от амнезии исторической памяти своих граждан.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.63
EUR 29.00