Забери меня отсюда!

Олег Вергелис 2 июля 2016, 00:04
арт-класс_2
Фото Александры Железновой

Читайте также

 В столичном ТЮЗе на Липках почти две недели проходил проект "Class Act: Схід—Захід". 

Подростки из Западной и Восточной Украины писали в своих пьесах "о чем болит", а профессиональные режиссеры-актеры реализовывали эту боль на сцене. Куратор проекта — Наталья Ворожбит. Премьеру поддержал Евгений Нищук — как министр и актер.

Драматург Ярослав Черкашенко живет в Попасной на Востоке. Перешел в 11-й класс, увлекается футболом. Во время обстрелов города вместе с семьей постоянно выезжает. Впрочем, его пьеса "Последняя жертва" не о войне. Внешне — о мире, о желании доброго мальчика сделать маму счастливой. Он мечтает, чтобы она могла посетить престижную галерею. И ради этой затеи поступается одним из главных своих "принципов" (каким — оставлю в секрете). Режиссер мини-спектакля — Алик Сардарян. 

Драматург Виталик Шмитько тоже из Попасной, ему 15 лет. И его пьеса "Камень" — тоже не о войне. О "мирных" забавах дворовой ребятни. Играли на заброшенном элеваторе. Уронили с высоты огромный камень, который рухнул на проходившую женщину. Она осталась инвалидом. А у подростка этот случай вызвал муки совести, но не кризис жанра. Режиссер — Стас Жирков. 

Драматург Яна Солоненко из Нововолынска, это — Запад Украины. Ей 14 лет. Свою пьесу "По ту сторону реальности" она и посвятила "той" стороне реальности. Милая девочка, ее ровесница (если я все правильно понял) находится в противостоянии с неким Духом, принимающим различные образы. И дабы избавиться от наваждения, его нужно убить. Но и самой героине предстоит скольжение в бездну. Экзистенциальный и мистический сюжет поставила Тамара Трунова.

Драматург Олег Майборода постарше коллег — ему 17. Как и многие, он приехал из Попасной. И вместе с драматургом из Нововолынска Сашей Вакулюком (ему 14) написал "Блокпост" (режиссер Лиза Смит). 

Пожалуй, самую трудную миниатюру на тему войны. (А эта тема, естественно, объемно и объяснимо представлена в проекте Class Act). Два паренька — украинец и русский — волею судеб оказались на одном блокпосту. Говорят о том, о сем, сетуют на власть, которая не больно-то помогает военным. Затем, раззадорившись, покупают торт! А потом — бой. Из которого, похоже, никто не вернется. 

арт-класс_3
Фото Александры Железновой

Сам Олег Майборода печальную историю мог бы написать и о себе. Его город под постоянным прицелом, парень с бабушкой живет в двух шагах от ада. А бабушка никуда не хочет и не может уезжать: "Здесь же мой дом!" Отец Олега умер после тяжелой болезни, проведя много времени в холодном подвале. Мама скрылась за горизонтом в поисках заработка. И вот драматург Олег в Киеве напишет свой "Блокпост", а потом вернется на свой "пост", к бабушке... 

В одиннадцати подростковых драматургических миниатюрах, подрихтованных взрослыми авторами (Наташа Ворожбит, Ира Гарец, Дима Левитский, Кира Малинина), все же больше взрослой печали, нежели юношеской безмятежности. Время — ночь. И на сцене, и в текстах. Эта ночь необходима им, что бы высвободить наваждения. А день — всего лишь период литературной огранки. Каждый пишет вроде о "других". Но все же о своем взрослом детстве. 

Пишут о соприкосновении с реальной, а не придуманной болью. 

Размышляют о теперешней тщетности красивой мечты (на эту тему — трогательный сюжет "На пуантах"). Они же говорят-кричат о неизбывных тревогах, поселившихся в их добрых душах и сердцах. 

арт-класс_1
Фото Александры Железновой

Это тексты не из-под пера наивного мечтателя, сочиняющего комиксы о виртуальных покемонах. Это послания подростков, которым неуютно в теперешнем мире. Поэтому некоторые из текстов — словно сдавленный крик Ваньки Жукова: "Увези меня отсюда!" 

Увези из-под обстрела. Освободи от безысходности. Подари надежду.

При этом в сюжетах никакой экзальтации, никакого надрыва. Восприятие жизни адекватное, порой смиренное и рассудительное. 

Маленькие пьесы — этот часто безысходный нарратив, наивный психологизм, заземленный в трагизм дней нынешних — робкая попытка изменить если не саму жизнь, то хотя бы временно сменить в ней декорации.

Class Act, собственно, как социальный и театральный проект, как раз и нацелен на возможность "что-то" изменить. Но поскольку в жизни больше идиотизма, нежели здравого смысла, естественно, никакой Театр никакую такую Жизнь не изменит. Пожалуй, может измениться хотя бы их (подростковое) отношение — к вызовам и сюжетам жизни. 

арт-класс_5
Фото Александры Железновой

Удивительно, но даже внешне мирную тему — аферисты в арт-среде (пьеса "Моя стартовая цена") — драматурги Алина Демусь и Володя Ришитюк (из Нововолынска) заводят в угол безысходного драматизма. Мальчик пишет картины. Над ним насмехаются: "Мазня!" Мальчик накладывает на себя руки. И тогда опытные "арт-кураторы" бойко наживаются на творчестве безвременно ушедшего юного гения, продавая "мазню" втридорога. Каково? 

Пожалуй, только одна история (из одиннадцати драматургических сюжетов) в большей степени — мажорна, даже комична. Над сюжетом "Через боль к звездам" работало трио из Нововолынска и Николаевки: Богдан Мазурок, Влад Волощенко, Инна Якобчук. Смешной сюжет и такая же веселая постановка (режиссер Стас Жирков), слегка троллит "Наталку-Полтавку" и мультфильм "Жил-был пес". В конце концов, хоть здесь все завершается миром и свадьбой. Взявшись за руки, герои поют и ликуют. Сцена, прежде облаченная в "ночь", временно светлеет. (Композиционный принцип собранного спектакля — подчеркнуто кинематографический. Как бы "короткометражки" в формате "Открытой ночи". Задействованы экран, лестница, минимальный реквизит). 

Class Act возник когда-то в одном из театров Шотландии. У его истоков стояла (да и по-прежнему незыблемо стоит) Никола Маккартни. За время существования формат покорил прогрессивных театральных деятелей Британии, России, других стран. В Украине подобная история — впервые. 

Собственно, впервые предпринята попытка в столь непростое время объединить творческих подростков из разных регионов — в одной среде. В одном котле, в одном инкубаторе. 

Это попытка не "увести" их от конфликтности, а перевести конфликт в плоскость драмы. Где ему самое место. 

Талантливых детей искали на освобожденных территориях Востока, в шахтерском городке на Западе Украины.
20 юных авторов не так уж долго притирались в столице друг к другу: мне показалось, общий язык они нашли сразу. У подростков все это получается легче, эффектнее, без особых мук преодоления культурного или географического расстояния. 

Допустим, Макс Фисюра из Нововолынска и Богдан Мисан из Попасной вместе "в четыре руки" пишут "Братские войны". О чем пьеса — ясно, хотя внешний антураж вневременной. Один из мальчиков говорит:
"В этой пьесе история двух братьев, у которых цель одна, но достичь ее они хотят по-разному. Один — с помощью мира, другой — с помощью войны". 

При этом каждый из двух драматургов — большой дипломат, терпеливая умница. Каждый эти "братские войны" хотел бы оставить только в текстах подростковых пьес, а для жизни припасти — нечто другое. 

Class Act тем временем выявляет не только разножанровые пристрастия подростков-драматургов. Здесь же, в спектакле-коллаже, сами собой проявляются и особенности сценических почерков некоторых молодых режиссеров. 

арт-класс_4
Фото Александры Железновой

Например, в сценических сюжетах Тамары Труновой ("По ту сторону реальности" и "Военный вальс") заметен строгий подход аналитика, для которого на первом плане — разум, потом — чувственность. В маленьких спектаклях Стаса Жиркова ("Камень", "Через боль к звездам") за внешней бравадой, напускным стебом и модной раскованностью обязательно предполагается некое второе и даже третье глубокое дно. Он так и действует на сцене, лихо жонглируя жанрами. Когда надо, подменяя комическое — трагическим, а пафосное — патетическим. 

Еще похвалю артистов. Поломав свои графики и, естественно, безо всяких гонораров, они работали в Class Act днем и ночью. Для многих по-новому открылся актер Роман Ясиновский. Несколько выразительных образов воплотила Римма Зюбина. А уж когда на сцене в миниатюре "Через боль к звездам" в роли современной Терпелихи появляется Ирма Витовская — "детский театр" превращается в театр подлинный. С его вторыми и третьими планами, многоходовками и парадоксами. 

арт-класс_6
Фото Александры Железновой

За день-два (не дольше), собственно, и были поставлены маленькие сюжеты (короткометражные "спекты"), образовавшие трехчасовой коллаж — со своим ритмом, смыслом, подтекстом. И убедившие, что не всегда продолжительность репетиций предполагает эффектный результат. Поскольку здесь, в кратчайший срок, в состоянии творческого стресса родились чистая эмоция и чистая энергия.

Родился какой-то новый, многим из наших корифеев непонятный, но все же — театр. Который, повторюсь, если и не изменит иную жизнь, то хотя бы что-то подкорректирует. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09