Верди под дулом автомата

Поделиться
В Южной Баварии представили сенсационную премьеру оперы "Набукко" Джузеппе Верди. Дирижер проекта - Айнарс Рубикис, прежде оказавшийся одним из "фигурантов" громкого скандала вокруг новосибирского "Тангейзера".

В Южной Баварии представили сенсационную премьеру оперы "Набукко" Джузеппе Верди. Дирижер проекта - Айнарс Рубикис, прежде оказавшийся одним из "фигурантов" громкого скандала вокруг новосибирского "Тангейзера".

Альпийская деревня Обераммергау, что в Южной Баварии, славится не только своими умильными домиками с росписями в стиле люфтмалерай, картинными горными видами и атмосферой теплого баварского благополучия. Начиная с 1634 г., каждые 10 лет здесь разыгрывают "Страсти Христовы", в постановке которых участвуют все жители деревни.

Passionsspiele - это гордость и главный туристический магнит Обераммергау, а для многих исполнителей-любителей, чей профессиональный уровень зачастую не сильно уступает мастерству коллег из городских театров, подготовка и исполнение "Страстей" становится делом всей жизни.

Специально для "Страстей" здесь основан великолепный хор, участники которого воспитываются на муниципальные средства с самого детства. Главные персонажи тоже избираются из местных жителей: даже в этом Обераммергау обходятся без приглашенных знаменитостей.

Музыка, на которую уже около 200 лет исполняются "Страсти", создана Рохусом Дедлером - уроженцем Обераммергау.

К 1930 г. Passionsspiele обзавелись собственным пространством на 4800 зрителей, которое сегодня имеет вид полноценного фестивального театра и благодаря наличию крыши минимально зависит от прихотей погоды.

Со временем местные исполнители достигли таких профессиональных высот, что демонстрировать свои таланты лишь раз в 10 лет уже казалось непростительным. С XVIII в. в страстных "перерывах" начали ставить пьесы на библейские сюжеты. Эту традицию возобновил режиссер Кристиан Штюкль, возглавляющий Oberammergauer Passionsspiele с 1987 г. и, соответственно, представивший уже три постановки "Страстей" - 1990, 2000 и 2010 гг. Теперь он готовится к их сценическому воплощению в 2020-м. С 2005 г. Штюкль ставит в Обераммергау драматические спектакли. 2015-й стал годом первой оперной постановки в фестивальном театре Обераммергау.

Для оперного дебюта была выбрана опера Джузеппе Верди "Набукко".

Кристиан Штюкль, на первый взгляд, выбрал не самое удобное для постановки произведение. Первая успешная (и третья в рамках всего творчества) опера Верди, написанная композитором после личной трагедии - смерти жены и детей в течение нескольких недель - еще весьма нестройная по драматургии, в ней много нелогичных ходов, и каждому режиссеру приходится прикладывать большие усилия, чтобы выстроить действие в гармоничное целое.

К тому же, "Набукко" принадлежит к числу самых известных произведений, представляемых на Arena di Verona - самом старом и масштабном оперном open-air фестивале мира.

В этом году в Вероне с блеском реконструировали легендарную постановку Джанфранко Де Бозио, показавшего свою версию этой оперы в 1991 г.

Выбрав в качестве первой оперной постановки в Обераммергау именно "Набукко", Штюкль продемонстрировал диапазон своих амбиций. По формату и местный Passionstheater с его альпийскими видами (и, кстати, звуками тоже: в третьем действии прямо в театре параллельно с оперой можно было наслаждаться предзакатным пением птиц), которые не полностью закрываются стенами и крышей, и сама постановка перекликается с концепцией оперных оупен-эйров.

Замахнувшись на одну из визитных карточек самого крупного фестиваля подобного толка в античном амфитеатре в Вероне, Штюкль наверняка понимал, с чем ему придется конкурировать, и осознанно бросил творческий вызов. Как оказалось, не прогадал: немецкая критика с радостью констатировала, что отныне местные опероманы могут неплохо сэкономить на поездке в Италию и посмотреть "Набукко", ничуть не уступающего веронскому исполнению, в Баварии.

При всем этом саму постановку Штюкль решил сделать довольно сдержанной по новаторским идеям. Вневременные колонны-декорации, даже - весьма старомодно в контексте данной постановки и потому неожиданно - настоящая лошадь, на которой появляется Набукко, абстрактные по временным и географическим привязкам костюмы большинства персонажей (одно из исключений - современный наряд Фенены в стиле милитари). В качестве знака современности и проявления режиссерской концепции - автоматы Калашникова, которыми вооружены войска Навуходоносора.

По-видимому, режиссер стремился воссоздать на сцене некую обобщенную картинку актуальных мировых событий, вплетая их в трагедию нападения вавилонского царя Набукко на Иерусалим.

Большинство немцев увидели в этих автоматах намек на события в Сирии. У представителей других стран возникали другие ассоциации.

Еще один и, скорее всего, определяющий плюс для постановочной команды в пользу "Набукко" - роль хора в произведении. Неслучайно Va', pensiero, хор еврейских изгнанников из третьего акта, еще при жизни Верди стал неофициальным гимном Италии и остается им по сей день. Оперу часто называют драмой для хора: настолько мастерски выписаны и драматургически важны в ней хоровые эпизоды.

Для Обераммергау, где вокруг хора вот уже почти 400 лет вращается жизнь всей деревни, возможность сделать главным персонажем хор - отличное решение. Штюкль (тоже родившийся в этой деревне талантов) не ошибся и здесь: 180 хористов фестивального театра Обераммергау, усиленные участниками мотетного хора из Аммергау, местными жителями (участвующими в исполнении Страстей Христовых), и приглашенными певцами со всего региона под управлением Маркуса Цвинка (прославленный хормейстер также родом отсюда) стали сенсацией постановки.

Удивительно слаженный ансамбль и чарующая музыкальность хора затмили приглашенных солистов - азербайджанца Эвеза Абдуллу (Набукко), венгра Балинта Шабо (Захария), россиянку Ирину Риндзунер (Абигайль), француженку Вирджинию Веррез (Фенена) и др.

Правда, солистов подвели микрофоны, которые существенно искажали звук, особенно на премьерном исполнении.

Возможно, в условиях наполовину открытого театрального зала без серьезной помощи техники и не обойтись, но в таком случае задача звукорежиссеров - все-таки позволить публике слышать голоса, а не просто громкий звук.

В усилителях терялись тембры, невозможно было составить впечатление о плотности голоса, а некоторые ансамблевые фрагменты вместо сложной тембральной игры превращались в унифицированный и маловыразительный звуковой плакат.

Тем не менее, исполнению в целом удалось сохранить высокий уровень. Вслед за хором звездой южно-баварского "Набукко" стал оркестр Новой филармонии Мюнхена под управлением Айнарса Рубикиса. Этот латышский дирижер - победитель Третьего международного конкурса дирижеров им. Густава Малера (учрежденного Бамбергским симфоническим оркестром), обладатель NestlО Young Conductors Award на Зальцбургском фестивале 2011 г. - не так давно покинул пост главного дирижера и музыкального руководителя Новосибирского оперного театра. Причина - скандал, вызванный "Тангейзером" в постановке Тимофея Кулябина.

В начале года общественность, а затем и прокуратура обвинили команду постановки в "умышленном публичном осквернении религиозных символов" и "оскорблении чувств верующих" (негодование верующих вызвал образ Иисуса, в которого перевоплощается главный герой, наслаждаясь обществом богини любви Венеры). Оперу сняли с репертуара. Последовал ряд увольнений. Айнарс Рубикис в своем публичном заявлении взял всю ответственность за постановку на себя и… покинул театр.

В Германии об этой истории знают, о "давлении со стороны церкви" даже упоминается в официальном пресс-релизе "Набукко".

Немецкий же режиссер, а за ним и публика нашли в Рубикисе нового кумира. Neue Philharmonie MЯnchen - молодежный оркестр, в котором играют музыканты в возрасте от 15 до 25 лет из разных стран Европы (в том числе из Украины). Находясь в зале, невозможно поверить, что прочный ритмический каркас, способность аккуратно следовать за солистами и даже за реакцией зала на кульминации, объемное "густое" звучание (оно важно для партитур Верди), одухотворенные и безупречные соло - все это дело рук совсем молодых ребят-оркестрантов.

На премьере на финальный поклон весь оркестр вызвали из ямы на сцену. И сразу стало понятно, кто герои вечера.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме