Венский Брамс, мелодии на бис

Ольга Кизлова 19 апреля 2013, 18:30
№15_16

Читайте также

Украинская столица впервые принимала всемирно прославленный, старейший в мире Венский оркестр — Wiener Philharmoniker. 

Австрия — родина симфонического оркестра. Его традиционный состав закрепился благодаря творчеству венских классиков — Йозефа Гайдна, сочинившего на рубеже ХVІІІ—ХІX веков более ста симфоний, и его современников В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена. В оркестр той эпохи вошли парные деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные: трубы, валторны. Их партнерами были две литавры и квинтет струнных — первые и вторые скрипки, альт, виолончель и контрабас. 

С течением времени состав оркестра обогатился новыми инструментами и расширился. В Киев приехали более ста музыкантов. На сцене располагались согласно традиционной немецкой рассадке. Первые и вторые скрипки по левую и правую руки дирижера, виолончели и альты — в центре, контрабасы — позади первых скрипок. С 1842 года, когда дирижером Отто Николаи был основан Венский филармонический, в нем играют музыканты, одновременно работающие в Венской государственной опере. Постоянного дирижера нет. Оркестр приглашает маститых маэстро из разных стран. Венским филармоническим дирижировали Густав Малер, Вильгельм Фуртвенглер, Карл Бём, Герберт фон Караян, Георг Шолти, Бернард Хайтинк, Пьер Булез, Леонард Бернстайн, Риккардо Мути, Зубин Мета. Было приятно узнать, что в штате оркестра Венской оперы и Wiener Philharmoniker пятеро украинцев. 

Начали с озорной, романтичной увертюры Франца Шуберта "Розамунда". Услышали небесное пение и приплясывание скрипок, мечтательные и чистые переклички кларнета и гобоя, всю прелесть и обаяние бессмертного разнообразия шубертовских мелодий. 

После исполнения "Розамунды" на сцену поднялся пианист Ефим Бронфман, который привез к нам одно из лучших в его репертуаре произведений — широко известный Второй концерт Йоганнеса Брамса. Этот цикл — вершина немецкого симфонизма второй половины XIX века. Его четыре части пианист сыграл удивительно просто и выразительно. Бронфман признается, что для него это самый трудный, эталонный концерт. Но он стремится играть так, чтобы все казалось легко, чтобы звук был красивый. 

Свидетельствую: техническое и звуковое мастерство маэстро Бронфмана превосходны, и публика проводила артиста овациями. 

Во втором отделении гости вновь обратились к Брамсу. В 1937 году Арнольд Шёнберг оркестровал его 1-й фортепианный квартет соль минор, написанный Брамсом в 1861-м. Полученную оркестровую транскрипцию за ее масштабность часто называют Пятой симфонией Брамса. "Усиленное" большим оркестром камерное произведение стало не лучше — значимее, глубже, и в исполнении австрийских мастеров заиграло всеми красками, квартет запел, заискрился. 

Овации превысили ожидания. И хотя публика была не подготовленная (аплодировали после каждой части внутри циклов), высочайший уровень, тонкость и изысканная ясность и простота стиля — формы, интонации, тембров — покорили. Двухчасовая программа была воспринята легко, гостей дважды вызывали на бис. Музыканты не заставили себя упрашивать и блестяще сыграли романтично-страстный Первый Венгерский танец Брамса и искрометную польку "Слава Венгрии" Иоганна Штрауса. 

Увы, ни в программке, ни в закулисном радио-конферансе не было упомянуто имя дирижера Майкла Тилсона Томаса. И ни слова аннотации — ни об оркестре, ни об исполненной программе. Маэстро Майкл Тилсон Томас в 1988—1995 годах возглавлял Лондонский симфонический оркестр и сейчас он — его главный приглашенный дирижер. В 1995 году Тилсон Томас занял должность главного дирижера симфонического оркестра Сан-Франциско (Калифорния). Американец — лауреат восьми Grammy. Четыре года назад он организовал прославившийся на весь мир сборный международный оркестр пользователей сети Youtube и продирижировал им в Карнеги-холле. По вине украинской стороны имя маэстро осталось тайной для почти четырех тысяч слушателей. Досадно... 

И все же мы стали свидетелями невиданного прорыва на фронте менеджмента академической музыки: Украину впервые посетил большой симфонический оркестр, высшего ранга. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
4 комментария
  • навзаєм 21 апреля, 01:57 http://www.newpic.com.ua/videnskyj-filarmonichnyj-orkestr-v-ukrajini-posluhaly-dyplomaty-tazheky.html Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Григорій 20 апреля, 11:14 Оце я теж хотів сказати: як можна було вибирати такий зал, де акустика з першопочатку не була спроектована для звучання класики? Коли у 80-ті роки до нас приїздив Ріхтер і вибирав площадку для звуку, його привезли в цей зал. І він сказав: "Ну, це ж несерйозно...". Досить непогана акустика в залі Жовтневого палацу (колишній Інститут шляхетних дівчат). У Філармонії звучання рояля, за виразом А. Рубінштейна, "нагадує, що він зроблений з дерева". Мене, щиро кажучи, взагалі дивує, як Вінер Філярмонікер, а особливо маестро Бронфман взагалі погодилися там грати? Мабуть, не хотіли ображати "цих загадкових українців". А скоріше за все, оскільки концерт відбувся експромтом, на зворотньому шляху з Вірменії до Відня, то бідні європейці просто не перевірили все сто раз, як це вони роблять, а просто довірилися фотографіям залу, які їм показали (зал Берлінер Філярмонік ще більше!).
    Макіавеллі 20 апреля, 19:16
    Ні, домовлялися заздалегідь. І рояль для Бронфмана поміняли перед виступом, доречі. Тільки що поробиш, коли філармонія дуже маленька, а "Україна" велика, та не пристосована, там через колонки йде все. Паршивий був звук.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Наталья 20 апреля, 08:56 Жаль не написано, что в неподходящем не акустическом зале играли. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.79
EUR 27.22