Уступи место! (реформа в театре)

Олег Вергелис 17 июня 2016, 00:00
театр

Читайте также

Сбылась заветная мечта всех украинских актеров и режиссеров, десятилетиями считавших себя "крепостными" в репертуарном театре

Ведь именно этот сезон (который подходит к концу) — собственно, последний сезон бывшей "крепостной" жизни отечественных деятелей сцены (согласно воображаемой ремарке, именно в этом месте — гомерический хохот). На авансцену, наконец, вышла "Реформа". В виде контрактной системы. 

Гора родила документ. Ряд интересных циркуляров о светлом будущем украинской сцены. Как говорил некогда Эркюль Пуаро: "Привлекательность умственной деятельности не знает пределов!". Именно это и касается театральной документации. 

Фактически за год в сфере отечественной сцены должны произойти отдельные изменения и сдвиги, которые освободят бывшую штатную бессрочную зависимость и определят новые критерии и горизонты для театральных деятелей (опять ремарка: задумчивые взгляды актеров). 

Итак, считайте, это что-то вроде 1861 г., когда царь Александр ІІ подписал указ об отмене крепостного права. В определенной степени именно так здесь и сейчас. В основе отдельных реформаторских сдвигов — закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального учреждения культуры". Этот закон подписал президент Украины еще в начале года. 

Уточню, сам закон (о контрактной форме работы) предусматривает синергию с другими законами — "О культуре", "О театре". 

А сама театральная синергия провоцирует множество вопросов — относительно работы в условиях контракта — у деятелей отечественного театра. Они адресуют эти вопросы и Минкульту, и своим руководителям. И даже нашему изданию. 

Умышленно избегая казуистики законотворческих параграфов (при желании их можно найти и на сайте президента, и на сайте Минкультуры), попробую для некоторых заинтересованных театралов сформулировать умышленно-наивные, но несомненно актуальные 20 ответов-вопросов. 

— Когда вступил в силу закон о введении контрактной работы? 

Закон вступил в силу еще 24 февраля. И процесс перехода на контракты должен произойти в течение года, на первом этапе — до 24 августа.

— Какова судьба артистического персонала, до принятия закона работавшего по бессрочному трудовому договору? 

— Судьба такова. Руководитель государственного или коммунального учреждения культуры в течение года должен прервать бессрочный трудовой договор и заключить с этим персоналом контракт. Срок действия которого — от одного до трех лет. Как известно, в статусе бессрочных актеров-"крепостных" значились преимущественно ведущие мастера сцены, народные и заслуженные артисты, основатели театров. 

Отныне — закон для всех один. Играй, твори — от одного до трех лет (это уже как решит руководитель) — и "никаких гвоздей". 

— Что по поводу введения контрактной формы говорят профсоюзы? 

—Предыдущая экспрессия со стороны профсоюзов сменилась на этакую милость, даже снисходительность. В том смысле, что в плане контрактов профсоюзы — почти союзники Минкульта. Хотя они (профсоюзы) и обращают внимание на важные нюансы, предусмотренные трудовым законодательством. 

В частности, руководитель учреждения культуры должен ознакомить персонал с приказом об изменении формы трудового договора за два месяца до заключения контракта. В свою очередь, Министерство культуры Украины обязано обеспечить необходимую нормативно-правовую базу, т.е. подготовить соответствующие подзаконные акты — о порядке проведения конкурса, об утверждении типичной формы контракта и т.п. 

Также профсоюзы не настаивают, но рекомендуют "просвещать" актеров об изменении договорных отношений — под роспись. 

Как будет осуществляться переход на контракты непосредственно в театрах? 

Руководитель театра издает приказ о прекращении трудовых отношений с работниками. Соответствующие записи фиксируются в трудовых книжках. И дальше — по плану: подготовка к новой форме работы на основе контракта. Руководитель театра издает приказ о зачислении работников, с которыми контракт заключен. Отдел кадров, в свою очередь, оформляет документы. Трудовой стаж для предоставления отпуска начинается с момента заключения контракта. 

Уточняю, форма контракта распространяется на художественный и артистический персонал, технические работники пока могут работать спокойно. 

Заплатят ли?

Согласно ст. 116 КЗоТ устанавливается обязательность выплаты работнику всех надлежащих сумм в день его "увольнения". Все суммы (за отработанное время и компенсация за неиспользованный отпуск) должны быть выплачены согласно законодательству Украины. 

— Если актеры (творческие деятели) не соглашаются на работу в новых условиях по контрактам, что тогда?

В этом случае руководитель театра может уволить работника, согласно ст. 36 (ч. 1, пункт 6) КЗоТ Украины (отказ продолжать деятельность в связи с изменением условий работы). 

— Должно ли быть письменное заявление "творца" о переходе на контракт, если прежде он был на бессрочном договоре в штате?

— В профсоюзах говорят, что такие заявления нужны. Если же актер отказывается писать заявление, составляется акт. 

Возможны ли судебные иски при несогласии артистического персонала переходить на контракты?

У нас возможно все. Впрочем, паниковать оснований нет. Пока — переходный, довольно безболезненный период театральных реформ. Что будет дальше? Увидим. Также не стоит поднимать волну из-за возможного перепрофилирования репертуарных гостеатров в открытые проектные площадки. Если и перепрофилируют, то не всех, и не сразу. Национальным театрам такая участь точно не грозит.

В чем особенности контрактов для артистического персонала и театральных руководителей?

В сущности, это две автономные формы трудовых соглашений. 

Какой "общий вид" контракта для артистического персонала? 

Около 10 страниц текста. Рабочие версии такого документа в свое время были размещены на сайте Минкультуры. Сейчас окончательная форма контракта дорабатывается. Результат должен быть в июле 2016-го: незадолго до открытия театральных сезонов. Контракт обязательно составляется в письменной форме, оформляется в двух экземплярах (для каждой из сторон). Форма контракта должна быть утверждена приказом Министерства культуры Украины. 

Предусматривает ли новый контракт (для актеров) защиту их интересов? 

Согласно действующему законодательству, заключенный контракт должен сохранять все социальные гарантии, которые прежде были даны работнику бессрочным трудовым договором. В случае ухудшения таких условий контракт может быть признан недействительным. 

Кто в театре будет "главным" после реализации контрактной реформы? 

Украинский театр фактически получит новую (старую) должность. Директор-художественный руководитель. Или генеральный директор-художественный руководитель — для Национальных театров. 

Таким образом, происходит концентрация власти в театре в одних руках. Предыдущий баланс — директор и художественный руководитель (как два более или менее равноценных крыла руководства театром) — нивелируется. 

С одной стороны, такая форма централизации позволяет избегать конфликтов внутри правящей верхушки. С другой — это форма абсолютной власти в театре. И исключительно от личности нового руководителя (его адекватности, человечности, профессионализма, творческого вдохновения) зависит, станет такая форма руководства авторитарной или сохранит черты гуманной монархии. 

Как известно, есть тревожные примеры — с неадекватами и идиотами, которым отдают всю власть в одни руки со всеми дальнейшими сценическими последствиями. 

Есть примеры и эффективной работы театрального лидера, целеустремленно развивающего художественное пространство с учетом творческих потребностей коллектива и зрителя, а также вызовов современного искусства (лучшие образцы такого руководства: Ивано-Франковский театр им. Ивана Франко, Черниговский театр им.Тараса Шевченко, Херсонский театр им.Мыколы Кулиша, а также столичные Киевский Молодой театр, "Золотые ворота", Театр на Подоле и некоторые др.). 

Если театр, согласно контракту, возглавляет директор (администратор), то в дальнейшем именно он формирует художественную вертикаль и горизонталь, приглашая на должность главного режиссера, осуществляя свою эффективную творческую и экономическую программу. 

Если театр возглавляет "чистый художник" (остались еще и такие), он должен сформировать эффективный экономический и административный блок в театре, чтобы обеспечить не только души прекрасные порывы в афише, но и кассовые показатели.

В чем особенности контракта для театрального руководителя? 

Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно введения контрактной формы работы..." в ч. 2 пункта 3 предоставляет право органу управления государственным и коммунальным учреждением культуры в течение шести месяцев прервать с руководителем бессрочный трудовой договор. И заключить контракт с новым руководителем. Срок работы такого руководителя (согласно закону) — пять лет. С возможным продолжением банкета.

Если руководитель уже трудится на своем месте согласно ранее заключенному контракту, его работа продолжается до момента, когда такой контракт теряет силу. 

Назначение театрального руководителя и подписание с ним контракта происходит через конкурсную процедуру (конкурс не предполагается, если учреждение культуры расположено в территориальной громаде с численностью населения до 5 тыс. жителей). 

Как будет сорганизована конкурсная комиссия для избрания театрального руководителя? 

Состав такой комиссии предполагает три сегмента. Первый — представители театра (не сами работники, а их делегаты, которым коллектив доверяет). Второй — представители органа управления (Минкультуры, в частности, и департамента культуры, если речь идет о муниципальных театрах). И третий — представители общественных организаций. 

Всего по три кандидатуры от каждого сегмента. 

Предполагается, что такие кандидатуры могут вызвать вопрос: "Что за комиссия, Создатель?". Трудно представить, кому из посторонних доверят важную миссию выбрать своего руководителя актеры труппы — разве что трем инопланетянам? 

Два других сегмента — делегаты органа управления и общественных организаций — обычно будут склоняться в пользу того самого "органа" управления, который и захочет видеть на месте руководителя Х, а не Y. 

К тому же, непросто сегодня говорить об эффективности общественных организаций, когда Союз театральных деятелей переживает не лучшие времена, а новые ростки общественного движения лишь кое-где начинают прорастать, но еще не плодоносят. 

Кто может претендовать на должность единоличного руководителя тем или иным украинским театром? 

Это могут быть и нынешние руководители, и прошлые, и позапрошлые. И ведущие мастера сцены (которые пользуются уважением и авторитетом), и даже некоторые киндер-сюрпризы. Скажем, где-то в начале 2017 г. будет объявлен конкурс на должность руководителя Национального театра им. Ивана Франко (когда закончится контракт с теперешним генеральным директором). В таком случае, как мне объяснили в профсоюзах, на должность руководителя могут выдвигаться (далее — в алфавитном порядке): Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Михаил Захаревич, Станислав Мойсеев, Анатолий Хостикоев и другие авторитетные мастера... Если они этого захотят сами, и если этого захочет труппа франковцев. Полнейшая демократия!

Для продвижения на кресло руководителя, разумеется, предусмотрена определенная папка документов, свидетельствующих, что будущий руководитель судимости не имеет, но имеет творческий опыт и гениальную творческую программу. 

Мне также подсказывают, что будущий руководитель обязательно должен представить на конкурсную комиссию справку от психиатра... Что очень важно в бурных реалиях нашей сценической жизни. 

Кто выиграет, а кто проиграет от первых шагов контрактной реформы? 

Судя по всему, должны выиграть активные 30–40-летние театральные лидеры (таких не много, но они есть). Выигрывают, бесспорно, актеры, на которых держится репертуарная афиша и касса театра. Частично проиграет артистический персонал, работающий в амплуа "кушатьподано". То есть за счет недостаточно занятых актеров будут утверждаться позиции занятых больше, и в репертуаре крайне необходимых. 

Конечно, немало тревог относительно пожилых актеров, старшего поколения, которые, в силу возрастных особенностей и активной контрактной политики, могут повторить судьбу героев известной пьесы Виньи Дельмар "Уступи место!". 

Как повлияет контрактная реформа на нынешнюю численность театральных трупп? 

Как говорят некоторые руководители, такие труппы, несомненно, ожидает "сжатие". Что-то вроде "шагреневой кожи" от Оноре де Бальзака. В идеале должно стать меньше и лучше. Но до идеала нам далеко. 

Как повлияет контрактная реформа на численность и востребованность учебных театральных "фабрик" в Украине? 

Арифметика подсказывает, что с введением реформы актеров на рынок должны "выпускать" меньше, чем сегодня. Ведь суровые реалии контракта многих из них сделают потенциально безработными. 

Впрочем, наша сценическая жизнь зачастую за пределами арифметики и логики. Наборы на актерские факультеты в разных городах снова будут раздутыми, гигантскими. Все ожидания внеконтрактных театральных актеров — на сериалы, антрепризы, корпоративы. 

В какой степени украинская контрактная реформа синонимизируется с европейскими театральными реалиями? 

В разных европейских странах весьма отличные формы организации театрального дела. Свои законы и свои порядки — в Германии, Франции, Польше. Более разветвленная и даже более демократичная система — в Великобритании. Наши нынешние маневры (возможно) более всего близки к Венгрии. Или к РФ, где, скажем, О.Табаков или Т.Доронина — полноценные театральные монархи с соответствующими полномочиями на основе собственных же контрактов. (Тема европейского опыта руководства разными формами театров будет раскрыта в ближайших номерах ZN.UA). 

Выиграет ли искусство театра от контрактной реформы? 

Выиграет. Если будет хорошо играть.

 

(Особая благодарность за консультацию по вопросам контрактной реформы Профсоюзу работников культуры Украины и художественным руководителям украинских театров). 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Юрий Николаевич Корнилов 19 июня, 18:21 Друзья мои, загляните в "Театральную энциклопедию" (советскую, я имел честь быть одним из её многочисленных авторов) тем "тысячи главрежей и худруков" и "слёзы" директоров.и те были или актёрами, или режиссёрами. Пережил я и директоров-худруков - пустая была затея, хотя и опыт "долголетия" есть. Всё это частности - во главе творческого коллектива должен стоять художник, а не администратор. Администратор должен ему помогать, а не наоборот. Какая реформа может быть, когда всей культурой "керует" плохо образованный вице-премьер Кирилеко с явно националистическими взглядами..И УТО (как и УТС) "канули в вечность". Нет, не верю я в нашу театральную реформу - у нас есть только советский опыт, а он рассчитан даже на другое количество театров, не говоря уже о его качестве. Да и, мне кажется, что сама культура страны для нового театра ещё не "приспособлена". Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89