ЦИНОБЕР, ТЫ НЕ УМЕР?!

24 марта 1995, 00:00

Читайте также

«Малютка Цахес» — новый спектакль Национального академического драматического театра им.Ивана Франко по мотивам повести Гофмана драматурга Я.Стельмаха, стихи Б.Стельмаха, музыка С.Бедусенко. Но актеры театра являются по праву соавторами феерического действия на сцене и в зале, действия стремительного, летящего. Мало осталось от Гофмана... Хотя нет, осталось много — сама суть, идея. Сюжет прост: вознесение и низвержение. Главный герой — толпа. В толпе — лики. Антураж — манекены и герои, превращающиеся порой в безмолвных кукол. А еще — картонки из-под бананов. И даже если бы из уст актеров не звучало порой «бананова країна», место действия определил бы и неискушенный зритель. Спектакль еще премьерный, актеры во многом импровизировали. Иногда «забывали» ключевую фразу и тогда звучало «бананова Україна». А может это у Гофмана так? Хотя не исключаю, что это просто акустические свойства зала.

Хочется представить ведущий секстет привычно-избитым: «молодые «франковцы» Б.Бенюк, А.Хостикоев, Н.Сумская, В.Абазопуло, В.Зозуля, Н.Заднипровский. Но все относительно. А.Хостикоев (Бальтазар) — народный, Б.Бенюк (Цахес), Н.Сумская (Кандида), Н.Заднипровский (министр) — заслуженные артисты Украины. И не о двадцатилетней молодости актеров идет речь. Как раз этот состав уже умеет почти все, может, хочет и делает. То есть играет, живет спектакль. Каждый играет самозабвенно за себя, и в то же время они играют вместе.

И этим они молоды, а значит, в свои 75 лет молод театр им.И.Франко.

«Вкусная» музыка С.Бедусенко, современная «дискотека», переходящая в танцевальные «па» времен Гофмана (в чем заслуга балетмейстеров Б.Каменьковича и Г.Ковтуна) и прекрасное исполнение песен. А.Хостикоев, Б.Бенюк, Н.Сумская пели в микрофон («франковцы» уже давно освоили микрофон). И если бы мы не знали, что они успели уже себя попробовать в роли эстрадных исполнителей, можно было бы смело им советовать это сделать.

Мощный Хостикоев, каким мы привыкли его видеть, оказывается умеет быть хрупким и воздушным.

Бенюк, которого по опросам В.Жежеры можно вывести на роль первого комика театра (журнал «Український театр», № 1, 1995), может сыграть и Сталина, и Гитлера, и Брежнева, и Муссолини, и юродивого одновременно, перевоплощаясь в долю секунды.

Сумская дополняет этот дуэт, порой выходя на первую роль и заявляя зрителям: «Не дуэт, трио!» Актриса «по генам», в ее будущем — первые роли.

Сказка Гофмана в исполнении актеров старейшего украинского театра изумительно проектируется на нашу жизнь.

И компромисс добра (добра ли?) чародея Альпануса (артист О.Петухов) и зла (зла ли?) феи Ротабельверде (народная артистка Украины Л.Кадырова).

И мнимый хеппи-энд, венчаемый топотом коня нового мессии. Где же эта дорога на Керебес?.. Как хочется ее найти многим новоявленным...

Как берегут они на лысеющих затылках три золотых волоска...

Можно поздравить «франковцев» с удачей. Можно поздравить нас — зрителей — с прекрасным спектаклем. Театральный Киев — благодарный зритель. На «Малютке Цахес» — аншлаг.

Еще одно достоинство спектакля в том, что он может состояться в любом зале и везде будет уместен. Даже в зале заседаний Верховного Совета Украины...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.55
EUR 28.89