Сыны за отца. Дмитрий и Назарий Яремчуки: «Сегодня украинская песня объединяет больше, чем выпуски теленовостей»

Поделиться
В Национальном дворце «Украина» на этой неделе состоялся вечер памяти Назария Яремчука в рамках ежегодного фестиваля «Родина», который проводят его сыновья, Дмитрий и Назарий...
Назарий Яремчук

В Национальном дворце «Украина» на этой неделе состоялся вечер памяти Назария Яремчука в рамках ежегодного фестиваля «Родина», который проводят его сыновья, Дмитрий и Назарий. Извест-ному певцу на днях исполнилось бы 55... А прожил он всего 43 года. Сгорел, как метеорит, озаривший звездное небо отечественной культуры. Вечер памяти Яремчука посетило много известных исполнителей. Но главными звездами программы, конечно, были Дмитрий и Назарий Яремчуки, которые поделились с «ЗН»» воспоминаниями об отце и рассказали о своих творческих поисках.

— Вероятно, уже не раз вас спрашивали о детских годах, о времени, когда отец был с вами рядом — воспитывал, пел свои песни. Но, конечно, без этой темы не обойтись, особенно в день его юбилея.

Дмитрий Яремчук — Нас действительно часто спрашивают о детстве. Но хочется заметить, что детство давно ушло. Конечно, то «вчера» было радостным, искренним, теплым. Если обобщить детские ощущения, то у нас была крепкая семья со своими традициями, прекрасными отношениями. Остались воспоминания и о Киеве, поскольку мы с родителями здесь проводили почти все каникулы — как летние, так и зимние. Отец в столице давал много концертов. А мы — гастрольные дети. Поэтому изнутри видели артистическую кухню.

Назарий Яремчук — Если для нашего детства искать цвет, то он будет только светлым и ярким. Те дни прошли на Буковине, в Закарпатье — среди гор, прекрасной природы. Отец очень любил выезжать на природу, ведь он очень уставал от постоянных гастролей, от огромного количества людей, которые его окружали. Думаю, сейчас никто из артистов не смог бы выдержать того сумасшедшего графика: филармонии работали, как завод, как заведенный механизм, было по три концерта в день! А отбор какой был! Сегодня наши артисты при таком ритме занимались бы чем-то другим, а не эстрадой. Работа была трудной, поэтому отец и любил, чтобы семья чаще выезжала на природу. Он выходил на поляну, с которой были видны замечательные пейзажи, открывалась панорама, и так далеко-далеко звучал его голос… Если я стоял с ним рядом, то у меня аж в ушах звенело!

— Сколько вам было лет, когда отца не стало?

Д.Я. — Мы уже взрослые были: Назарию — 18, а мне — 19. Даже не успели свыкнуться с мыслью, что отец тяжело болен. Как-то внезапно все произошло... У нас в семье вообще никто не болел. К тому же отец еще после операции на концерты ездил, не жалел себя.

— А не было ли у вас ощущения, что Назарий Яремчук все силы и энергию отдавал сцене и именно поэтому так быстро сгорел?

Д.Я. — Я так не думаю. Ведь человек, который много отдает, много и получает. Полагаю, у его роковой болезни — другие причины. Нам неизвестные…

— Почему, на ваш взгляд, в отечественной прессе раньше утверждали, что смертельно больному Яремчуку так никто в Украине и не помог с деньгами на операцию?

Д.Я. — Это неправда... Я раньше никогда не говорил... Отец был небедным человеком, и все те публикации — просто миф. С другой стороны — отец был знаковой фигурой в нашей стране, и государство должно было максимально его поддержать. Ведь певец Яремчук, конечно, не был ни олигархом, ни бизнесменом... Он зарабатывал своим творчеством. В центре Черновцов у нас был большой дом, также у нас было два авто. Старший брат отца Дмитрий предложил ему оперироваться в Канаде и полностью оплатил это лечение. Но...

— Известно, что ваше семейное дерево очень разветвлено…

Д.Я. — Да, у нас большое семейство. Мы, наша мама, младший брат от второго брака отца, сестра Маричка, бабушка по маминой линии... Кроме того, сестра отца, также двоюродные братья и сестры.

— Карьера вашего отца начиналась в то время, когда на украинской эстраде засияли звезды Ротару, Зинкевича… Поддерживаете ли вы сегодня отношения с той же Софией Михайловной? Кто из бывших друзей отца вам помогает в тяжелые минуты?

Д.Я. — Со многими общаемся. Что касается Софии Михайловны, то она и не должна нам как-то помогать... если вы на это намекаете. В нашем творческом становлении большую роль сыграл Александр Злотник. Он фактически направлял нас, формировал наше мировоззрение. Но уже давно мы работаем самостоятельно и даже стараемся поддерживать других исполнителей. На нынешний фестиваль «Родина», постоянным режиссером которого является Александр Гриценко, мы пригласили почти всех украинских звезд.

Н.Я. — А если нас и поддерживают, то чаще люди, не причастные к искусству. И отца они даже не знали лично.

— На ТВ, в ротациях популярных радиостанций ваших песен маловато. Может, и нужна была бы какая-то поддержка?

Н.Я. — Ведем концертную и организационную деятельность сами, а это отнимает почти все время. Важно не то, что ты раз «засветился» где-то на телевидении, а через полгода еще раз... Здесь должна быть системность. Снять клип — сегодня не проблема, нужно иметь бизнес-план. Чтобы это было взвешенно и целенаправленно. А пригласительных билетов на концерты у нас сегодня хватает.

Д.Я. — В самом деле, хочется искать целенаправленный путь. Ведь в Украине еще недостаточно развита индустрия шоу-бизнеса. Поем и вместе, и поодиночке. Преимущественно это украинские песни, что для нас естественно. Украинский язык — наша сущность. Нам многие говорили: «Запишете русский репертуар — и никаких проблем в эфирах не будет! » Но хочется, чтобы в Украине думали сначала именно о своем, родном.

— Остались ли сегодня неизданные композиции Яремчука?

Д.Я. — Все его сольные песни записаны, все они вышли на пластинках, дисках. Ведь отец был «титульным» певцом.

Н.Я. — И у него выходило много дисков как в Украине, так и в других странах. Даже в Швеции. Сегодня с этим вопросом сложнее, ведь отец записывал много песен на фирме «Мелодия», представительства которой в Украине уже нет. Оно есть только в Москве.

— Что, на ваш взгляд, более всего удалось реализовать Назарию Яремчуку и чего, к сожалению, он так и не успел сделать за свою короткую жизнь?

Д.Я. — Ему многое удалось. И мы, как никто, ощущаем, что люди его помнят. Это главное.

Н.Я. — Сейчас очень много средств идет на ротации, раскрутки исполнителей, хотя и это не всегда дает результат. А во времена отца на эстраде популярным был тот, кого выбирал народ, кому отдавал свою любовь без пиара. И неудивительно, что даже нынешнее безумное время не покачнуло эту всенародную любовь к его песням. К нам на концертах часто подходят люди из Прибалтики, Казахстана, Аргентины, со всего мира и вспоминают, как когда-то они были на концертах Назария Яремчука. Несмотря на то, что столько лет прошло!

— Ваша сестра Маричка унаследовала от отца красоту и музыкальные данные… Могли бы спрогнозировать, состоится ли у нее эстрадная карьера?

Д.Я. — Маричка умная девочка. Мы редко общаемся, так как она живет в Черновцах, а мы в Киеве.

— Назарий Яремчук начинал карьеру в любительском коллективе, который работал в новом музыкальном стиле биг-бит… Поддерживаете ли вы какие-нибудь новые и нетрадиционные стили в современной музыке и как стараетесь отделять зерна от плевел?

Д.Я. — Исполняем музыку, которая нам близка. Конечно, хотелось бы расширить репертуар. Тем не менее люди на наших концертах часто ждут украинской традиционной песни. Начинали было немного петь другие песни... Гастролируем больше по Восточной и Центральной Украине — нас туда почему-то чаще приглашают... Поем, конечно, всегда вживую. С костюмами помогает модельер Александр Гапчук, он объединяет модные тенденции с нашими вкусами. Вообще, по нашему мнению, только политики делят людей. А когда, например, мы выступали в Луганске, одна девушка подошла и говорит: «Знаете, я после вашего концерта решила для себя, что буду поступать только на украинскую филологию!» Вот так… Сегодня украинская песня больше объединяет, чем выпуски теленовостей.

— Как известно, Назарий Яремчук всегда исповедовал национальную идею и никогда не ронял достоинства украинца, где бы ни выступал — в Москве или в других городах бывшего Союза. Можете что-то сказать именно об этой стороне личности отца?

Н.Я. — Вообще у отца не было на первом плане сугубо карьерных устремлений. Он хотел, чтобы все в его жизни и творчестве развивалось естественным путем. «Вот перееду в Москву, — говорил он. — А потом нужно будет за собой и всю семью перевозить...» Он знал, что всего можно достичь и дома. Подходил к творчеству без «коммерционности», которая нынче у многих на первом плане. Он был очень спокойным и уравновешенным человеком. Если ему здесь хорошо, то чего ради куда-то еще ехать? От добра добра не искал никогда, поскольку и на родине находил понимание. Почему раньше многие певцы искали славы в Москве? Возможно, потому что у них здесь не все ладилось? И когда они возвращались оттуда, то здесь их должны были воспринимать уже по-иному. Отцу же этого не нужно было.

Отец самого Назария умер довольно рано…

Д.Я. —Да. Вообще дед женился на своей невестке, и они еще родили троих детей. Там семейная история для целого романа.

Н.Я. — Отец иногда говорил нам: «Вот вы не понимаете, мне иногда хочется, чтобы мой отец взял и просто ни за что побил меня... Но его сейчас нет!» Так он хотел выразить свою печаль, что рано потерял своего отца. А мы, конечно, этого тогда не могли понять.

— А с дядей Дмитрием из Канады у вас сейчас есть контакты?

Д.Я. — Созваниваемся. Ему уже 91 год. Он приезжал сюда лет десять назад.

— Не тайна, что у Назария Яремчука было много поклонниц, все восхищались его красотой и голосом. Именно эти моменты повлияли на распад семейного союза ваших родителей?

Д.Я. — Считаю, что когда люди находятся на вершине, то они иногда делают ошибки… Это мое мнение.

Н.Я. — Значит, такая судьба, и так должно было быть. Отец с мамой прожили шестнадцать лет.

— Удалось ли вам достать музыкальный фильм «Смеричка в Карпатах», снятый в 1975 году, в котором звучали украинские песни в исполнении Назария Яремчука, Владимира Ивасюка, Софии Ротару, Василия Зинкевича?

Д.Я. — Да, мы его видели. Недавно были в центральном киноархиве и даже удивились, что люди там в хорошем смысле этого слова фанаты своего дела. Так заботливо все сохранено, и этот фильм тоже есть, мы его переписали.

ДЕТАЛИ

=Назарий Яремчук (1951—1995) был четвертым, последним ребенком в семье Назария и Марии Яремчук. Родился, когда отцу, Назарию Танасиевичу, было 64 года. Разница в возрасте между родителями Яремчука была 30 лет (фактически Мария Дариевна была женой его приемного сына от первого брака). Когда они оба овдовели, то решили, поскольку и так жили под одной крышей, пожениться.

Отец мечтал, чтобы сын Назарий стал священником.

=Вместе с братом Богданом Назарий играл в местной футбольной команде «Карпаты», которая в 1969 году стала чемпионом Ивано-Франковской области. Детское увлечение потом проявилось в интересе к спортсменам, дружбе с футболистами, в конкретных делах — Назарий Яремчук принимал участие в возрождении львовских «Карпат» и перечислил на счет команды средства, заработанные на одном из концертов.

=К бит-группе, которую в 1966 году создал в Вижнице Лев Дутковский, теперь народный артист Украины, Назарий пришел случайно в ноябре 1969 года. И когда он запел «Дивлюсь я на небо», всех поразил удивительно звонкий и чистый голос будущего артиста.

=В 1973 году ансамбль «Смеричка» перешел под эгиду Черновицкой филармонии. Яремчук переводится на заочное отделение, а позднее, когда в коллективе случились недоразумения, оставляет «Смеричку» и устраивается по специальности — старшим инженером кафедры экономической географии университета. Но только близкие люди знали, как он мечтал о сцене. Именно они настояли на возвращении Назария в «Смеричку», и он на долгие годы стал неизменным художественным руководителем коллектива, его голосом и душой.

=В 1988 году, когда Назарий побывал и в Афганистане, и в Чернобыле, власть дала согласие на его гастроли в Канаде (до тех пор имя певца несколько раз вычеркивали из списков как «неблагонадежного», поскольку у него были родственники за границей). Назарий до последнего не мог поверить, что увидит брата.

=Ему дважды предлагали переехать в Киев, обещали квартиру на Крещатике, были и привлекательные предложения из Москвы. Но Яремчук остался верным раз и навсегда избранному пути.

=Уже продолжительное время в Черновцах идут разговоры относительно изменения надгробного памятника Назарию Яремчуку. Это связано с тем, что скульптурное изображение на нынешнем надгробии не имеет портретного сходства с покойным.

=В родительском доме Назария в Вижнице его сестра Екатерина, похоронив трех братьев, создала семейный музей, сохранив обстановку этой простой хаты. Среди экспонатов — старинные фотографии и первый концертный костюм Назария Яремчука.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме