Сковорода подскажет, где нам счастье найти. Быть ли в столице музею великого философа?

Поделиться
Григорий Сковорода – незыблемая константа нашей культуры и духовности. Об этом великом украинско...

Григорий Сковорода – незыблемая константа нашей культуры и духовности. Об этом великом украинском философе и говорили (в деталях, в научных подробностях и с перспективностью дальнейших планов) на недавнем круглом столе, тема которого сформулирована емко – «Наш современник Григорий Сковорода».

В полилоге, затронувшем феномен Сковороды в разных ракурсах, участвовали известные ученые, литературоведы, поэты. А также представители Полтавщины, Слобожанщины (мест, непосредственно связанных со сковородинскими жизненными и творческими тропами). Почтенное собрание попыталось заглянуть далеко вперед… Сразу в 2022-й. В этом году – то есть через 13 лет – будет отмечаться
300-летие со дня рождения великого философа. В связи с этим возникла тема «музея Сковороды в столице». Такого музея на самом деле нет.

Тем не менее некоторые экспонаты в «музей Сковороды» уже передали — посуду, сноп пшеницы с родины путешествующего философа, скульптурки, рисунки — работы детей.

В Украине существует несколько музеев философа (в Переяславе-Хмельницком, в Чернухах, в Сковородиновке). Столица же пока безмолствует. Памятник поэту на Подоле с неким прискорбием смотрит в сторону Киево-Могилянки.

Кстати, участники круглого стола предлагали даже некоторые варианты мест, где бы мог расположиться такой музей. Например, в одном из зданий той же Киево-Могилянской академии. Ведь после школы (в 12-летнем возрасте) в 1734-м юный Григорий едет в Киев и поступает именно в Киево-Могилянскую академию. Здесь Сковорода освоил греческий, латинский, польский, немецкий, древнееврейский языки, быстро превзойдя своих сверстников. Конечно, сразу возник вопрос: а чем будет наполнен этот музей? Но присутствующие уверили, что волноваться об этом не стоит. Потому что будущий музей Сковороды наполнить значительно легче, нежели мифический «Мистецький Арсенал». Ведь и в Институте литературы по сей день хранится полное собрание рукописного наследия Сковороды.

— В мире существует свыше тысячи памятников Тарасу Шевченко, но нет академического издания его сочинений, — говорит Сергей Анастасьевич Гальченко, заместитель директора Института литературы НАН Украины, исследователь творчества Сковороды. — Так же как нет академического издания произведений Сковороды. Это и должно стать основным направлением нашей работы. Ведь специалистов, знающих нюансы языка Сковороды, мало. Тем более что сегодня все нужно комментировать по-новому. Скажу, что в нашем Институте литературы имеется самое полное собрание рукописного наследия Григория Сковороды…

***

Украинский философ был человеком мирового культурного контекста. Даже слово «мир» у него в трех значениях. «Мір» — как сообщество людей, о котором он писал: «Мір ловил меня, но не поймал», а также были — «мир» и «мыр». Поэтому «ювелирный» подход к его работам столь необходим.

— Сам Сковорода никогда и не занимался «обнародованием» своих произведений, — рассказывает Владимир Стадниченко. — Его удовлетворяли каллиграфические записки, которые он делал либо сам, либо его друзья. Первая публикация была сделана Михаилом Антоновским через четыре года после смерти философа — в 1798-м. Тогда он впервые и опубликовал его трактат «Наркис», правда, с большими сокращениями и анонимно. Следы Сковороды искали и в Почаевской лавре. Представьте, обнаружили там сборник песен «Богогласник». В начале XIX века интерес к личности Сковороды возрос, начали печатать его песни, байки, первые трактаты, воспоминания. Но это был взгляд на Сковороду скорее как на чудака, на путешествующего философа. Что же касается начала нашего, XXI века, то тут произошел настоящий сковородинский взрыв…

Круглый (сковородинский) стол не мог не затронуть и знаменитое учение Сковороды о природе человеческого счастья. «Щастіє, где ты живеш? Горлицы, скажите!» Сковорода призывал к счастливому способу жизни и толерантным отношениям. Он еще 250 лет назад будто бы напутствовал потомков: познать себя — значит познать мир, жить честно с природой и совестью; браться нужно лишь за то дело, которое осилишь. «Нужно только узнать себя, куда кто рожден. Лучше быть натуральным котом, нежели с ослиного природой львом. Гоняться в звании за доходами есть неложный знак несродности». Неплохо бы эти напутствия перечитывать некоторым и сегодня, нынешним политикам особенно…

Среди участников сковородинского собрания: Борис Войцеховский, Сергей Гальченко, Николай Кривчун, Раиса Лазарева, Лидия Лец, Борис Олейник, Людмила Рингис, Михаил Сикорский, Николай Соляник, Петр Тронько… Координаторы круглого стола – Иван Гришин (профессор Харьковского национального технического университета сельского хозяйства, автор проекта «Сковорода-300») и Владимир Стадниченко (лауреат Международной премии имени Г.Сковороды).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме