Шерлок Холмс, иллюзия обмана

Олег Вергелис 15 января, 00:22
шерлок_2

Читайте также

"1+1" анонсирует очередную киноманию XXI века — "Шерлока" от ВВС. Судя по всему, премьерным прицепом к прежним сериям станет "Безобразная невеста", новогодний бонус к знаменитой франшизе. 

Премьеру "Невесты" прогрессивное шерлокоманское человечество увидело в новогоднюю и последующие ночи (на зарубежных каналах и в Сети). В Британии премьера собрала у экранов более 8 млн телезрителей, уступив рейтинговую пальму только праздничному фейерверку. Споры вокруг фильма не только не утихли, но разгорелись с новой силой. 

Как не поспорить? Любимого сыщика всех времен и народов представили законченным наркоманом… 

(В этой связи, нижеследующий отклик — не рецензия, не спойлер, а, скорее, "инструкция по применению": как следовало бы понимать коварство замысла Марка Гэтисса и Стивена Моффата (создатели) и как его применять, отталкиваясь от Конан Дойла). 

Но прежде слово герою. 

"Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Глупец натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руки. А человек толковый тщательно отбирает, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и разложит их в образцовом порядке".

Пассаж принадлежит Шерлоку (см. текст Конан Дойла). Такой спич напрямую отражает концепцию скандальной "Безобразной невесты". 

Создатели проекта, вышеупомянутые Гэтисс и Моффат (вместе с режиссером Дугласом Маккинноном), перенесли действие из обжитой современной квартиры на Бейкер-стрит, 221-б — на маленький, захламленный "чердак". 

Собственно, в мозг Холмса. В "чертоги разума", как уточняет сам герой. 

Здесь минута внимания: чертоги разума, как правило, расположены на одной улице, рядом с "чертогами безумия". 

Внешний антураж премьерной "Невесты" — густые лондонские туманы XIX века. Можно сказать, здесь сама колыбель истории Холмса. Когда он только появился на свет в повести "Этюд в багровых тонах" на страницах "Рождественского ежегодника Битона" (1887 г.). 

Вот он появился — там и тогда. И вскоре (уже в "Невесте") приступил к расследованию одного небанального преступления. 

В туманах Лондона бродит странная женщина с окровавленным ртом. И с диким визгом "YOU!" убивает наповал плохих мужчин, былых обидчиков. 

Фокус в том, что сама она давно убита. Но беснующийся ее призрак держит в оцепенении всю Британскую империю. 

И только умный Шерлок, педантично разложив инструменты на своем "чердаке", не верит в привидения. Он знает: мотив всех совершаемых на свете злодейств — любовь и деньги. А значит — человеческое "эго". Безо всяких чучел и беснующихся фантомов. 

Поклонник "Шерлока", прежде облюбовавший его нрав и профдеятельность в XXI в. (благодаря трем предыдущим сезонам), теперь настраивается на викторианскую эпоху. С ее готикой, экзотикой. И другими прелестями. 

Этот зритель смакует терпкий лондонский туман позапрошлого века. 

И тут-таки — жестокий облом. Премьерная "Невеста" — оказывается — многослойным пудингом, а не строго линейной сказочкой-детективом. И в таком английском пудинге викторианский позапрошловековой снег — лишь один из слоев атмосферы. Потребляя который зритель должен дать себе зарок: не верь тому, что видишь и не внимай тому, что слышишь! Все зримое и слышимое — обман, подвох, иллюзия, подмена. То есть: наркоманский бред и кошмарный сон популярного сыщика. 

Викторианский художественный "фильм" существует исключительно в его голове. В тот момент, когда он, превысив дозу, сладко уснул в самолете, а уже приземлившись, нечаянно оборвал финал своего же наркоманского викторианского произведения. 

"Безобразная невеста", как заметили поклонники и противники, использует прием а-ля Кристофер Нолан ("Начало"), предполагающий следующее: основная матрица жизни — прогулки по сновидениям, а явь и реальность, извините, это все относительно. 

Таким образом, Шерлоку в его новейшем "кино", дана полнейшая свобода действий. Для него не существует реального мира, есть только любимый персональный "чердак", наполненный инструментами и наркотическими препаратами. И исключительно от дозы зависит, в какую степь заведет его холодный разум с дедуктивным методом вкупе. 

Всем своим наркоманским фильмом Шерлок отрицает что-то очевидное и подтверждает нечто невероятное. А его системное безумие разбрасывает, где хочет, коварные силки — с целью удержать в нужной форме его же расплавленный разум. 

Поэтому мир Шерлока — биполярный. (О чем мечтает, например, один известный российский политик). В случае Холмса, биполярность — разум и безумие, гений и злодейство. Полюса в его мире, на персональном "чердаке", постоянно варьируются. Сам Шерлок — гений и безумец, а его оппонент Мориарти — безумец и гений. 

По настоянию Моффата—Гэтисса биполярный мир в модном сериале становится еще и бисексуальным. Темные подводные течения вроде влекут безумца и гения друг к другу. Причем до такой степени влекут, что у одного из них просто-таки едет крыша. И призрак Мориарти уже нагло является на "чердак" Шерлока. Дразнит его высунутым языком и игривыми гримасами. По ходу приговаривая: "Смерть — это так сексуально!".

Мориарти превращается в его демона-мучителя. В часть силы, которая регулярно продуцирует Зло, но без нее не ощутимо Благо. 

В этом же постмодернистском поп-пудинге (в "Безобразной невесте" то есть) намешано-замешано и "это", и многое другое. От ребуса — до анекдота. От готики — до феминизма (несколькими годами ранее Г.Ибсен написал свой "Кукольный дом", вроде предвосхитив страшную месть мужчинам со стороны теперешней Невесты). Естественно, здесь заметен Фрейд. Здесь же — слэш. 

Последний ингредиент, как известно, специальный "жанр" фанатских сочинений, отражающих надуманные романтические похождения известных персонажей. Слэш продуцирует целую субкультуру! Нет сомнения, что некоторые сюжетные повороты на "чердаке" рождены именно миллионами постов фанатов-шерлокоманов. В воображении которых герои Бенедикта Камбербэтча, Эндрю Скотта и Мартина Фримана давно и радостно живут друг с другом параллельными и очень интересными жизнями. В общем, наяву необычайно яркий пример, как зритель-болельщик нагло поворачивает русло киносюжета — в нужную ему сторону. 

Они мечтают, чтобы Мориарти страдал по Шерлоку (или наоборот) — наслаждайтесь. Они мечтают о воскрешении ранее убиенного злодея, забрасывая создателей ультимативными требованиями — и надежда на вечную жизнь Мориарти не умрет, покуда сценаристы не устанут водить за нос поклонников (и не устанут от самого Шерлока). 

Мориарти в этой франшизе — как вирус, взламывающий защищенные программы. А Шерлок — как несокрушимый винчестер, в котором тоже иногда находятся изъяны.

Расследования преступлений безобразных невест (или опасных террористов) — только дополнительный повод прояснить и укрупнить подлинный конфликт многосерийной шерлоковатсономориартидрамы. Она — в противостоянии вируса и винчестера. И сама драма эта дана зрителю не как детективный сюжет, а как повод — понять (или придумать): кто же на самом деле этот загадочный человек, похождения которого нашли отражение в 260 экранизациях. 

Так вот, не верим тому, что видим, слышим или читаем о нем. 

Шерлок, естественно, лишь плод литературной фантазии Ватсона, его желанная модель человека-интеллектуала (сам Ватсон раскололся на эту тему в "Невесте"). 

Ватсон описал такого человека, какого хотел бы видеть, а не того, кем тот был на самом деле (отшельником? наркоманом? социопатом?) 

Было — не было? И в этом тоже ребус от создателей "Холмса". Потому что подлинный Шерлок, как известно, не носил дирстокер; не был харизматичным как Камбербэтч; не твердил "элементарно, Ватсон!", использовал метод абдукции, а не дедукции. И так далее. 

Так что, "не верь глазам своим". В этом — концепция не только премьеры, но, пожалуй, и всей шерлокианы. Многосерийного кроссворда, где каждый пытается угадать нужные слова и знаки, хитро спрятанные в интерьерах или уликах. 

Был — не был? В любом случае, хочется верить, что все-таки был. И жил (или даже живет) на Бейкер-стрит толковый человек, наконец, завязавший с наркотиками, и различающий грани бытия: зла и добра, гения и злодейства, разума и безумия. Поскольку все остальное — не что иное, как лирическая паутина: 

"О, этот лондонский туман,

Лукавых замыслов арена, 

Игра, иллюзия, подмена, 

Обворожительный обман!" 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.82
EUR 27.64