САКРАЛЬНОЕ ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ПРОФАННОГО

Поделиться
Недавно я поставил свою подпись под обращением, призывающим отказаться от строительства еврейского общинного центра в Бабьем Яру...

Недавно я поставил свою подпись под обращением, призывающим отказаться от строительства еврейского общинного центра в Бабьем Яру. В моей жизни такое решение беспрецедентно, а потому требует определенных пояснений. Этим письмом я хотел бы обратиться прежде всего к евреям — живущим и в Украине, и за ее пределами. Естественно, было бы лучше, если бы мне, этническому украинцу, не пришлось высказывать свое мнение о проекте «Наследие». Но еврейское сообщество Украины в этом вопросе серьезно расколото, и голоса со стороны могут в чем-то помочь. Впрочем, кто тут может считаться «со стороны», если речь идет о Бабьем Яре?

Совершенно очевидно: я не против строительства еврейского общинного центра в Киеве, но я против строительства именно такого предлагаемого центра. У меня сложилось впечатление — возможно, несколько обидное для авторов проекта, за что прошу прощения — что они никогда не были в Бабьем Яру, а если и были, то телом, но не душой. Иначе они никогда не написали бы таких слов о планируемом центре: «Это место, куда людям нравится приходить», «всюду свежий воздух и приятная атмосфера», «центр должен восприниматься как второй дом», «уютный и красивый театральный зал», «это великолепный вариант при проведении …различных шоу, …танцевальных и песенных вечеров», «стеклянные стены, через которые можно будет, находясь внутри, наслаждаться видом леса» (здесь и далее ссылка на материалы спецвыпуска газеты «Хадашот», № 5 (91), сентябрь 2002 года). Я могу искренне повторить слова Максима Лисового: «Мне в Бабьем Яру физически плохо». И никакого наслаждения ни от вида леса, ни от архитектурных красот я никогда там не испытаю.

От всего проекта дышит чем-то языческим, богобезразличным, а потому — богопренебрежительным. В этом состоит главный мой упрек как его авторам, так и его инициаторам. Следуя этому проекту, можно возродить что угодно, но только не исповедальную, нелукавую пророческую традицию Израиля, всегда охранявшую сакральное перед наступлением профанного. А в возрождении именно этой традиции мы все — и иудеи, и христиане — так отчаянно сегодня нуждаемся.

Несколько штрихов об аргументации сторонников проекта. Если дело в опасении, что без строительства центра «через десять лет Бабий Яр потеряет свое значение и будет забыт» (Амос Авгар), то не следует ли так же позаботиться, скажем, об Аушвице и Майданеке, превратив эти места в «источник яркого возрождения общинной жизни»?! От самой мысли становится как-то жутко. Или если «Пурим здесь однозначно праздновать не будут» (Иосиф Аксельруд), то зачем тогда вообще строить грандиозный еврейский центр, в котором одни праздники можно будет проводить, а другие — нет. И еще одно: совершенно справедливо говорят посторонние жители города, что «нацисты во время войны превратили весь Киев в место убийств». Но этот аргумент свидетельствует скорее в пользу перенесения строительства центра подальше от Бабьего Яра, поскольку он, центр, и в этом случае будет мемориальным, оставаясь в то же время открытым для разнообразных празднований.

Перечень еврейских и нееврейских институтов и известных людей, поддержавших этот проект, меня мало убеждает, поскольку могу представить себе ход их мыслей. Чтобы выступить против идеи строительства такого центра, необходимо проявить определенное мужество. Если проект критикует еврей, он как бы наступает на горло собственной песне, а если нееврей — он как бы расписывается в собственном антисемитизме. Поэтому я так высоко ценю мужественные мнения, высказанные в цитируемой газете господами Виталием Нахмановичем, Борисом Финкельштейном, Михаилом Гурвицем, Дмитрием Гохватом, Валерием Димшицом, Максимом Лисовым, Анатолием Подольским (совершенно очевидно, что их значительно больше). Их тревога — одновременно и моя тревога.

Отдельную просьбу я хотел бы адресовать спонсорам проекта из Америки. Благодарно вспоминая об их пожертвованиях, я прошу их сосредоточить свое внимание не на символике Бабьего Яра, а на благе евреев, общинную жизнь которых они желали бы возродить. Чего будет стоить помпезный центр, если часть еврейской общины Киева и ногой туда не ступит? Не станет ли в таком случае соседство с Бабьим Яром символом не столько расцвета новой жизни «среди веток, листвы и птиц», сколько новых болезненных потерь, теперь уже духовных?

Этот проект можно было бы назвать слишком американским, если бы в нем не проявлялся синдром, который является скорее постсоветским и наблюдается иногда при строительстве, скажем, христианских храмов. Я имею в виду недостаток чувства меры, такта, а потому и вкуса. Не стены творят счастливое сообщество. Без духа единства и согласия даже самые роскошные храмы и мемориалы в конце концов пустеют. Поэтому я искренне желаю еврейскому сообществу Киева (а также всей Украины) такого общинного центра, который будет адекватен их потребностям и достоин их исторической боли.

Убежден, что тревожное предостережение Виталия Нахмановича «сегодня решается судьба нового Холокоста» является преувеличением, вызванным трагическим рефреном еврейской истории. Однако я тоже с тревогой слежу за случаями кладбищенской «войны символов», время от времени вспыхивающей между иудейскими и христианскими общинами в Украине и других государствах, и не могу не увидеть в ней угасание духа мира и профанацию Таинства жизни (к сожалению, с обеих сторон). Парад символов в Бабьем Яру, который может вот-вот начаться по инициативе разных общин, со всей неизбежностью превратится в войну символов, которая затронет не только потомков покоящихся здесь жертв, но и всю общественность Украины. Было бы воистину роковым, если бы бензин в этот тлеющий огонь плеснули сами евреи.

Поэтому я призываю всех, кто уполномочен принимать решения по упомянутому проекту, приостановить его выполнение, успокоить взбудораженные эмоции и вернуться к обсуждению самой концепции еврейского общинного центра в Киеве. Конфликт задел слишком серьезный болевой нерв страны, чтобы с легкостью полагаться на собственные амбиции, групповую солидарность, а еще хуже — на материальные интересы. Прав Борис Финкельштейн, обратив внимание на символику куреневской трагедии: нельзя допустить, чтобы новые ошибочные решения, принятые по Бабьему Яру, обернулись еще одним селем, который затопит теперь уже наши сердца.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме