Режиссер Валерий Ямбурский: «Отношусь к русскоговорящим, но кино хочу снимать на украинском»

Поделиться
Как известно, в Украине сегодня снимается мало художественных фильмов (без учета телевизионной кинопродукции)...

Как известно, в Украине сегодня снимается мало художественных фильмов (без учета телевизионной кинопродукции). И каждая такая картина — под особым прицелом критиков. Новую ленту молодого режиссера Валерия Ямбурского «День побежденных» по мотивам романа Владимира Яворивского «Криза» (киностудия имени А.Довженко) уже увидели на Каннской киноярмарке и на недавнем Севастопольском кинофестивале. А вот когда увидит широкий зритель — неизвестно. Впрочем, режиссер признался «ЗН», что его картина вскоре попадет еще на несколько международных форумов.

— Вы чувствуете себя действующим лицом современного отечественного кинопроцесса или, может, воспринимаете как «человека со стороны»?

— У нас каждый сознательный гражданин Украины чувст­вует себя действующим лицом. Результат на то самое лицо. Я всего лишь занимаюсь любимым делом — вот и все. Оценивать свой вклад или долю рано. А смеяться над собой не буду лишь потому, что уверен — всегда найдутся те, кто с удовольствием это сделают за меня.

На съемках фильма «День побежденных»
— Что определило ваш выбор материала для полнометражного фильма «День побежденных»? Произведение Яворив­ского понравилось? Или Яворивский искал режиссера-исполнителя для экранизации своей книги?

— Случайно прочел книгу Владимира Яворивского «Криза». История меня настолько увлекла, что за неделю написал сценарий. Это я уже потом узнал, что Яворивский многим предлагал снять фильм по его книге, однако никто не брался. Причина — роман крайне сложный. Я только сейчас понял, что для первой полнометражной ленты это был достаточно дерзкий выбор. Но, как известно, в карточной игре везет дилетанту — он правил не знает. Я думаю, именно это мне и помогло.

— Вмешивался ли нардеп в съемочный процесс?

— «Не говори, что мне нужно делать, и я не скажу, куда тебе нужно пойти!» Нет, не вмешивался, за что отдельная ему благодарность.

— Была ли финансовая поддерж­ка со стороны БЮТ в процессе кинопроизводства, учи­тывая, что автор книги — один из лидеров этой фракции?

— Нет, не было, но это уже к сожалению. Однако нужно отметить, что Владимир Александро­вич помог решить некоторые воп­росы, связанные с кинопроизводством.

— Ваш фильм как песня обреченным: село выглядит довольно упаднически… Есть ли у вас лично надежды на возрождение современного украинского села, лучших его традиций?

— Песня обреченным? Я не согласен. Мне очень хотелось передать абсурдность их жизни. Как может поколение, прошедшее через испытания голода, вой­ны и строительства коммунизма, потеряв в конце жизни свои идеалы, жить так нелепо. В этом вся абсурдность. Удивительно, но они по-своему счастливы. Другой вопрос, что они забыты… Возродит­ся ли село? Время покажет. В предсказаниях самое сложное — это предвидеть будущее.

— Какие украинские тексты (помимо Яворивского) вас волнуют в плане возможных киноинтерпретаций?

— Заинтересовавших меня украинских произведений пока больше не встречал. Хотя уверен, что таковые существуют. Наде­юсь, что найду. Хочу заметить, что я отношусь к так называемой русскоговорящей категории. Но мне безумно нравится снимать фильмы на украинском языке. Это не вопрос патриотизма и не дань моде. Вопрос особого колорита и энергетики. Если этот фильм перевести на русский, он многое потеряет. Выражаясь образно: итальянский мат прекрасен лишь на итальянском языке.

— Как вы вообще оцениваете тенденции современной украинской литературы? Выде­ляете ли из этого потока кого-то персонально?

— Как и любой другой вид искусства, литература переживает кризис идей. Хочу подчеркнуть, что это мое субъективное мнение, не претендующее на абсолютное. Из всего, что я читал, мне действительно нравится Владимир Яворивский. Это не попыт­ка заработать себе дивиденды. Очень жаль, что человек, обладающий талантом писателя, вынужден заниматься политикой. Талант, как и глупость, дар Божий. И тем и дру­гим нужно правильно распоряжаться.

— Что определило ваш выбор — выбор кино. Интересен ли вам еще короткий метр (вспоминая успех «Приблуды»)?

— Выбор определил слу­чай. Впервые попал на съемочную площадку пять лет назад в качестве администратора в фильме «Мелкий дождь», режиссером которого был Георгий Делиев. Сам процесс настолько меня увлек, что вне кино я себя уже не представлял. Так что Жора в какой-то степени стал крестным отцом. Рядом с ним я получил первый опыт. А крестной матерью стал Виктор Степанович Гресь, с подачи которого были экранизированы два моих сценария, а после уже сам получил возможность дебютировать в качестве режиссера. Этому человеку я буду благодарен до конца своих дней.

Что касается короткого метра, то с большим удовольствием еще поработал бы в таком формате. Во Франции, например, короткометражки очень популярны. У нас, к сожалению, нет.

— Как вам работалось на съемках с местным сельским населением? Были ли случаи отказа с их стороны принять участие в подобной работе?

— Местное население активно участвовало не только в съемках, но и в оказании помощи в организации съемочного процесса. Об отказе и речи быть не могло. Для них это было событием.

Недавно мы организовали предпремьерный показ в селе, где снимали. Вначале они смеялись при каждом появлении своих односельчан на экране, а после уже втянулись в события фильма. Реакция была бурной.

— Кто из современных украинских актеров, на ваш взгляд, нынче недоиспользован кинематографом, телевидением? Ходите ли вы в театр? Ищите ли там героев своих будущих лент?

— Это можно сказать про всех актеров в общем. Кино снимается мало, так что им приходится довольствоваться, в лучшем случае, сериалами. Я бы не хотел выделять кого-то. Похвалить одних — обидеть других. Скажу лишь, что потенциал огромен. Многим мешает складывшийся годами стереотип. Мне же было интересно «поломать» актеров, расширяя рамки их возможностей. И хочу заметить, что их возможности оказались шире моих рамок.

Если получается, хожу в театры. Выискиваю, отслеживаю, отмечаю. Смотрю много фильмов.

— Сколько вам нужно денег для полного киносчастья ?

— Мы живем в материальном мире. Чувство меры нужно только для того, чтобы отличать художника от ремесленника. Без денег, к сожалению, идея остается лишь идеей. Поэтому режиссеры, как и другие представители культуры, протягивают руку дружбы ладонью вверх. Таковы реалии жизни. Ситуация заставляет быть исключением из правил приличия. При бедности иметь хорошие манеры всегда тяжело.

Господа имущие, добрым быть совсем нетрудно. Нужно всего лишь представить себя на месте того человека, которому нужно что-то дать.

Хотя, «если у Бога просить много, он может и послать».

— Если в России две беды — дураки и дороги, то какая одна, но главная беда у молодого украинского кинематографа?

— Интересный вопрос. Я раньше об этом не задумывался. Наверное, прежде всего, отсутст­вие денег. Сталин как-то попросил ознакомить его со статистикой советского кинематографа. Ему ответили, что на каждые сто фильмов, снимаемых в год, приходится 1520 средних, 810 — хороших, 35 — очень хороших. Сталин тут же предложил снимать только 35 очень хороших фильмов, после чего урезал финансирование кинематографа. У нас сейчас подобная ситуация. Мы снимаем 23 полнометражных фильма в год и хотим, чтобы все они были шедеврами. Та­кого не бывает. Поэтому наша выс­шая материя зачастую низше­го качества. Это не тот случай, что для получения качества — нам нужно уменьшить количество.

К сожалению, единственное, чему учит нас опыт, так это то, что он нас ничему не учит. Может, для того, чтобы обратили внимание на голого короля, рядом просто нужно поставить голую королеву?

— Есть ли «средства» для излечения нашего кино от подобных бедствий?

— Даже если тебя проглотили — у тебя есть, как минимум, два выхода. Нужны деньги и правильные законы для поддержки национального кинопроизводства. Государство должно понимать: чем больше сегодня оно тратит на культуру, тем меньше завтра будет тратить на тюрьмы. Лучше сразу заплатить, чтоб потом не расплачиваться.

В борьбе со здравым смыслом победа, к сожалению, всегда за нами. Ведь женщине для того, чтобы быть женственной, нужно быть более мужественной. Так и нашему кино. А пока наоборот — с ним происходит то, что не вошло в «Камасутру» по этическим соображениям.

Короткий синопсис

Валерий Ямбурский, по мнению многих украинских критиков, сегодня один из самых талантливых и перспективных режиссеров украинского кино. Успех ему принес короткометражный фильм «Приблуда». В ленте речь идет о жизни двух пожилых соседей и пса-дворняги. Причем для съемок перепробовали свыше двух тысяч псов. В результате выбор пал на дворняжку, которая знала только три команды: «снято», «обед» и «старт».

А вот события уже полнометражной ленты «День побежденных» разворачиваются в селе Текливка на Киевщине. Герои — сельские жители, жизнь которых состоит из драматических и комедийных эпизодов. Несмотря на различные конфликты и даже распри, у этих людей все равно есть ощущение единой семьи, хоть судьбы их и исковерканы историей и личными обстоятельствами. В фильме снимались местные жители, а также актеры Михаил Голубович, Лариса Руснак, Елена Стефанская.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме