«Путин» против тоталитаризма. Белорусская оппозиция предупреждает: в Украине бродит призрак диктатуры

Поделиться
«Система Путина», «Письмо Анне» (о погибшей Анне Политковской), «Площадь» (о Майдане в Минске), «Све...

«Система Путина», «Письмо Анне» (о погибшей Анне Политковской), «Площадь» (о Майдане в Минске), «Светлана о Светлане» (о дочери Сталина)и другие — все эти фильмы были собраны под одной «крышей» в рамках отдельной программы 38-й «Молодости» — «Кино против тоталитаризма». По этому поводу состоялась дискуссия, в которой участвовали сын Анны Политковской — Илья Политковский; создатели фильма «Система Путина» — режиссер Жан-Мишель Карре и сценарист Джил Эмери; режиссер ленты «Светлана о Светлане» Лана Паршина; один из лидеров белорусской оппозиции Анатолий Лябедько. Тема разговора задана сурово — «Диктатуры в современном обществе и медиа. Кино как средство пропаганды».

Названные фильмы — из разных стран. Но их объединяет — политика. Здесь очень кстати высказывание: «Если ты не интересуешься политикой, то очень скоро политика заинтересуется тобой». Все проекты программы «Кино против тоталитаризма» — документальные. И практически все эти ленты не могут пробиться в российский прокат. По мнению кинематографистов-создателей, эти их ленты — о режимах, которые угрожают демократиям мира.

Гости «Молодости» говорили также о том, что после помаранчевой революции очень уповали на украинскую демократию… О том, что именно наша страна могла бы стать оплотом в борьбе с диктаторскими режимами на постсоветском пространстве.

И тут же вопрос: «А не заангажированы ли вы сами помаранчевой революцией?» — «Ни в коем случае! Мы снимали кино о вашей части мира, не являясь частью этого пространства. То есть мы люди извне…»

Стоит уточнить: лишь создатель фильма «Площадь» — режиссер из Белоруссии Юрий Хащеватый. А, например, «Система Путина» позиционируется как французская лента (режиссер Жан-Мишель Карре), «Письмо Анне» снял швейцарский режиссер Эрик Бергкраут, «Светлана…» снята в США (совместно с Россией).

«Система Путина» — копродукция Франции, Германии, Литвы и украинского канала СТБ. Средства на производство этой картины поступали также из Австралии, Канады, Италии, Швеции, Норвегии. Но, несмотря на участие украинского телеканала, этот фильм еще не попал в программу телепередач.

«Наш фильм — о рождении диктатуры и о России», — говорит французский телевизионщик Жан-Мишель Карре (автор документального фильма о гибели подлодки «Курск»). И Карре, и журналистка Джил Эмери проинтервьюировали для картины многих людей — от Владимира Буковского и Гарри Каспарова до Витаутаса Ландсбергиса и бывшей учительницы Путина Веры Гуревич. Их высказывания в ленте идут как «спайка» с кинохроникой, а также с цитатами из советских фильмов «про разведчиков». Получается этакая документально-игровая «краткая история России», только сквозь призму жизни ВВП. Учительница Владимира Владимировича, например, трогательно вспоминает, как когда-то советовала юному Володе следить за своей походкой: «Ты же ходишь как пингвин!».

А вот кремлевская хроника ельцинских времен: Борис Николаевич встречается с «кем-то», вокруг него — люди-люди, но один из присутствующих смотрит на Ельцина очень пристально…

— О Путине гораздо легче снять кино в Украине, нежели в России, — уверен Жан-Мишель Карре. — Причем эту тему мы хотим развивать… Может, даже снимем новый финал картины. К этому можно будет добавить материалы последних выборов в России. Ведь Медведев — продолжение Путина. Когда мы были на съемках в России, говорили всем, что снимаем кино о новой России. Но нам удалось попасть и в архивы. В итоге набралось 200 часов материала: интервью с разными людьми, в том числе со школьными друзьями Путина. Правда, пришлось отказаться от многих эпизодов, чтобы ярче рассказать не о человеке, а о системе…

Да, мы хотели взять интервью непосредственно у Путина. Однако ни он, ни люди из его окружения не согласились встретиться с нашей съемочной группой.

Как признались и режиссер, и сценарист фильма о Путине, хотя в России и существует запрет на их картину, но все же ничто не может помешать распространять DVD-копии. Да и в Интернете желающие могут найти все что угодно. В прайм-тайм фильм пока не попал даже на французском ТВ. Сами авторы говорят, что публика «хочет чего-то полегче». Да и многие критики высказались, мол, лента провалилась между двумя сегментами аудиторий. Любители документального жанра и интеллектуалы не найдут в «Системе…» ни новой информации, ни серьезного анализа, а «домохозяйки» вряд ли захотят в прайм-тайм смотреть на говорящие головы.

***

Бурные споры вызвал 87-минутный документальный фильм режиссера Юрия Хащеватого о минских акциях протеста в марте 2006 года. В ироничном ключе в ленте представлена позиция белорусских властей. Оппозиционер Анатолий Лябедько, приезд которого в Украину сопровождался необычайными трудностями, так как в его паспорте — запрет КГБ на выезд из Белоруссии, представил картину на «Молодости»,

— Совсем недавно Евросоюз снял запрет со въезда Лукашенко в Европу, — говорит Лябедько. — Да, президент Белоруссии может купить билет и приехать в Брюссель, а я вот не могу! В моем паспорте отметка белорусского КГБ о невыезде! Знаете — это же миф, будто Белоруссия — гомо советикус. Фильм разрушает этот миф. Наше белорусское ТВ принадлежит только олигарху А.Лукашенко. Одно лицо и одни усы! И в день выборов, еще в 2006-м, подданные президента предупредили: «Если кто в день голосования выйдет на площадь и будет устраивать митинги, то это повлечет за собой аресты!». Я не думал, что такое может быть… Потому что, когда мы только пришли на площадь, там было около 40 тысяч людей. И были уже беспомощны и спецназ, и КГБ. И я понял, что ради этих людей стоит заниматься политикой. Нельзя изучить Путина, не изучив Лукашенко! Это лаборатория.

Уже сформировался устойчивый термин -- «лукашизм» — смесь коммунизма, фашизма, латиноамериканского популизма. Диагноз здесь политический — Лукашенко болен властью. У Лукашенко — четыре «дела Гонгадзе». В нашей стране нет никакой избирательной демократии. На выборах в 2006 году было задействовано 120 000 человек, из них от оппозиционных структур — единицы.

Признаю, что в Белоруссии есть хоть какая-то зыбкая демократия, если фильм «Площадь» покажут по белорусскому ТВ.

Многие у нас оправдывают политику Лукашенко якобы чудом экономическим. Но чуда здесь нет, так как у Белоруссии выгодный энергетический грант от России. И в Белоруссии не проводилась приватизация.

Белорусский оппозиционер Лябедько предупредил: и Украина сейчас на грани диктатуры, если, согласно некоторым социологическим опросам, уже 70% украинских граждан согласны жить «под диктатором», лишь бы быть сытыми и обутыми!

***

А вот Лана Паршина, которая сняла картину «Светлана о Светлане», призналась, что ее замысел был абсолютно аполитическим.

— Для меня все это — лишь человеческие истории, — говорит режиссер. — Ведь тоталитаризм — это власть одного человека. И мне было интересно исследовать хотя бы частично психологию диктатора, общаясь с дочерью «вождя всех народов». Считаю, что режиссер должен снимать прежде всего то, что интересно ему самому. Только тогда это заинтересует зрителя.

***

Еще один фильм программы — «Письмо Анне» — о политической подоплеке убийства Политковской. Как известно, журналистка активно выступала с критикой политики Путина. Почему элегантную женщину, которая всегда, на стороне слабых и бесправных, хладнокровно застрелили? «Письмо Анне» — поиск ответа на этот вопрос.

— Это лучший фильм о моей маме, — говорит сын Анны Илья. — Да, естественно, картину зрители будут воспринимать по-разному. До Киева я смотрел фильм в Берлине. И интересно было наблюдать за совершенно разной реакцией. В Берлине бурные эмоции публики вызывали одни эпизоды, в Киеве — совершенно другие…

Политковская часто публиковала в «Новой газете» свои беседы с людьми, у которых война отняла близких. Она была также праведным голосом российских военных. Благодаря своей работе Анна нажила много врагов среди «могущественных», и 7 октября 2006 года 48-летняя журналистка была застрелена в подъезде своего дома. Причем в день рождения президента России…

В фильме есть кадры: Анна заходит в супермаркет, присматривается к детским вещам, так как в феврале должна родиться ее внучка. До гибели — два часа...

Много синхронов самой Анны. «Почему ты еще жива?» — спрашивают журналистку. Она отвечает: «Если серьезно, воспринимаю это как чудо…».

***

В политическом — документальном — особенно принципиален ракурс. Взгляд того, кто смотрит… В этой связи «ЗН» и адресовало вопрос создателю фильма «Система Путина» режиссеру Жан-Мишелю Карре: «А возможно ли развитие вашей темы о «системе» — объективности ради — уже в отношении иных политических деятелей? Например, могут ли появиться проекты «Система Ющенко», «Система Саакашвили», «Система Лукашенко»?» На это режиссер ответил: «Вы знаете, мне все-таки более интересна китайская «система»…»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме