ПОЛЮБИ МЕНЯ ЧЕРНЕНЬКИМ...

Поделиться
Ах, несчастные мы слепцы! Раздавленные идеологическим, экономическим, государственным кризисом, м...

Ах, несчастные мы слепцы! Раздавленные идеологическим, экономическим, государственным кризисом, мы либо ставим на себе жирный эсхатологический крест, либо впадаем в пафос «незалежности», но привычно и упрямо не замечаем главного - ближнего своего. Это в жизни, а жизнь наша сегодня вовсе не театр, и театр наш сегодня не зеркало, не трибуна, а черт те что, впрочем как и жизнь.

Однако ближе к сути. Киевский театр юного зрителя, малая сцена, премьера спектакля «Настоящий бразильский кофе». Необходимо отдать должное дарованию драматурга, название привлекает, кофе дорожает, а здесь билеты почти даром, «ну за очень смешную цену». Но оказавшись в зрительном зале, мы с горечью понимаем: кофе не будет. Судя по декорациям Евгения Карася, будет обычная «совковая чернуха», коей мы уже объелись по уши. Однако в ТЮЗе сей подпорченный продукт подают с музыкой на манер той, что звучит в наших подземных переходах. Знаменитых братьев Ищуков изображают Дмитрий Маркитантов (саксофон) и Олег Мовлянов (аккордеон), словно приглашая нас изысканной музыкой Портера к танцу. Но танцев не будет тоже. А будет извечная проблема отцов и детей в эпоху перелома, когда подрастающее поколение впадает в рыночную экономику, а их отцы из этой самой экономики выпадают. И процесс этот уже дошел, кризис вызрел, нарыв вскрывается, под аккомпанемент отборнейшей брани и смачных плевков.

Сын (Александр Башкиров) зарабатывает деньги мытьем автомобилей и содержит отца (Александр Бессмертный), бывшего актера русского театра (кстати, действие пьесы происходит во Львове), ныне безработного. Папаша пытается убедить сына в том, что деньги - ценность мнимая. Но новое поколение «уже выбрало пепси». Деньги, деньги, деньги - вот что сегодня мерило нашей жизни, и их отсутствие автоматически подразумевает отсутствие бытия. Молодежь обрела свою идеологию без нашей помощи. И мы, причисляя себя к потерянному поколению, счастливо устроились на содержании если не у своих детей, то уж у государства во всяком случае. И да здравствует наше безгрешное иждивенчество, мог бы провозгласить отец - лучше гордая нищета, чем гроши за унизительный труд. Нам дорог и понятен его пафос, мы с ним солидарны. Но... Неожиданно сверху (с неба что ли?) падает доллар, зелененькая наша надежда, «бакс» в простонародье. Сыну заплатили не фантиками, а... Отец мгновенно преображается, будущее внезапно обретает лучезарные черты, ибо доллар - это мясо (к черту пост!), это квартплата, это виски, это все!!! Да вот только сын доллар не отдает. Вот ведь в чем конфликт современности.

И вдруг сквозь избитый банальный сюжет мы начинаем угадывать иной - причудливый и нежный. И внезапно замечаем, что играют-то актеры совсем не то, что написано, и что спектакль-то не о нашей убогой повседневности, а о любви - наивной и сложной одновременно, которая и в нищете - Любовь. Оказывается, что сын предан отцу и верит, что тот выкарабкается, и они «еще увидят небо в алмазах».

И мы, наконец, замечаем скрытую ранее от нас символику: Отец и Сын. Исповедуясь сыну в своих грехах, предательстве любви, слабости, утрате веры, отец вновь обретает сына. И самого себя. Презирая свой страх, побеждаю свою укоренившуюся ненависть к миру, он совершает мужественный поступок - обретает сыновью любовь как благодать.

И сыну, озлобленному современному подростку, трагическая исповедь, абсолютная откровенность отца открывают сокровенную суть: он плоть от плоти отца, и любовь их предопределена.

Два превосходных актера, (интеллигентный, ироничный маститый Александр Бессмертный и талантливый студент театрального института Александр Башкиров) без штукарства, актерских фокусов завладевает вниманием зала, заставляя, затаив дыхание и сдерживая слезы, слушать свой напряженный диалог. Каждая реплика прожита, прочувствована сердцем. Два Александра живут на сцене, а не представляют, каким бы старомодным это не могло бы кому-то показаться. Но разве устарело понятие сцены как алтаря, где актер приносит себя в жертву во имя нас, таких по-современному равнодушных и толстокожих.

Спектакль репетировался режиссером Александром Столяровым (он же - автор пьесы) почти год, в нем нет второго состава, здесь бесконечно важна и индивидуальность актеров, их способность к откровению на сцене и бескорыстная трата своих душевных сил. Потому-то так убедительна и трепетна истина, извечная, но забываемая нами в привычной суете заповедь о милосердии к ближнему, которую напоминает спектакль «Настоящий бразильский кофе». «Полюби меня черненьким, беленьким меня всякий полюбит. Полюби меня...» Как необходимо помнить нам об этом сегодня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме