«ПIСЕННИЙ ВЕРНIСАЖ-94»: ОГОРЧЕНИЯ, НАДЕЖДЫ, ДОСТИЖЕНИЯ ЗАПИСКИ НЕПОСТОРОННЕГО

Алексей Кононенко 3 февраля 1995, 00:00

Читайте также

Ожидаемый фестиваль современной украинской песни собрал в конце января весь цвет украинской эстрады. Конкуренция во время предварительного прослушивания исполнителей художественным советом достигла такого накала, что даже снег вокруг Дворца «Украина» расстаял. И многие покинули сцену с разбитыми надеждами. Казалось бы, беспроигрышные песни, которые звучат в концертах, на радио, на телевидении, - а худсовет не принимает их для исполнения в концертах фестиваля...

Директор Всеукраинского государственного центра фестивалей и концертных программ, главный человек на «Песенному вернiсажi», народный артист Украины Борис Шарварко на пресс-конференции все объяснил: «Фестивалю не хватило еще одного дня. Мы старались отобрать лучшие песни. И, поверьте, обидно было, когда какая-нибудь из достойных не проходила по решению худсовета. А на заседаниях все было честно: проголосовали и решили. Был бы еще один концерт - прозвучали бы все. Но... Главная проблема банальна, увы, - нет достаточных средств для проведения фестиваля. Нет их у Министерства культуры, не хватает и спонсорских. Артисты выступают бесплатно, мы не можем даже призы им обеспечить.

Пять дней фестиваля (два дня - предварительное прослушивание и три - фестивальные концерты) - это огромные деньги: свет, звук, одежда сцены, оплата проживания артистов, техническое обеспечение и пр., и пр. Фестивальные концерты длились каждый более четырех часов.

Выступали наши знаменитости, очень много молодежи, гости. Ошибки прошлогоднего фестиваля мы учли. Уже сейчас, заглядывая в будущее, скажу, что к фестивалю «Пiсенний вернiсаж-95» мы подготовимся еще лучше...»

Да. Спору нет. Фестиваль был демократичнее предыдущего. В составе художественного совета рядом с «традиционниками» работали и представители «молодежной тусовки». В концертах прозвучало много новых имен. Не превалировало имя одного автора или исполнителя. Не было раздачи «слонов» всем членам жюри. Гораздо больше песен, исполнителей, авторов отмечено дипломами фестиваля.

И что приятно, более того, важно - все три фестивальных концерта имели «аншлаг». Благодарная публика тепло принимала и молодых, и маститых; влюбленными глазами следила за каждым движением очаровательной Софии Ротару, которая все фестивальное время провела в зале и завершила «Пiсенний вернiсаж» мини-концертом.

Следует отдать должное ассоциации деятелей эстрадного искусства Украины, фирме «Мега-шоу», фирме «Динамо-арт сервис» и фирме «Феерия», благодаря которым фестиваль прошел на высоком уровне.

Как автор песен, которые поют многие украинские исполнители, я, наверное, буду субъективен в суждениях. На мой взгляд, не все участники пели свои лучшие песни, кто-то из оставшихся «за бортом» после предварительного прослушивания достоин был выступить в финальном концерте... Время рассудит. Ведь каждый член художественного совета тоже субъективен в оценках. Вспомним вернисаж прошлого года. Песни «Хрещатик» (исп. Павел Зибров), «Три дороги» (Инесса Братущик и Орест Хома), «Червонi вишнi» (Алла Кудлай) не были отмечены лауреатством, но стали шлягерами, были отмечены вниманием слушателей, имели радио и телеэфир, прессу и т.д. То есть, несмотря на мнение самого компетентного жюри, судьбу песни решает слушатель (зритель) - тот, для кого она написана и исполняется. К сожалению, половину песен-лауреатов прошлогоднего фестиваля вспомнить не могу (и не один я). Они прозвучали на сцене и так и не вышли за стены Дворца культуры «Украина».

Организаторы хорошо об этом помнили. Поэтому на «Пiсенному вернiсажi-94» лауреатством было отмечено гораздо больше песен. И исполнителей, и поэтов, и композиторов. С чем их и поздравляем.

Кто же они, лауреаты и участники, поэты и композиторы?

Пользуясь тем, что пишу субъективные заметки, представлю читателям тех участников фестиваля, кто наиболее запомнился. Молодых, восходящих на небосклоне украинской песни.

Александр Понамарев, который в минувшем году стал обладателем II приза на фестивале «Славянский базар».

Жанна Боднарук - солистка Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины. Интервью с певицей было опубликовано в «ЗН» (№4, 1995 г.).

Ирина Ермакович - лауреат фестиваля «Веселад».

Вячеслав Хурсенко, лауреат фестиваля «Червона рута».

Наталья Самсонова, лауреат всеукраинских конкурсов.

Инеш Кдирова, лаурает фестиваля «Ялта-92».

Группа «Анна Мария», лауреат всеукраинского фестиваля «Червона рута».

Виола, лауреат хит-парада «12-2».

Группа «Брати Блюзу», лауреат всеукраинских фестивалей («ЗН» №2, 1994 г.).

Евгений Москаленко, лауреат фестиваля «Веселад».

Эльзара Баталова, лауреат международных конкурсов.

Николай Романов, лауреат фестиваля «Пiсенний вернiсаж-93».

Ани Лорак, лауреат фестиваля «Веселад».

Надежда Копча, лауреат всееукраинских конкурсов.

Оксана Пекун, лауреат международного конкурса «Доля-93».

Почти все из упомянутых отмечены лауреатством фестиваля фестивалей, как называли «Пiсенний вернiсаж» в кулуарах.

Несомненно, большая заслуга художественного совета в том, что в концертах фестиваля выступило столько молодых исполнителей. Это еще раз подтверждает то, что потенциал украинской эстрадной песни огромен. И никак не могу согласиться с режиссером-постановщиком концертов Дмитрием Мухарским в том, что трудно разыскивать молодых исполнителей. Каждый из представленных уже является лауреатом какой-нибудь импрезы. Девяносто процентов фестивалей снимается украинским телевидением, записывается на радио.

Художественному совету (или дирекции фестивалей) нужно, на мой взгляд, просто начинать работу немного раньше: просмотреть запись фестивалей, прослушать радиоверсии, обратиться в дирекции фестивалей, которые проводятся в Украине. Важно также учесть рейтинг песен, который, по-моему, наиболее точно определяют письма слушателей (особенно радиопередача «Пiсня на замовлення»). Тогда не нужны будут предварительное прослушивание и унизительное отсеивание участников. Ведь «Пiсенний вернiсаж» предполагает итоговый фестиваль лучших песен, прозвучавших на протяжении года. Если худсовет четко определится и пригласит конкретных исполнителей с конкретными песнями - от этого фестиваль только выиграет. Собственно говоря, фестиваль украинской песни так и задумывался изначально. К сожалению, организаторы не пригласили на праздник известных мастеров песни, людей, которые пришли в свое время в Министерство культуры Украины с идеей проведения «Пiсенних вернiсажiв» - поэта Юрия Рыбчинского и композитора Игоря Поклада.

Трудно согласиться также с тем, что «Пiсенний вернiсаж» открывает новые имена, как это часто звучало в отношении юных исполнителей.

Те же Ани Лорак с песней «Я и ты» (муз. Г.Головковой, стихи Н.Ятченко) и Женя Москаленко с авторской песней «Менi тринадцятий минало» на стихи Т.Шевченко летом 1994 года стали, соответственно, обладателями первого приза и дипломантами международного фестиваля украинской детской эстрадной песни «Веселад», выступали в заключительном концерте на сцене того же Дворца культуры «Украина». Концерт был записан УТ, несколько раз транслировался, песни звучали на радио. После этого Ани Лорак стала лауреатом фестиваля «Доля», а Женя Москаленко лауреатом фестиваля «Золота осiнь Славуча», дипломантом телевизионного фестиваля «Фант-лото «Надiя».

«Пiсенний вернiсаж» для юных исполнителей - дверь в мир большой эстрады, признание их таланта. В этом его задача.

Аншлаги на концертах «Пiсенного вернiсажу» предсказуемы. Ибо когда еще собираются вместе народные артисты Украины Анатолий Горчинский и Оксана Билозир, Иван Попович и Раиса Кириченко, Назарий Яремчук и Виктор Шпортько, Феми Мустафаев и Павел Дворский, Николай Гнатюк, заслуженные артисты Алла Кудлай, Лилия Сандулеса, Виктор и Любовь Анисимовы, Нина Шестакова, Павел Зибров, Виталий Белоножко и Надежда Шестак. Не менее известные Таисия Повалий, Николай Свидюк, Инесса Братущик и Орест Хома, Ирина Билык, Андрей Миколайчук, Анатолий Матвийчук, Богдан Сташкив, Иво Бобул, группы «Краяни», «Соколи» и даже «Брати Гадюкiни». Только на «Пiсеннi вернiсажi» приезжает из Москвы известный композитор Александр Морозов. К тому же, в этом году впервые председателем художественного совета была народная артистка Украины, народная артистка Молдовы София Ротару.

Беда только в том, что украинские исполнители (и народные, и заслуженные) вместе взятые получают за свои выступления меньше, чем одна (!) заезжая звезда из сопредельного государства.

Даже не Алла Борисовна, а так, «звездочка» какая-нибудь, поменьше. Десять народных и десять заслуженных вместе взятых получают меньше, чем один просто эстрадный исполнитель без звания!

И эти деньги платят гастрольным «звездочкам» наши украинские бизнесмены. А на еще один день вернисажа украинской песни денег нет. Вот и вся любовь! О каком выходе украинской эстрады на международный уровень может идти речь, если собственные бизнесмены забыли простые истины: не вложишь деньги - не получишь отдачу; если беднее становится страна, в которой ты живешь - ты богаче не станешь. Мне кажется, что надо было организаторам обратиться с просьбой к Президенту Украины Леониду Кучме прямо во время заключительного концерта, чтобы на очередной концерт лауреатов фестиваля он пригласил украинских банкиров и бизнесменов. Пусть бы увидели, что не хуже в Украине есть «звездочки» и они достойны того, чтобы деньги вкладывались в их творчество.

Вижу очень простой выход: проводит концертная организация или коммерческое предприятие концерт отечественного артиста - льготное налогообложение; а приглашает закордонную звезду - 70-80 процентов отдай в казну государства. Да уж если в государстве некому позаботиться об авторском праве (все расчеты между артистами, авторами, композиторами, аранжировщиками, организаторами концертов проводятся без договоров и расписок, творческие люди уже стали забывать, где находится УААП), то кому есть дело до организации нормальной концертной деятельности, до поднятия престижа украинской эстрады?!

Был, правда, Семен Юфа, который на прошлогоднем вернисаже хоть цветы исполнителям дарил, да и тот уехал за кордон.

Но вернемся к «Пiсенному вернiсажу-94» и попробуем предсказать песни, претендующие на популярность в 1995 году.

Это, на мой взгляд: «Соколята» - музыка, стихи и исполнение Вячеслава Хурсенко; «Чумаки» - муз. В.Соколика, стихи М.Бойко, исполняет группа «Краяни»; «Я i ти» - муз. Г.Головковой, стихи Н.Ятченко, исполняет Ани Лорак; «Остання нiч кохання» - стихи Ю.Рыбчинского, муз. и исполнение Павла Зиброва; «Там, за небокраєм» - муз. А.Харитонова, стихи и исполнение Виолы. И буду только рад если песен, прозвучавших на вернисаже и ставших шлягерами, будет больше.

Хочу поздравить молодых композиторов Викторию Шпаковскую и Романа Богорота, а также известного музыканта Ирину Кириллину, прекрасные песни которых звучали в заключительном концерте.

Больше всего в концертах вернисажа прозвучало песен на стихи Вадима Крищенко, Анатолия Матвийчука, Владлена Ковтуна, Николая Бровченко, Николая Лукива.

Отмечены лучшие аранжировщики - Дмитрий Гершензон и Александр Пляченко. Это впервые и отрадно.

Итак. «Пiсенний вернiсаж-94» был демократичнее, больше жанров и стилей было представлено, больше было исполнителей и молодых в том числе. Больше внимания уделялось со стороны фондов и государственных структур. В кулуарах даже прозвучало, что фестиваль в будущем будет проходить под патронатом Президента Украины, что он приобретет статус государственного и международного. Дай Бог! Больше внимания организаторы и художественный совет уделили журналистам.

Хотя далеко до желаемого. В идеале должна быть ложа прессы, или хотя бы места на каждый концерт. Аккредитация, пресс-конференция и опрос журналистов загодя (за месяц, за две-три недели до фестиваля). Нормальное место для работы - комната с телефоном, пресс-релизы, буклеты, встречи со звездами эстрады и т.д. Т.е., должен работать пресс-центр фестиваля.

Приятно то, что худсовет не забыл отметить лауреатством песню «А липи цвiтуть». В прошлом году Иво Бобул и Лилия Сандулеса во время вернисажа гастролировали за океаном, а песня довольно часто звучала в передачах украинского радио, полюбилась слушателям.

Огорчило отсутствие на вернисаже популярного певца и композитора Тараса Петриненко, а также - народного артиста Украины Василия Зинкевича. Не нашли общего языка организаторы и артисты. Понятно, когда депутаты в парламенте не могут договориться, но тут фестиваль фестивалей - серьезное дело. Отсутствие Зинкевича повлекло за собой опалу известного и почитаемого ансамбля «Свитязь»... Жаль.

Трудно объяснить ситуацию с песней «Доне моя, донечка». В прошлогоднем вернисаже она не была заявлена в конкурсе, прозвучала вне конкурса в заключительном концерте. В течение года песня почти ежедневно звучала на радио и по телевидению по заявкам слушателей, а когда композитор и исполнитель Николай Свидюк заявил песню на нынешний вернисаж, художественный совет ее отверг. В накладе остались певец и зритель-слушатель.

Трудно объяснить, но попытаюсь. Для всех, кто остался за бортом фестиваля.

Первое: решения принимает художественный совет, и они обжалованию не подлежат.

Второе: Борис Георгиевич Шарварко - опытный, известный режиссер. Как и везде, во всем мире, Борис Георгиевич имеет свою команду. Команда - это люди, а люди имеют свои достоинства и недостатки, привязанности, обязательства, симпатии, вкусы. И абсолютно нормально то, что люди из команды Шарварко поступают соответственно своим вкусам и симпатиям, способствуют исполнителям, которые им симпатичны. Любая команда, которая проводит фестивали («Червону руту», «Вiтер зi Сходу», «Славянский базар» и пр., и пр.), поступает так же.

Поэтому я поздравляю еще раз всех лауреатов фестиваля с достижениями; организаторов с его успешным проведением. А обиженным и огорченным скажу: вашу песню может проверить только время и только оно докажет, та ли эта песня, которую хочет и любит слушатель.

И всем предлагаю жить с надеждой на лучшее будущее. Лучшее будущее Украины и украинской эстрадной песни.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60