О ПРИВЫЧКАХ 1991 ГОДА, УДАРЕ В КОММЕРЧЕСКОЕ СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И ПРИБАВЛЕНИИ ПОУМНЕВШИХ МОСКОВСКИЕ «ХИТЫ» УКРАИНСКИХ ИЗДАТЕЛЕЙ

Поделиться
Несколько российских периодических изданий публикуют собственные книжные хит-парады, определяющие рейтинг по количеству продаж за неделю...

Несколько российских периодических изданий публикуют собственные книжные хит-парады, определяющие рейтинг по количеству продаж за неделю. Наибольшей популярностью у издателей и книготорговцев пользуются списки газеты «Книжное обозрение» и журнала «Книжный бизнес». Не бывает месяца, чтобы среди бестселлеров не появились новинки, изданные в Украине.

Несколько недель подряд прочно удерживала место в середине десятки (номинация «Другая литература» — т.е. не собственно художественная) книга «ТАЙНА ИМЕНИ», выпущенная харьковским издательством «Паритет ЛТД». А в предновогодних списках, когда на неожиданные издания повышается подарочный спрос, «Тайна имени» поднималась даже на вторую ступеньку.

600-страничный том состоит из двух частей. Вначале — уже ставшие известными в последнее время (но оттого — не менее популярными) классические работы П. Флоренского «Имена», С.Минцлова «Власть имени», П.Руже «Влияние имени на жизнь человека», а также «Гадание по именам» С. Попова. Вторая часть — оригинальное до экстравагантности исследование харьковского профессора Бориса Хигира «Имя человека, его характер и судьба». Господин профессор занимается нестандартной диагностикой личности — по имени, отчеству, месяцу рождения и еще нескольким «подсобным» характеристикам определяет структуру психологии конкретного человека. Если верить его собственным высказываниям, специалисты, подвергавшие эту методику экспертизе, пришли к выводу: результаты психодиагностических опытов Б.Хигира оправдываются более чем на 80 процентов.

Столь непривычная книжка стоит и несколько непривычных денег. На киевских раскладках — 500 тысяч карбованцев. Впрочем, на ежемесячных книжных ярмарках в Украинском доме её можно приобрести за вдвое меньшую сумму. Но если вы вдруг попадёте в Русский дом (тот, что на Пятой авеню Нью-Йорка) — придется выложить уже 14,5 доллара — какая-то часть тиража попала уже и туда.

Судя по всему, в обозримом будущем читателей ожидает эскалация впечатлений. Г-н Хигир заканчивает работу над следующей книгой под названием «Имя и профессия», которая, как он надеется, должна помочь в семейной профориентации школьников. А еще одна рукопись, находящаяся в работе, комментариев не требует — «Имя и секс».

Впрочем, автор нестандартной беллетристики, кажется, претендует на большее, нежели читательская популярность. В опубликованном «Книжным обозрением» интервью он заявил: «Я мог бы быть полезным президентам именно в качестве помощника». И тут же набросал «портреты» трех руководителей, исходя из ФИО-анализа: «Российский президент — натура взрывная, эмоциональная, упрямая. Всегда повторяет, что не обижается на правильную критику. Но если на него наговаривают, — обижается. Иногда его сбивает импульсивность, прямолинейность (...). Борисы всегда идут прямо, напролом, пытаясь помочь людям.

Юрий Мешков менее эмоциональный человек, сопереживающий, прежде, чем сказать, он долго думает. В людях часто ошибается — из-за этого у него часто возникают конфликтные ситуации. Ему следует не спеша подобрать себе помощников — людей высокой эрудиции. Он раним, но упрям и критики не выносит.

Наш украинский Президент Леонид Данилович Кучма — натура прямая, сильная, конкретная, самокритичная, ранимая. Он обладает большими способностями в организаторских действиях, решительный человек. Он говорит то, что думает, то, что хорошо продумал, взвесил. Он скромен. Очень важно, КТО его будет окружать (...). Если бы я был приглашен, думаю, я смог бы создать ему очень добрую ауру».

Однако вернемся к серьезности в её традиционном понимании. Известно, как дорого телеэфирное время, особенно на «Останкино». Известно также, что московские рецензенты весьма ревниво относятся к успехам украинских издателей. Однако хорошо знакомый нам как бывший ведущий бывшего «Времени» и «ВИДа», а теперь автор программы «Экслибрис» (каждый четверг утром) Игорь Кириллов в последнем выпуске более двух минут (вся программа — 20 мин.) ласково манипулировал в кадре трёхтомником ФРАНЦА КАФКИ, изданным харьковским СП «Фолио». И этот наиболее полный на сегодня кафкианский сборник стоит того: лучшие из старых и прекрасные новые переводы, супер на презентационной импортной бумаге, комментарии истинных знатоков. Несколько недель — на самом верху московского книжного хит-парада. Издание попало в список наизаметнейших книг года, составленный ведущими книговедами России (впрочем, попала туда и «Тайна имени»).

Собрание сочинений Кафки «Фолио» издало совместно с «Художественной литературой». Издательская цена — эквивалент 3 долларов за том. На киевских раскладках просят по 5.

Кстати, дополнительная информация, которая заинтересует ценителей. В Воронеже только что издан перевод с английского: Д. Шарп, «Незримый ворон (Конфликт и трансформация в жизни Франца Кафки)». Тираж — 15 тысяч.

Ещё одно харьковское издательство — «Око» — попало в последние недели в список московских бестселлеров. Это — четыре тома-романа СИМОНЫ ВИЛАР, исторический триллер из времён войны Алой и Белой Роз. Харьковчане осуществили это издание совместно с издательством «ЭКСМО» (Москва), которое, по мнению специалистов, занимает место в десятке самых мощных фирм, определяющих сегодня лицо книжного рынка России. Опять же таки: скажи, кто твой друг...

Поднималось на рейтинговую верхушку «Око» и самостоятельно — когда впервые в Восточной Европе издало избранные произведения Мартина Лютера «ВРЕМЯ МОЛЧАНИЯ ПРОШЛО». Первый тираж разошелся мгновенно. Точно так же — и второе издание, осуществлённое прошлой осенью.

Чтобы уже как-то закончить с Харьковом: в прошлом месяце в московский хит-парад попали мемуары харьковчанки Людмилы Гурченко. Правда, изданы они в Москве — «Центрполиграфом».

Теперь о киевских «варягах» российских рейтингов. Фигурировали тут чуть ли не все новинки издательства «София ЛТД» — К.КАСТАНЕДА, Л.РАМПА, Р.БАХ. Причём, Ричард Бах не только в 4-томном «софийском» исполнении, но в 2-томном варианте «ФИТА ЛТД». Все эти книги имеют сегодня довольно высокую котировку на главном книжном базаре «первопрестольной» — в спорткомплексе «Олимпийский».

Пробивалась (речь всё время идёт о последних двух-трёх месяцах) в число московских бестселлеров и книга нашей издательской фирмы «Airland» — томиком Ортеги-и-Гассета «ЭССЕ ОБ ИСПАНИИ» (совместно с «Пор-Роялем», Москва). Только что, с привлечением ещё и киевского ТОО «Мулета», этот же альянс выпустил «МЫСЛИ» Блеза Паскаля — снова в десятку. И уже полностью самостоятельно — «Наслаждение и Долг» Сёрена Киркегора и «Воспоминания, сновидения, размышления» Карла-Густава Юнга. Образцово изданные — и технически и редакционно, — они, вероятно, в ближайшее время также попадут в число наиболее динамичных продаж интеллектуальной литературы в Москве. Как и готовящийся вот-вот появиться на свет в «Фолио» наиболее полный трёхтомник Бориса Виана.

И вот тут мы подходим к интересным предположениям. Дело в том, что киевские «Основи», очень профессионально издающие «высоколобую» литературу исключительно на украинском языке, выпустили «своего» Ортегу-и-Гассета (хотя произведения в однотомник вошли другие) практически одновременно с «Эссе об Испании». Цены у «Основ» — при сравнимом полиграфическом качестве — почти втрое ниже, чем на русскоязычные аналоги (тут уже вышли Й. Гейзинга, К.А. Гельвеций, Э. Роттердамский, Ж.П. Сартр и др.). Не по этой ли причине сегодняшняя цена на русскоязычного Ортегу в 2,5 раза ниже, чем на вышедшего в адекватном исполнении Паскаля, которому пока нет украиноязычного «конкурента»?

Если бы в Украине существовала практика книжных хит-парадов, мы бы судили об этом не на уровне догадок. Вряд ли процент умных читателей в России выше, чем у нас. Если «Антология французского сюрреализма» (М.: Гитис) несколько недель возглавляет список «интеллектуальных» бестселлеров «Книжного обозрения», то изданная ранее «Основами» «Французька п’єса ХХ столiття: Театральний авангард» (тут — впервые переведённые А. Жарри, Ж. Кокто, Ж. Ануй, С. Беккет, Э. Йонеско и др.) должна бы пользоваться у нас не меньшей популярностью. Ярко «засветились» на российском книжном рынке изданные «там» Карл Поппер и Макс Вебер. А «Основи» к тому времени уже выпустили свои аналоги. Среди сегодняшних лидеров серьёзного чтения — «московский» двухтомник Л. Витгенштейна. На выходе его «Tractatus logico-рhilosoрhicus» — в «Основах».

А вывод такой. Отсутствие в украинской периодике собственных книжных хит-парадов причиняет нашему обществу интеллектуальный ущерб по крайней мере в трёх направлениях. Во-первых, мы просто не знаем, на какие книжки есть спрос сегодня, и по привычке ’91 года считаем, что нам нужна чуть ли не исключительно «история» и «украиника». Во-вторых, отсутствие рейтинговых списков — удар в коммерческое солнечное сплетение серьёзных украиноязычных издателей. Уверен, что если б выпущенный год назад (совместно «Днiпром» и «Основами») томик Ф. Ницше покрасовался в национальном рейтинге, «челноки», поставляющие того же автора на киевские раскладки из Москвы, просто прогорели бы. Грех, конечно, говорить такое, но своя рубашка...

И в-третьих. Как и любая социологообразная информация, рейтинг имеет достоверно установленную обратную связь. То есть, фигурация в таких списках настоящей литературы притягивала бы к ней дополнительного читателя. Поумневших стало бы больше. И меньше — ностальгии по колбасе в 2.20 и «чорним радам».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме