Музыкальный фронт: история одной украинской музыкальной династии, прошитая войнами

Видео Опрос читателей
Поделиться
Музыкальный фронт: история одной украинской музыкальной династии, прошитая войнами © Фото, предоставленное интервьюированным
Несмотря на репрессии, лагеря и войны, семья сохранила в себе любовь к Украине и стремление держать культурный фронт

Многие профессиональные украинские музыкальные коллективы поддерживают культурный фронт. Музыкальный фронт генерирует идеи, проводит мероприятия, на которых его участники помогают собрать средства в поддержку ВСУ, пострадавших гражданских и выполняют за рубежом просветительскую миссию, знакомя публику со старинной и современной украинской музыкой.

Один из таких активных коллективов — квартет Kyiv Tango Orchestra (Татьяна Павличук-Тышкевич (пианино), Тарас Видиш (скрипка), Остап Конашук (аккордеон), Назарий Стець (контрабас). Только в начале 2023 года за 18 дней они сыграли 17 концертов. Цель этих благотворительных мероприятий — сбор средств в помощь Украине через созданный в 2022 году фонд Music Unites, назначение которого — помощь военным, госпиталям, детям, больным, пожилым людям. 

Фото, предоставленное интервьюированным

ZN.UA встретилось с учредителем, артистическим директором и пианисткой квартета Kyiv Tango Orchestra Татьяной Павличук-Тышкевич. 

Фото, предоставленное интервьюированным

— Татьяна, с самого начала полномасштабного вторжения вы включились в волонтерство. И как только появились силы, начали давать концерты. В январе вы установили своеобразный рекорд: в Германии и Швейцарии за 18 дней сыграли 17 концертов. Как вам это удалось?

— Был всего один выходной. Физически выдержать марафон из 17 концертов нон-стоп можно, только имея очень серьезный опыт гастролей. К счастью, он у всех членов квартета есть. 

Наши концерты за рубежом ведем на английском. После каждого много общаемся, поскольку чувствуем, что нужно транслировать важные вещи. Как можем, делимся эмоциями, доносим всю правду о ситуации в Украине, благодарим за помощь, акцентируем, чем еще могут помочь европейцы. И, наверное, благодаря силе музыки, любви и искренности у нас везде происходил сердечный диалог с аудиторией. На собранные средства мы сделали много добрых дел в Украине: закупили ноутбуки для студентов авиационного университета в Харькове, передали помощь госпиталю в Днепр, помощь деткам в центры и детские дома, много адресной помощи семьям с оккупированных территорий, пожилым людям, больным, военным на востоке.

— Эта большая война повысила интерес людей к украинской истории, ее неизвестным страницам. Почти у каждой семьи в Украине можно найти белые пятна, травмы, драмы, которые возникали из-за влияния разных режимов, в разные времена существовавших на территориях страны. Знаю, что у вас чрезвычайно интересная семейная история. Расскажите о своих неординарных родственниках, деятельность которых влияла на формирование музыкальной культуры Украины.

— Мой прадед по материнской линии — композитор, общественно-культурный деятель Семен Петрович Тышкевич-Азважинский, в начале прошлого века был очень известным и весьма уважаемым в Киеве. Семен Петрович был директором первой Рабочей консерватории, он сформировал ее первый, невероятно сильный состав. Тышкевич-Азважинский в 1932–1934 годы занимал должность ректора Государственного музыкально-драматического института имени Николая Лысенко, который потом, в 1934 году, разделили на самостоятельные вузы: Киевскую консерваторию имени Петра Чайковского и Киевский институт театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого.

В страшное тяжелое время 30-х прошлого века прадеда по доносу репрессировали и приговорили к расстрелу, который был исполнен в печально известном селе близ Киева — Быковне, 14 октября 1938 года. Через 20 лет, 18 марта 1958 года, его реабилитировали посмертно.

Прадед оставил после себя яркий след как композитор: среди его произведений музыкальная поэма «Декабристы» рукопись которой нашли в Европе, где ее с успехом впервые и исполнили. После прадеда остались многочисленные камерные и фортепьянные композиции; более 30 романсов на слова Шевченко, Рыльского. Мой прадед считал себя счастливым во всех смыслах человеком: кроме того, что реализовал себя как творческая личность, был счастлив и в личной жизни: ему суждено было встретить свою большую взаимную любовь — Валентину Жубр.

Украинская культура без русских имен: в Киеве прошла акция за исключение имени Чайковского из названия Национальной музыкальной академии
Украинская культура без русских имен: в Киеве прошла акция за исключение имени Чайковского из названия Национальной музыкальной академии

— Если не ошибаюсь, вашу прабабушку Валентину в Луцке называют основателем городской фортепьянной школы?

— Именно так. В Луцке Валентина Жубр стала одним из основателей фортепьянной школы — первой музыкальной школы города, которой потом подарили имя Фредерика Шопена. Она воспитала не одно поколение талантливых пианистов, которые выросли до профессоров и разлетелись не только по всей Украине, но и по миру.

Но о прабабушке стоит рассказать немного больше. Аристократка, блестящая пианистка, ученица знаменитого профессора Михайлова, Валентина Жубр после гибели мужа осталась с двумя малолетними сыновьями и беременная третьим сыном. Ее как вдову врага народа бросили в буквальном смысле на произвол судьбы. Чтобы выжить в то время с тремя маленькими детьми, она бралась за любую работу, мыла полы и тому подобное. Потом одного из сыновей отправили в трудовые лагеря в Германию. Прабабушка поехала за сыном. Судьба занесла ВалентинуЖубр с детьми в лагеря для перемещенных лиц в Австрии. Валентина прекрасно владела европейскими языками: немецким, французским, польским. Она объяснила, доказала дирекции лагеря, что она профессиональный музыкант. Представители дирекции восприняли ее фамилию Жубр как Шуберт и решили, что эта пани — потомок их гения Шуберта.

И прабабушка ради спасения признала свое «родство» с великим австрийским композитором. Она прекрасно знала биографию Шуберта, виртуозно сыграла сонатины композитора. И ее вместе с сыновьями освободили. Более того, австрийские коллеги-музыканты в маленьком уютном городке Санкт-Валентин нашли для Валентины Жубр полуподвальное помещение, в котором моя прабабушка основала первую в этом городе музыкальную школу. Пани Жубр была весьма уважаемым человеком в этом городе, но ностальгия не давала ей покоя, и она решила вернуться домой, в Киев, к своей пожилой свекрови.

Валентина как жена врага народа в столице Советской Украины не смогла найти достойную работу. По совету друзей, она поехала в Луцк. Таким образом в Луцке, на западной границе Украины, моя семья и пустила корни. 

За несколько дней до весеннего локдауна я впервые посетила знаковый для моей семьи австрийский городок Санкт-Валентин. Видела и школу, основанную прабабушкой, и костел, где крестили моего дедушку. И вот какие мысли там меня посетили: наверное, бессмертие — это когда твои дети, внуки так любят тебя и тонко чувствуют через века, когда близким удалось так сохранить твой образ и передать любовь и уважение к тебе, что правнучка собирается и едет туда, где прабабушка работала, выживала, плакала, растила детей и мечтала. В тот день я почувствовала себя по-настоящему счастливой. В Санкт-Валентине очень красиво и уютно. И, наверное, прабабушке не хотелось оттуда уезжать, ей было там хорошо... Однако у благородных людей долг превыше всего.

— Вы в какой-то степени продолжаете миссию прабабушки, держите культурный фронт, но в иное время, однако снова в реалиях военного времени. 

— До конца войны, до Победы все наши концерты будут иметь благотворительный характер. В Киеве мы сыграли в прошлом году только один концерт, но он был очень важный, в рамках проекта Сони Сотник «На шапку» в Peppers Club и собрали для фонда «Свои» около 100 тысяч гривен на закупку тактической медпомощи. 

Сегодня момент, когда ты ощущаешь возможность быть действительно полезным как никогда. И мы не только должны зарабатывать (не собирать, а именно зарабатывать!), показывать высокий уровень мастерства и помогать в Украине, но и доносить за рубежом важную информацию о сопротивлении наших людей, о том, как здесь, несмотря на войну, бурлит жизнь. Мы должны доказывать, что Украина достойна внимания не только когда война, а всегда. Потому что Украина является не только полноценной частью Европы, но даже больше — ее сердцем. И здесь живут не только самые смелые люди, но и очень талантливые, которые могут в любой профессиональной сфере достойно конкурировать, делиться опытом и быть полезными везде в мире.

Ожидаем каждого на наших концертах, где будут звучать уникальные аранжировки украинских народных песен, красивейшие произведения Астора Пьяццоллы, Ришара Гальяно, Мишеля Леграна, Карлоса Гарделя, наши авторские произведения и произведения наших друзей. 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме