Минкульт: скульптуры Пинзеля никто силой отбирать не будет, надеемся, что люди нам поверят

Поделиться
Не должно быть и опасений относительно того, что шедевры Пинзеля могут не вернуться в Украину. Это бессмыслица. Такое невозможно ни при каких обстоятельствах.

Министр культуры Украины Михаил Кулиняк, комментируя эксклюзивно для ZN.UA ситуацию накануне выставки произведений Пинзеля в Лувре (в частности интригу с исчезновением или «перезахоронением» скульптуры святого Онуфрия в селе Рукомыш на Тернопольщине), заметил следующее: 1) до последнего организаторы выставки будут ждать доброй воли крестьян, неизвестно куда спрятавших скульптурный шедевр; 2) Минкульт, очевидно, будет хлопотать о повторном рассмотрении давней истории относительно исчезновения произведений Пинзеля в Западной Украине; 3) в соответствии с контрактом, произведения Мастера вернутся в Украину из Франции уже в конце февраля 2013-го.

- Михаил Андреевич, хотелось бы вернуться к прологу проекта «Пинзель в Лувре». Кто все же инициатор этой международной акции? Украинская сторона? Или руководство Лувра?

- Истоки проекта - его замысел и первые шаги реализации - связаны с человеком, который очень многое сделал для сохранности культурного наследия в Украине. Это светлой памяти Борис Григорьевич Возницкий. Его усилия на этом конкретном направлении проявились еще несколько лет назад, когда он мечтал об экспозиции Пинзеля в Лувре. Многое сделал для реализации проекта и Тарас Возняк.

Так что сама по себе идея не является случайной. За проектом «Скульптор барокко в Украине середины ХVІІІ века: Иоанн-Георгий Пинзель» стояли люди, не равнодушные к культурному наследию. И они хорошо понимали, какое значение имеет промоция Украины в сердце Европы, а именно - в Лувре.

А в целом я бы не хотел зацикливаться на теме «отцы этой победы». Хорошо то, что идея на стадии реализации.

- Собственно, Лувр… Какие площади предусматриваются там под экспозицию произведений Пинзеля? И где непосредственно будет проходить выставка?

- В соответствии с контрактом, подписанным директором Львовской национальной галереи искусств Ларисой Разинковой-Возницкой и Анри Луаре, президентом-директором Национального заведения музей Лувр, выставка откроется 21 ноября. И будет продолжаться включительно до 25 февраля 2013 года.

То есть будет проходить почти три месяца. Скульптуры Пинзеля выставят в часовне Сен-Шапель, которая входит в комплекс Лувра. Учтена специфика выставки и пожелания украинских специалистов. Поскольку такая большая выставка предусматривает сакральный контекст, предложенное музейное пространство, как никакое иное, чрезвычайно будет гармонировать с экспозицией.

- Кто непосредственно - на уровне организационном и технологическом - осуществляет подготовку проекта?

- Над подготовкой проекта работают совместно и руководство Лувра (в частности директор), и группа французских специалистов. И, конечно, специалисты Львовской национальной галереи искусств.

Вместе с тем - по поводу этой же темы - постоянно контактируем с послом Франции в Украине. Даже недавно в Ялте на саммите говорили с ним о будущей выставке Пинзеля в Лувре. В частности, о реставрационном процессе.

Хочу особо подчеркнуть: в этих вопросах все абсолютно прозрачно и открыто. Нет тех или иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на замалчивание или утаивание определенных этапов подготовки проекта.

Пожалуйста, все открыто! Мы готовы отвечать на все вопросы. Не должно быть и опасений относительно того, что шедевры Пинзеля могут не вернуться в Украину. Это бессмыслица. Такое невозможно ни при каких обстоятельствах. Ведь контракт межгосударственный. И в проекте задействована целая система международных отношений.

То есть имеется контракт, и есть условия и этапы его реализации. Если кому-то интересна экспертная оценка такого контракта - опять же, пожалуйста… И хотя это довольно объемный документ, мы готовы его комментировать, анализировать, отвечать на все вопросы, чтобы избежать ненужных спекуляций.

- Вы лично посещали Бучач в период «народного недоверия» к экспозиции произведений Пинзеля в Лувре. Почему все же наши люди не доверяют музейщикам и власти? Откуда зародилось зерно такого сомнения? Может, в этом виноваты и некоторые украинские политики-коллекционеры, к чьим рукам в разное время липли шедевры отечественной культуры?

- Да, я в самом деле поехал в Бучач. Зашел в церковь Покровы Святой Богородицы, где находятся два произведения Пинзеля, отобранные для экспонирования в Лувре, - рельефы «Благовещение» и «Ангел-хранитель». Убедился, что все сохраняется в надлежащем состоянии. И все представляет целостный ансамбль.

Местная церковь и община относятся к произведениям Пинзеля подчеркнуто внимательно, трепетно. На пороге храма я с легкой душой сказал людям, что не может быть никаких сомнений относительно возврата этих сокровищ в Украину. Ведь это наше достояние и наш государственный музейный фонд.

Был разговор и с руководством бучачской райгосадминистрации и райсовета. Не имеет значения, под каким политическим флагом эти райадминистрация и райсовет. Поскольку мы заранее договорились: политика не должна затрагивать искусство. В конце концов нашли компромисс.

Конечно, можно понять и местных жителей… Поскольку еще в 1980-х годах (уже после «перестройки») с городской ратуши в Бучаче сняли скульптуры Пинзеля для реставрации, но назад так и не вернули.

Впрочем, это отдельная история. Как известно, местная община по поводу исчезновения произведений искусства обращалась в свое время в разные инстанции. Но нигде не находила поддержки. Поэтому многие шедевры Пинзеля так и не удалось отыскать. Поэтому, мне кажется, Министерство культуры Украины должно инициировать «повторное рассмотрение» давней истории с исчезновением шедевров гениального мастера…

- Жители села Рукомыш на Тернопольщине тоже не верят музейщикам. И вообще где-то запрятали барельефную скульптуру Пинзеля - святого Онуфрия. А это уже настоящий детектив. Как будет действовать Минкульт, исходя из таких экстремальных обстоятельств? Ведь именно святой Онуфрий предполагался как основа экспозиции Пинзеля в Лувре.

- Конечно, Министерство культуры ни в коем случае не может насильно отбирать сакральную скульптуру мастера Пинзеля у местных жителей. Но мы до последнего надеемся, что люди нам поверят. Повторяю: никаких рисков для хранения и транспортировки быть не может.

И через ваше уважаемое издание хочу обратиться к жителям села Рукомыш с надеждой на доверие, на диалог. Хорошо понимаю, какие трепетные чувства крестьяне связывают со скульптурой святого Онуфрия. Они считают его своим оберегом. Этот шедевр - сквозь века - выдержал все. Словно поддерживал надежду людей на лучшее.

С другой стороны, скульптура такого рода еще и государственная ценность. И она не может находиться неизвестно где.

Я лично буду настаивать, чтобы именно такую ценность оберегали наиболее тщательно. Поскольку медийный шум, поднявшийся в связи с выставкой Пинзеля в Лувре, привлекает к произведениям мастера внимание разных людей. В частности и нечистых на руку.

Надеюсь, что и настоятель храма Святого Онуфрия, принадлежащий к Украинской автокефальной церкви, изменит свою радикальную позицию. И поймет наши намерения.

То есть намерения страны, которая хочет открыть для мира наилучшие образцы украинского искусства. Такие проекты проводятся в разных странах. Аналогичные экспозиции только укрепляют культурный имидж государства.

Надеюсь, до конца сентября вопрос разрешится.

- История с рукомышевским святым Онуфрием в определенной степени трагикомическая. Крестьяне кричат о риске потерять шедевр, а с другой стороны - есть ли в самом селе достойные условия хранения таких раритетов?

- Фактически таких условий нет. Само село замечательное - сорок домов… Но сигнализацией они не оборудованы. И в этом действительно кроется опасность. Такой «пиар» может только поощрить некоторых «коллекционеров».

- Какая страховая сумма предусмотрена условиями контракта?

- Такие суммы никогда публично не разглашаются. По согласию сторон. Поэтому и мы этого не будем делать, чтобы не возникло вопросов у наших партнеров.

- Когда именно 27 или 28 произведений Пинзеля окончательно вернутся в Украину после луврской выставки?

- В конце февраля 2013 года. Опять же, согласно условиям наших договоренностей.

- Возможны ли аналогичные выставки Пинзеля в других странах?

- Думаю, в течение трехмесячной выставки в Лувре такие предложения появятся. И если солидные музейные учреждения предложат нам выгодные и адекватные условия экспонирования, то почему бы и нет?

Опять же, это престиж Украины, ее визитка. Но никто не говорит о том, что произведения Пинзеля будут странствовать по миру годами. Такой подход тоже неприемлем.

Подчеркиваю: это чрезвычайно дорогой международный проект. В то же время из бюджета мы не взяли ни одной копейки. Транспортировка - за счет французов. Нам помогли украинские меценаты.

Поэтому еще раз, уже через СМИ, приглашаю настоятеля церкви в Рукомыше, который пока что не доверяет нам, на открытие выставки Пинзеля в Лувре. Если у него такое желание возникнет, будем содействовать его визиту во Францию…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме